Ваера – וארא
- Тора: Ваера (И явился) Исход 6:2-9:35
- Хафтара: Иезекииль 28:25-29:21
- Новый Завет: Римлянам 9:14-17; 2 Кор. 6:14-7:1
Начинается эта недельная глава с самого сокровенного – с открытия Богом Своего Имени народу израильскому. Здесь Бог показывает отличие между Его именем «ЭЛЬ ШАДАЙ» (Бог Всемогущий) и именем «ЯХВЕ» (Господь).
Интересно, что Бог открывает Свое имя людям, в то время как люди стараются сокрыть Его имя от других. Еврейская традиция или не произносит Имени Господа вообще (боясь произнести его «всуе»), или заменяет другими именами – например, «Хашем» – «то имя». Но зачем бояться использовать то, что Сам Бог нам открыл и дал знать?
Затем Бог обещает исполнит свои обетования Аврааму, Исааку и Иакову, дав израильтянам Ханаан в собственность, и дает Свои обетования Моисею.
Когда Моисей приходит сообщить эту новость евреям, они его не послушали «по малодушию и тяжести работ». Тогда Господь посылает Моисея прямо к фараону. И хотя Моисей сомневается в правильности этой идеи – «Вот, сыны Израилевы не слушают меня; как же послушает меня фараон?», он все равно идет и делает то, что велит ему Господь.
Затем следуют слова, которые до сих пор вызывают живейшие споры как неверующих с верующими, так и среди верующих людей. Господь сказал, что САМ ожесточит сердце фараона (Исход 7:3), чтобы явить в его земле множество знамений и чудес.
Существуют разные версии того, зачем Господу понадобилось «делать твердым сердце Фараона». Рамбам* считает, что это должно было содействовать возмездию фараону и жителям Египта для того, чтобы в дальнейшем осудить их за совершенные злодеяния.
Другие же мудрецы Талмуда полагают, что Всевышний «умножал знамения и чудеса на земле Египта» для того, чтобы фараон и египтяне сожалели о своем неповиновении и преклонились бы перед Господом. По их мнению, речь шла о движении Египта к раскаянию, после того как Бог продемонстрировал Свое величие.
Несмотря на то, что формально это две разные версии, они могут быть объединены в одну: наказание Египта должно было уничтожить зло, развившееся в Египте, и одновременно показать величие Всевышнего в мире.
Раши** в свою очередь объясняет это следующим образом: «Господь сказал: “За то, что фараон грешил и восставал против Меня, и открыто Мне также, что народы не расположены возвратиться ко Мне искренне и чистосердечно, поэтому будет лучше, если сердце его очерствеет, чтобы умножить Мои знамения, обращенные против него, и тогда вы постигните Мое всемогущество”. Это присуще Святому, благословен Он, – Он обрушивает кару на народы идолопоклонников, чтобы сыны Израиля услышали и прониклись страхом».
Таким образом, мы видим, что согласно Раши, у действий Всевышнего была еще одна цель – предупреждение еврейского народа.
Итак, когда фараон отказался отпустить еврейский народ поклониться Господу в пустыне, Бог открыто вступил в борьбу с ним. Тора говорит, что Моисею было 80 лет, а Аарону – 83 года, когда они впервые выступили перед фараоном.
Чудеса начались с жезла Аарона, который превратился в змею и поглотил такие же жезлы египетских чародеев. Но это чудо не произвело на фараона большого впечатления.
Тогда на Египет начали сыпаться казни. Первой было претворение всей воды Нила в кровь. Второй – наводнение Египта жабами. Интересно, что чародеи египетские смогли повторить обе эти казни, но не прекратить их. А фараон так и остался безучастным.
С третьей казнью – мошками – египетские мудрецы пришли в замешательство. После четвертой казни – песьи мухи – сердце фараона вроде бы дрогнуло, и он почти разрешил израильтянам провести поклонение Господу, но только в пределах Египта. Пятая казнь – моровая язва – снова ожесточила сердце фараона, и шестая – нарывы – не изменила его решения. Седьмой казнью был град с огнем, которые побили скот и урожай в Египте, но фараон не изменил своего решения.
Интересны причины, почему на Египет пали именно эти казни, а не другие. Многие исследователи сходятся в мысли о том, что таким образом Бог показал свое превосходство над основными богами Египта, как Он обещал это в Исходе 12:12 – «над всеми богами Египетскими произведу суд».
- Вода превратилась в кровь – Хапи (бог Нила)
- Жабы из реки Нил – Хекат (Изображалась в виде лягушки или женщины с лягушкой на голове, а также с лягушачьей головой. Являлась богиней влаги и дождя. С древнейших времён Хекат связывалась с деторождением и магией плодородия)
- Мошки из праха – Геб (бог земли)
- Песьи мухи – Хепри (бог творения, возник сам из себя, воплощался в образе навозного жука-скарабея)
- Моровая язва – Апис (священный бык, связан с поклонением Осирису, богу загробного мира)
- Нарывы – Исида (богиня женственности и материнства)
- Град с огнем – Нут (богиня неба и сестра Геба)
- Саранча, посланная ветрами – Сетх (бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти)
- Три дня тьмы – Ра (бог солнца)
- Смерть первенцев – сам фараон (считавшийся сыном бога Ра, т.е. солнца)
В Хафтаре на эту недельную главу Иезекииль пророчествует о том, что произойдет с Египтом, когда он во второй раз ощутит на себе гнев Божий, Его наказание и Его справедливость. А также дается главная цель всех действий Господа: «узнают, что Я Господь». Эта фраза повторяется в тексте настолько часто, что становится центральной его темой.
*Рамбам (акроним от раббейну Моше бен Маймон) – крупнейший раввинистический авторитет и кодификатор Галахи, философ, ученый и врач.
**Раши (акроним от рабби Шломо Ицхаки) – крупнейший средневековый комментатор Талмуда и один из видных комментаторов Торы.