Шофтим – שפטים
- Тора: Шофтим (Судьи) Второзаконие 16:18-21:9
- Хафтара: Исайи 51:12-52:12
- Новый Завет: Ин. 1:19-27; 1:45; 6:14Деяния 3:22-23; 7:37-38
Эта недельная глава начинается с заповеди назначить судей — «шофтим» и чиновников — «шотерим» во все окруженные стенами города Израиля, чтобы весь народ придерживался справедливости.
Народ должен был следовать крепкому теократическому закону. Судьи Израиля имели и судебную, и исполнительную власть. Идея назначения судей по городам шла еще из совета тестя Моисея, данного им давным-давно в пустыне.
Находиться судьи должны были у ворот своих городов, т.к. именно там шло наиболее оживленное городское движение.
Одним из самых сильных нарушений закона считалось идолопоклонство, т.е. поклонение и почитание каких-либо богов, божков, статуй и идолов, кроме одного-единственного истинного Бога. Идолопоклонство наказывалось смертью от побивания камнями, но сначала это преступление должно было быть доказано с помощью не менее двух свидетелей.
Если местные судьи не могли вынести решения по какому-то вопросу или делу, они обращались в высшую инстанцию — к священникам, и их решение становилось окончательным.
Моисей также заранее предупредил народ, что наступит время, когда они захотят поставить над собой царя, как другие народы. Он дал конкретные характеристики, которые израильтяне должны были увидеть в нужном человеке перед тем, как назначить его своим царем. Эти характеристики касались его внутренних качеств. А помочь ему в развитии таких качеств должна была заповедь лично переписать всю Тору, чтобы знание Бога и страх Божий всегда обитали в его сердце. Представляете, насколько лучше бы стали все наши сегодняшние правители, если бы они не только приходили изредка в храмы креститься, но и реально читали и переписывали бы Библию!
В этой же недельной главе мы находим единственное место в Торе, где Моисей называет себя пророком Божьим. И говорит он об этом не просто так, а в связи с пророческим указанием на грядущего Мессию, Который должен будет быть подобным ему Пророком.
Кстати, обратите внимание, что этот Пророк должен был придти из «братьев твоих», т.е. из евреев, поэтому мусульмане, основывающие свою веру в собственного пророка на этом месте, абсолютно и неопровержимо неправы.
Далее Моисей повторяет обязанности народа по отношению к священникам («коганим») и левитам, включая их долю от земледельческого продукта и десятин. Он еще раз говорит о городах-убежищах, а также о законах военного времени, в частности, о том, что нельзя уничтожать ничего ценного, например, сады и леса, просто так, от нечего делать..
Заканчивается эта глава законом «эгла аруфа» – специальной процедурой расследования причин смерти при нахождении мертвого тела и неизвестном убийце. В конце этой процедуры весь город должен был очиститься от скверны греха-убийства. Жаль, что в сегодняшнем обществе мы не воспринимаем чье-то убийство как грех всего народа и не чувствуем необходимости очиститься от этого греха и молиться о прощении Господнем…
Хафтара на эту главу называется Четвертой хафтарой утешения. Он говорит об утешении, которое Израиль может иметь даже пред лицом изгнания. После Великой скорби Израиль примет, наконец, своего Мессию, и спасения Израиля будет очевидно для всего мира.
В Новом Завете делегация книжников спрашивает Иоанна Крестителя о том, не пророк ли он, именно в связи с вышеуказанным пророчеством Моисея (Ин. 1:19-27).
Более того, когда Филипп встречает Нафанаила, он тоже говорит о Йешуа как о Том, о Котором Моисей пророчествовал в своем Законе (Ин. 1:45).
И после того, как Йешуа накормил 5 тысяч, люди начали говорить о Нем как об ожидаемом Пророке от Моисея (Ин. 6:14).
Петр говорил о Йешуа как о Пророке (Деян. 3:22-23), и в своей речи перед Синедрионом Стефан отождествил Йешуа именно с этим пророчеством Моисея (Деян. 7:37-38).
В свете Писания существует не меньше тридцати моментов, в которых Йешуа действительно был «подобен» Моисею:
Как и Моисей, Йешуа был Евреем, Лидером, Пророком, Законодателем, Спасителем, Учителем, Священником, Помазанником, Посредником между Богом и людьми и, как и Моисей, Он предложил себя в качестве жертвы за грехи народа (но в отличие от Моисея, Его жертву Бог-Отец принял).