Шмот — שמות

  • Тора: Шмот (Вот имена) Исход 1:1-6:1
  • Хафтара: Исайи 27:6-28:13; 29:22-23 (а); Иеремии 1:1- 2:3 (с)
  • Новый Завет: Деяния 7:17-35; Евреям 11:23-27
The Finding of Moses by Alma-Tadema, 1904. Public Domain

The Finding of Moses by Alma-Tadema, 1904. Public Domain

Вторая книга Торы по-русски называется «Исход».

Это название взято из греческого перевода раввинистического названия данной книги – «Сефер йециат мицраим» («Книга выхода из Египта»). Но в еврейской традиции принято называть книги Торы по первому значимому слову в ней, поэтому эта книга называется «Шмот» — «Имена».

Эта недельная глава также называется «Шмот». Она продолжает рассказ там, где его закончила последняя глава книги Берешит, т.е. со списка потомков Иакова, пришедших с ним жить в Египте. После смерти Иосифа и всех его братьев (последним умер Левий в возрасте 137 лет) в Египте воцарился новый фараон, который не признавал вклада Иосифа в развитие Египта. Видя угрозу себе в растущем количестве евреев и боясь, что они примкнут к его врагам и сместят его с трона, этот фараон ввел политику рабского труда для евреев. Именно в этот период времени и именно рабами-евреями были построены египетские города Пифом (Питом) и Раамсес (Рамсес).

Сейчас ученые спорят, был ли этим фараоном Тутмосе III или Рамсес II, чей надгробный обелиск говорит: «Рамсес построен азиатскими, семитскими (еврейскими) рабами«. Несмотря на угнетение, еврейское население Египта продолжало неуклонно расти, что побудило фараона к изданию следующего указа: всех новорожденных еврейских мальчиков бросать в реку. Еврейская традиция считает, что фараон не случайно приказал новорожденных бросать именно в реку. Реку Нил считали священной, египтяне поклонялись ей как божеству. Поэтому новорожденные еврейские младенцы становились своего рода жертвоприношением в умилостивление богу реки. Именно в это трудное время рождается Моисей – величайший избавитель еврейского народа.

Мудрость его матери, сообразительность сестры и, конечно, вмешательство Божье в обстоятельства его жизни сначала спасают его от смерти в младенчестве, а затем вводят в дом самого фараона в качестве приемного сына дочери фараона. Моисеем его назвала сама дочь фараона. Здесь произошла игра слов: «Маша» — «спасать» и «Моше» — истинное имя Моисея.

Моисей несколько раз называет себя «косноязычным» — «кевад пэ» и «кевад лашон». Мы не знаем, означает ли это, что у него язык «отнимался» от страха, когда нужно было говорить перед большим количеством народа, или что у него действительно было недоразвитие речевого аппарата, но в Талмуде есть интересный мидраш, объясняющий это с традиционной точки зрения. Мидраш говорит (в Шмот Раба 1:31), что однажды маленький Моисей сбросил золотую корону фараона на землю. Фараон решил проверить, сделал ли ребенок это специально или случайно: если специально, его убьют, если случайно – оставят в живых. Перед Моисеем положили кусочек золота и горящий уголек. Моисей потянулся было к золоту, как вдруг ангел Господень толкнул его руку, и ребенок схватил уголек. Обжегшись, он тут же засунул руку в рот, из-за чего ожег распространился и на его губы и язык. В результате Моисей уже никогда не мог четко выговаривать слова – т.е. стал «косноязычным», но зато избежал неминуемой смерти.

Став взрослым и осознав ужасные условия жизни своего родного народа, Моисей не сумел совладать с эмоциями и убил египетского надсмотрщика, издевавшегося над людьми. Боясь наказания за содеянное, он убежал из Египта на юговсток – в Мадиамскую землю. Там он стал пастухом, женился и прожил целых сорок лет, пока в один прекрасный день ему не явился «малах адонай» — Ангел Господень и не призвал на служение Себе. Их диалог в тот день являет истинную милость Божью, потому что, если в молодости Моисей, возможно, и питал какие-то мысли о возвращении и мести, то к этому времени он уже полностью остыл и не мыслил себя в роли лидера целого народа. В конце концов, выговорив себе некоторое послабление – например, разрешение говорить через брата своего Аарона, — Моисей пошел в Египет.

К этому времени, судя по всему, Моисей уже не особенно соблюдал еврейские законы, потому что, например, обрезание его младшего сына его жене пришлось сделать прямо по пути в Египет и то только потому, что явившийся им неожиданно Господь собирался его убить. Моисей и Аарон, который вышел ему навстречу, пришли в Египет и созвали всех еврейских старейшин. После нескольких знамений народ поверил Моисею и отправил их с Аароном к фараону, чтобы миром решить вопрос о выходе евреев из Египта. Мира не получилось. Да и кто же захочет терять такую массу рабов? Фараон не только не отпустил израильтян, но и ухудшил их условия работы, чем возбудили сильный гнев евреев на Моисея и Аарона.

Моисей в данном случае поступил очень мудро. Он не стал спорить ни с народом, ни с фараоном, а обратился прямо к Богу. И дальше следовал тому, что Бог ему говорил делать.

Хафтара на эту недельную главу разная для ашкеназских и сефардских евреев. Ашкеназы читают два отрывка из Книги пророка Исайи, который говорит об «ахарит хайямим» — («конце дней»), когда «укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная». В тот день Господь возьмет каждого еврея и приведет его в землю, обетованную Им Аврааму («от великой реки до потока Египетского»).

Как Исход говорит об искуплении и возвращении домой, так и эти отрывки из Книги Исайи говорят о том же: «И будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме». Но до наступления этого дня, Ефрем и Иерусалим будут судимы, а остаток знающих Господа будет считаться людьми с «лепечущими устами» и говорящими «на чужом языке».

Сефарды в эту неделю читают начало Книги пророка Иеремии. Здесь говорится о том, как Господь избрал его быть пророком «от утробы матери» и даются первые два пророчества Иеремии с объяснениями.

В Новом Завете есть множество ссылок на мысли и идеи, созвучные этой недельной главе. В Деяниях 7:17-35 дается краткий рассказ Стефана о том же, что описано в Недельной главе «Шмот». Дальше Стефан говорит о том, что сам Моисей пророчествовал о грядущем Мессии как о «пророке, подобном» ему. А в Послании к Евреям объясняется, что все, что происходило в жизни Моисея, происходило по вере и по воле Божьей.

В этой жизни вообще ничего не происходит без любви и вмешательства нашего Небесного Отца, и от этого жить становится намного легче.