Ваишлах – וישלח
- Тора: Ваишлах (И послал) – Бытие 32:4-36:43
- Хафтора: Осии 11:7 – 12:12; Авадии 1:1-21
- Новый Завет: Евреям 11:11-20; Мф. 26:36-46; Отк. 7:1-12
Эта недельная глава начинается с того, что Иаков посылает вестников своему брату-близнецу Исаву в надежде на примирение. Неожиданно вестники возвращаются с сообщением о том, что Исав уже вышел ему навстречу с 400 вооруженными людьми. В ужасе от услышанного, Иаков разделяет все свое имущество на 2 части, готовясь богатыми дарами умилостивить своего брата или, если понадобится, убежать.
Еврейские толкователи часто обращали внимание на постоянный страх Иакова, несмотря на Божьи обетования защиты. Конечно, вера его чрезвычайно уступала в силе и твердости своей вере Авраама. И по вере своей он употребляет, прежде всего, чисто человеческое средство защиты от ожидаемых враждебных действий от Исава. Но судя по всему, кроме естественной привязанности к жизни и страха за себя и семью, внутреннее беспокойство Иакова вызывалось упреками его совести за обман в отношении Исава. Этот высший мотив, наконец, обращает мысль Иакова к Богу в молитве-покаянии («тшува»).
После всех приготовлений к этой встрече Иаков на какое-то время остается один. То, что случилось потом, до сих пор не имеет четкого и ясного объяснения ни у евреев, ни у христиан. «И боролся Некто с ним до появления зари».
Некоторые раввины считают, что с Иаковом боролся ангел-хранитель Исава, или даже что демон мстил Иакову за Исава. Такое толкование необходимо только для того, чтобы поставить таинственную борьбу Иакова в контекст его враждебных отношений с Исавом. Но даже среди раввинов так считают далеко не все.
Таинственный борец, ночью боровшийся с Иаковом, повредивший ему бедро и переименовавший его в Израиля, по словам пророка Осии (12:3–4), Сам Иаков в Быт. 32:30 признает, что «видел Бога лицом к лицу» («раити элохим паним аль паним»). Поэтому иудейское и христианское толкование данного места повсеместно признают борца явлением из небесного мира — ангелом Божьим.
Что борьба Иакова не была сновидением или галлюцинацией, видно из употребленного в еврейском тексте глагола «абак» — «сражаться подобно атлету» (т.е. покрываясь пылью), а еще более из повреждения состава бедра его и хромоты его вследствие того. С одной стороны, как считают многие толкователи, хромота его была дарована Иакову, чтобы, проснувшись, он не посчитал произошедшее простым сном. Вместе с тем это должно было научить Иакова, что победа дарована ему только по снисхождению таинственного Борца.
Часто возникают споры: кто же победил в этой борьбе? Тот, за Кем было последнее слово, конечно! Иаков, исходя то ли из умудренности жизнью, то ли из природной своей хитрости, держался за своего «Противника» до последнего ради… Его благословения. Просимое Иаковом благословение дается ему в перемене его имени, сообразно обстоятельствам дела и внутренней настроенности Иакова. Он перестает быть «держателем за пяту», и становится Израилем – «богоборцем», как это объясняет сам текст.
А дальше рассказ, как ни в чем ни бывало, продолжается – Исав таки встречается с Иаковом, но вместо ожидаемого нападения протягивает к нему руки в объятии. Он даже пригласил брата жить вместе с ним в Сеире (Едоме), но Иаков решил двигаться дальше на юг и жить отдельно.
В Сихеме (Шхеме) Иаков купил землю и поселился на ней со своим обширным семейством. Но счастье длилось недолго – его единственную дочь Дину изнасиловал сын князя той земли. В качестве шага к примирению его отец предложил заключить между детьми брак, но сыновья Иакова взбунтовались. Унаследовав, по всей видимости, долю хитрости своего отца, они предложили всем мужчинам Сихема сначала сделать себе обрезание («брит мила»), а потом уже говорить о заключении брака. На третий день, «когда они были в болезни», ведь хорошей анестезии на то время еще не существовало, братья Дины пришли и перебили все мужское население города.
После этого ужасного происшествия, чрезвычайно рассердившего Иакова своей жестокостью, вся семья Иакова ушла сначала в Вефиль, а оттуда в его родной Хеврон. К сожалению, несчастья на этом не закончились – по дороге в Хеврон умерла Рахиль, любимая жена Иакова. Она умерла, родив Иакову последнего сына, Вениамина (Беньомина).
После еще нескольких перемен мест жительства и неприятностей от своих детей (например, когда старший сын Иакова Рувим переспал с его наложницей, матерью нескольких его детей; Рувим лишился из-за этого своего статуса «бехор» – «первенца»), Иаков возвращается к своему отцу Исааку. Его мать Ревекка уже умерла к этому времени. Исаак тоже умирает в скором времени, Иаков хоронит его вместе с Исавом, и на этом глава заканчивается.
В качестве Хафтары на эту неделю еврейские мудрецы избрали всю Книгу пророка Авадии, аллегорически интерпретируя жизнь сыновей Иакова и Исава. Для наших мудрецов вражда между Иаковом и Исавом (Едомом) была отображением конфликта между евреями и потомками Едома, которые разрослись во множество народов, окруживших Израиль в земле обетованной.
Книга пророка Авадии пророчествовала, скорее всего, о том, что Едом соединится с вавилонянами и разрушит Иерусалим вместе с Первым Храмом в 586 г. до н. э. Позже, это пророчество стали относить к Риму (а потом – и ко всему неверующему миру), врагу Израиля.
В Новом Завете, в Послании к Евреям говорится о рождении Исаака и его пророческом принесении в жертву на горе Мориа. В этом тяжелейшем испытании Авраам поверил Богу, что Тот воскресит его сына из мертвым и исполнит обещание сделать его потомков бесчисленными, как песок морской. Здесь же говорится, что Исаак переносит будущие благословения и на Иакова (а не на Исава) как на будущего родителя обетованного семени Мессии, чей образ он представлял в ТаНаХе.
В Евангелии от Матфея говорится о том, что испытал Мессия в Гефсиманском саду. Те, кто признает Йешуа Мессией, понимают, что жертвоприношение Исаака было прообразом жертвы, которую Небесный Отец принесет ради нас. В отличие от Авраама, Он не пощадил Самого Себя и довел Свою жертву до конца, даровав нам таким образом возможность спастись. Как сказал Авраам: «Элохим йире-ло хасэ» («Бог усмотрит для Себя Агнца»).