Ваикра – ויקרא
- Тора: Ваикра (И призвал) Левит 1:1-6:7
- Хафтара: Исайи 43:21-44:23
- Новый Завет: Рим. 8:1-13; Евр. 10:1-18; 13:10-16
Книга Левит в Торе называется «Викра» («И призвал»). Еще она известна под названием Книги жертвоприношений. Иногда ее называют «Торат Коганим» – Законом священства, поскольку в основном эта книга говорит о различных жертвоприношениях в скинии.
Ваикра продолжает рассказ там, где его закончила книга Исход. Бог призывает Моисея из «охель моэд» («скинии собрания») и говорит ему о жертвоприношениях различных животных и еды («корбонот»).
В Бытии и Исходе мы читаем исторические рассказы, раскрывающие Божью космическую деятельность и Его избрание Израиля как «ам сегула» – «избранный народ». Бог, выведший израильтян из Египта и заключивший с ними завет на Синае, стал обитать среди них в «мишкане» – «скинии».
В книге Левит Бог уже обитает среди Своего народа. Ваикра открывает, как именно устанавливаются взаимоотношения народа с Богом. Ключом к ним является система жервтоприношений.
Принцип «корбана»: грех — жертва — исповедание
Согрешив против Господа, человек заслуживает смерти. Обвинитель сатана именно этого требует у Бога. Но Бог, по Своей милости, позволяет жертвенному животному умереть вместо человека. Виновный человек кладет руки на голову животного и произносит «видуй» («исповедь»): «Я заслуживаю умереть вместо этого невинного животного, но по милости Своей Господь принимает его жертву вместо меня». Когда Бог видит пролитую кровь и дым, восходящий от жертвы, Он прощает грешника на основе его веры и «тшувы» («покаяния»).
Тора говорит, что из всех кошерных животных только три вида принимаются к жертвоприношению: вол (или корова), овца и коза. Все это домашние мирные животные. Кроме этих млекопитающих, к жертвоприношению принимаются еще два вида птиц: голуби и горлицы. Это также самые мирные птицы из всех. А если жертву приносит совсем бедный человек, он может положить на жертвенник пшеничную муку, используемую для выпечки хлеба священникам.
В этой главе выделено пять типов «корбанот» («жертвоприношений»):
1. «Ола» («восходящее приношение»): добровольное («недава») приношение, полностью сжигаемое на огне; приносилось только животное или птица без пятна и порока.
2. «Минха» («съедобное приношение»): добровольное («недава») приношение, состоящее из муки с елеем, обычно приносимое бедным человеком. Частично сжигалось на жертвенника, а остаток съедался священниками (само слово «минха» означает «дар»). Кстати, любое приношение из муки должно было печься очень быстро, чтобы не дать тесту взойти (тесто без закваски).
3. «Шламим» («мирное приношение»): добровольное («недава») приношение, которое съедалось приносящим его человеком; приносилось в качестве благодарности Богу за любое радостное событие. Если человек возлагал руки на голову животного этого приношения, вместо исповедания греха произносились слова хвалы и благодарности.
4. «Хатат» («приношение за грех»): обязательное («хова») приношение за некоторые виды греха, совершенное ненамеренно. Кстати, за намеренные грехи не существовало никаких жертв; за них следовало одно наказание — смерть.
5. «Ашам» («приношение за провинность»): обязательное («хова») приношение за некоторые виды провинности (например, за ложную клятву для присвоения имущества). В каждом случае виновный должен был возместить нанесенный им ущерб плюс заплатить дополнительно 20% этого ущерба — и только потом виновный мог приносить жертву Господу и просить прощения у Него.
Обратите внимание, что последние две жертвы были обязательными. Они возносились Первосвященником. Тук (жир) жертвы сжигался на жертвеннике, а все остальные части тела выносились «вне стана», где и сжигались.
Несмотря на то, что система жертвоприношений была оставлена с разрушением Второго Храма в 70 году н.э., Книга Левит продолжала оказывать огромное влияние на жизнь евреев, т.к. около половины из 613 заповедей находятся именно в ней и многое в Талмуде основывается именно на этой книге Торы. В Европе еврейские дети традиционно начинали свое обучение еврейским наукам именно с Книги Левит (Ваикра), и эта традиция сохранилась и по сей день.
Хафтара на главу Ваикра говорит о проблемах идолопоклонства. Израиль, избранный Богом народ, отвернулся от системы жертвоприношений, заповеданной Богом, и повернулся к идолам, сделанным из дерева и камня. Но Бог оставался верен Своему народу и простил их, восстановив их отношения с Собой.
В Новом Завете мы читаем о превосходстве жертвы Мессии, принесенной раз и навсегда, над всеми жертвами за грех.
Кроме того, одной из ролей Мессии Иисуса была роль Первосвященника — Коген Гадоль, который принес истинное «капара» («искупление») за наши грехи Своей собственной кровью в нерукотворном Святое Святых.