Мишпатим – משפטים
- Тора: Мишпатим (Суды) Исход 21:1-24:18
- Хафтара: Иер. 34:8-22; 33:25-26
- Новый Завет: Мф. 5:38-42; 15:1-20; 17:1-5; Мк. 7:1-23; Евр. 9:15-22; 10:28-39
Известный еврейский мидраш говорит, что сначала Господь предлагал Тору еще 70 народам, но никто из них не был готов ее принять, не спросив сначала, о чем она говорит. Прослушав несколько заповедей, каждый народ находил какую-то отговорку, чтобы отвергнуть Тору. И тогда Господь обратился к евреям, которые сказали: «Коль ашер дибер Адонай наасэ» («Все, что сказал Господь, исполним»). Другими словами, евреи приняли Тору, не зная еще, чему она учит!
Эту недельную главу часто называют «сефер хабрит» – «книгой завета», поскольку она содержит около 12% всех «мицвот» – «заповедей» (53 из 613). Эти заповеди относятся к широкому кругу гражданских, уголовных, финансовых и семейных законов.
Рабство в еврейском законе признавалось действительным, но отличалось от рабства в других народах. Если еврей продавался в рабство, он мог оставаться в нем только шесть лет — на седьмой год его нужно было освободить.
Если в рабство отец продавал свою дочь, то она не освобождалась автоматически после шести лет, а ее нужно было выкупить. Еврейские мудрецы объясняют это тем, что отцы могли продавать своих дочерей только до достижения ими возраста 12 лет и только в тех случаях, когда планировалось, что девочка выйдет замуж за своего господина или за его сына. Если же она не будет угодна своему хозяину, тот не имел права ее перепродать чужеземцу, а должен был ее просто отпустить к родным. Если же она выходила замуж за хозяина или его сына, она становилась полноправной хозяйкой дома.
Если хозяин убивал раба, он и сам подвергался наказанию. Если же он избивал раба так, что тот оставался калекой, он обязан был отпустить этого раба на свободу.
Преступления, за которые следовала смертная казнь, включали в себя предумышленное убийство, оскорбление родителей, похищение людей, занятие колдовством, скотоложство и жертвоприношения идолам. В Талмуде известное выражение «айн тахат айн, шен тахат шен» («глаз за глаз, зуб за зуб») трактовалось как произведение справедливого суда и наказания, а не как телесное наказание.
Другие законы и постановления включали в себя отношение к чужеземцам («герим»), вдовам и сиротам; законы о займах (которые между евреями должны были происходить без процентов); выкуп первенцев («бехорим»); запрет на лжесвидетельство в суде; запрет на трефную пищу (тело животного, разорванного хищниками); закон о «шмита» – седьмом годе, в который нельзя было сеять; запрет на работу в шабат; три праздника с паломничеством — Песах, Шавуот и Сукот. Сюда же входит интересный запрет варить козленка в молоке его матери, из которого позже раввины соорудили запрет совмещать мясное с молочным.
Дав Моисею все эти заповеди, Господь пообещал, что Его Ангел («малах Адонай») будет идти с ними, оберегая их. По описанию, этот Ангел Господень соответствует другим описаниям Мессии Йешуа до Его земного воплощения.
Моисей передал израильтянам все эти заповеди и заключил завет с Господом перед лицом всех израильтян. После этого Моисей, Аарон с сыновьями и семьдесят старейшин взошли на гору Господню и увидели великую славу Элохей Йисраэль (Бога Израиля).
После этого Господь повелел Моисею вернуться на гору одному, чтобы получить «лухот хаэвен» («скрижали каменные») с Десятью Заповедями. Моисей взял с собой Иисуса Навина и взошел на гору. На седьмой день пребывания на горе он услышал голос Божий и вошел в Его присутствие. Всего он находился на горе в течение 40 дней и ночей, а израильтяне ожидали его внизу.
Хафтара на эту главу читается из Книги пророка Иеремии, где проводится яркое противопоставление между недельной главой и ситуацией в Израиле во дни Иеремии.
Слова Иеремии, сказанные от Господа, настолько сильно обличают как народ, так и его государей, что еврейские мудрецы решили поставить после этой Хафтары еще два стиха, смягчающие тон и дающие надежду. «Ки йеш таква» – «ибо есть надежда» для Израиля всегда, ведь Бог суверенен и действует в соответствии со Своей доброй волей.
В Новом Завете предлагаем почитать заповеди «око за око и зуб за зуб» в трактовке нашего Мессии.