Ваякхэль – ויקהל
- Тора: Ваякхэль (И собрал) Исход 35:1-38:20
- Хафтара: 3 Царств 7:40-50
- Новый Завет: 1 Кор. 3:11-18; 2 Кор. 9:6-11; Евр. 9:1-14; Откр. 11:1-13
В этой недельной главе Моисей «собрал» (от слова «кахал») народ, чтобы учить их Торе, полученной на Синае. Первым пунктом повестки дня было соблюдение «шабата», т.е. субботы. Это должен был быть день полного покоя, когда человек не совершает никакой работы. Сюда же входил запрет разжигать огонь, который сегодняшние раввины развили до запрета пользоваться электричеством и автомобилями в субботу. Этот же запрет кстати объясняет, почему последней «мицвой» пятницы является зажигание свечей. Сегодня это просто традиция, а в старину было самой что ни есть необходимостью!
Интересно также, что раввины определяют слово «работа» как все, что запрещено делать в субботу. Талмуд перечисляет 39 дел, запрещенных делать в субботу, на основе тех действий, которые были необходимы при постройке скинии. Эти 39 категорий называются «авот мелаха», т.е. «основные категории», потому что на основе них строятся все остальные субботние запреты. Это ключевая концепция талмудического иудаизма.
Собрание народа произошло после первого в их жизни Йом-Кипура и после третьего схождения Моисея с Синая. Моисей объявил народу, что Бог простил их грех поклонения золотому тельцу и что «шхина», сопровождавшая их в пустыне, будет теперь обитать в «мишкане», т.е. в скинии.
Далее Моисей объявил сбор пожертвований для построения самой скинии. Все пожертвования должны были быть только добровольными. Народ отреагировал с такой готовностью, что Моисею пришлось остановить их в какой-то момент и попросить, чтобы они прекратили пожертвования! Сложно себе представить такую картину в наши дни, не правда ли?
Началось строительство скинии. Моисей подробно описывает, что и как делалось и как выглядело. Это кстати уже второе подробное описание скинии. Возможно, оно так важно из-за значения самой скинии в жизни еврейского народа и его взаимоотношений с Господом. Возможно, потому что скиния стала одним из первых и самых полных прототипов Мессии и Его роли в спасении наших душ.
Мидраш говорит, что ковчег завета Веселеил — начальник всех работ по постройке скинии — сделал сам. Позже ковчег был перемещен и в Храм Соломона. Перед самым его разрушением царь Иосия спрятал ковчег в подвалах Храма. Когда был построен Второй Храм, ковчег найти не смогли, и Храм стоял без него. Считается, что только Мессия сможет найти тот первоначальный ковчег и внесет его в Святое Святых Третьего Храма, когда тот будет восстановлен.
Заканчивается эта недельная глава описанием внешнего двора скинии.
Обратите еще внимание на такую деталь: хотя скиния и собиралась из разных частей, делавшихся разными мастерами, она стала «одним целым» – и здесь используется то же слово «эхад», означающее «составное единство», что и в «Шма Исраэль»!
Хафтара на эту недельную главу рассказывает о Первом Храме («бет хамикдаш»), построенном Соломоном, в частности, о деталях, привнесенных в его украшение царем Хирамом из Тира.
Новый Завет предлагает нам подумать и о добровольных пожертвованиях по примеру сынов Израиля, и напоминает нам о том, что истинным основанием истинного Храма является Мессия, а все мы — живые камни, из которых построен этот Храм.