Ки Тиса – כי תשא

  • Тора: Ки Тиса (Когда будешь считать) Исход 30:11-34:35
  • Хафтара: 3 Царств 18:1-39
  • Новый Завет: 2 Кор. 3:6-18
The Golden Calf (watercolor circa 1896–1902 by James Tissot)

The Golden Calf (watercolor circa 1896–1902 by James Tissot)

Господь сказал Моисею собрать по полшекеля с каждого мужчины от 20 лет и выше, а затем сосчитать эти деньги, проведя таким образом перепись населения. Никаким другим способом считать народ не позволялось.

Мидраш говорит, что причина этого в том, что при пересчете евреев, Сатана обвиняет их перед Господом, вызывая таким образом наказание за их грехи. Скорее же всего эта перепись нужна была для того, чтобы сосчитать потенциальную армию, а деньги нужны были как «венотну иш кофер нафшо ла-адонай» — «каждый даст выкуп Господу за душу свою», т.е. за кровь, пролитую во время битвы.

Эти деньги назывались «кесеф хакипурим» — «деньги очищения». Их нужно было переплавить на 100 «аданим» («кармашки») для поддержки столпов в «мишкане» («скинии»). После построения Храма полушекели использовались для покупки «корбонот» («жертвоприношения») для «цибур» («общества») Израиля. Писец Езра начал традицию чтения о полушекелях в недельной главе «Шкалим».

Затем Господь дал Моисею наставления о «кийвор техошет» — медного «моря», в котором священники омывали ноги и руки перед тем, как начать жертвоприношения.

Это напоминает нам о последней вечере Йешуа, когда Он омыл ноги Своим ученикам (Ин. 13:1-18). Желание Петра быть омытым полностью, а не только его руки и ноги, напоминает о том, что священники тоже омывали только руки и ноги, а все тело их покрывала праведность, дарованная им их положением священников.

Далее говорится об особом елее для посвящения жертв Господу и освящения священников. А мидраш говорит, что тот елей, который Моисей сделал сам, просуществовал 750 лет. Считается, что перед самым разрушением Храма этот елей был спрятан и что найдет его только Сам Мессия.

Затем Господь сказал Моисею, что избрал Веселеила строить скинию. Мидраш говорит, что Веселеил так поразил Моисея своими способностями, что сказал: «Ты действительно был в тени Бога, ибо у тебя способность творить то, что Святой заповедал мне». Другими словами, Моисей был поражен, увидев, что Веселеил построил именно такую скинию, какую он увидел на горе, когда Господь показал ему модель скинии.

Затем Господь повторил Свою заповедь о субботнем дне. Заповедь соблюдать день субботний настолько важна для евреев, что Талмуд говорит, что как только все евреи мира смогут соблюсти одну субботу, сразу же придет Мессия.

Далее рассказ переходит к описанию того, как Моисей получил «лухот» («скрижали») с 10 Заповедями. Но до его возвращения с горы, народ уговорил Аарона отлить золотого тельца («эгель масейха»), которому они стали поклоняться. В гневе на своих собратьев Моисей разбил скрижали, дарованные ему Самим Господом.

Позже Моисей сделал новые скрижали, на которых 10 Заповедей уже написал он сам под диктовку Господа, конечно.

Заканчивается глава описанием того, как сияло лицо Моисея славой «шхины», когда он сходил с горы. Моисею пришлось даже лицо закрывать, когда находился среди народа, и открывал его, только когда выступал посредником между народом и Богом.

Мидраш говорит, что, когда придет Машиах, лицо каждого цадика будет светиться, как лицо Моисея, но в разной степени: у одних — как солнце, у других — как луна, у третьих — как звезды, а еще у некоторых — как свечи…

Хафтара к этой недельной главе говорит о том, как пророк Илия обличает царя Ахава во зле и как он бросает вызов служителям бога Ваала.

А Новый Завет противопоставляет служение Моисея служению Духа Святого и славу Машиаха. Завеса, прикрывающая лицо Моисея, поднимается и раскрывает славу Йешуа как Мессии.