Пкудей – פקודי

  • Тора: Пкудей (Исчисления) Исход 38:21-40:38
  • Хафтара: 3 Царств 7:51-8:21
  • Новый Завет: 1 Кор. 3:16-17; Евр. 1:1-14; Откр. 15:5-8
The Tabernacle in the Wilderness (illustration from the 1890 Holman Bible)

The Tabernacle in the Wilderness (illustration from the 1890 Holman Bible)

Мы подошли к последней главе книги Шмот (Исход). Эта сравнительно короткая глава читается вместе с предыдущей главой в невисокосный год (високосным годом по еврейскому календарю считается год, когда в календарь добавляется второй месяц Адар).

В этой главе Моисей перечисляет материалы, пожертвованные народом для возведения скинии («мишкан»). Затем Веселиил и Аголиав делают священнические одежды по тем критериям, которые дал Моисею на горе Господь.

Все компоненты скинии были принесены к Моисею, который их освятил елеем.

Далее в этой же главе Аарона и его четырех сыновей Моисей ставит священниками.

Заканчивается глава появлением облака славы Господней над скинией, что означало, что присутствие Господне теперь будет обитать в ней.

Когда произошло освящение скинии?

Господь повелел Моисею собрать скинию в первый месяц второго года после Исхода, в первый день месяца. По календарю это получается 1 нисана. Поскольку Моисей дал повеление начать собирать скинию на следующий день после Йом-Киппур (11 тишрея), это значит, что Веселиилу и его команде понадобилось меньше полугода, чтобы собрать скинию и все ее детали. Еще обратите внимание, что скиния освящалась семь дней прежде, чем Бог проявил там Свое присутствие. Традиция говорит, что в каждый из этих семи дней (начиная с 23 адара) Моисей ставил скинию, приносил утренние жертвы, а вечером сворачивал скинию. И только на восьмой день он не свернул вечером скинию, но помазал елеем все ее компоненты и освятил Аарона и его сыновей как священников. И только тогда скинию наполнила «шхина» — слава Божья.

Сколько человек вышло из Египта во время Исхода?

Эта недельная глава дает ответ. Традиция говорит. Что ко времени постройки скинии еврейский народ насчитывал свыше двух миллионов человек. Это произошло меньше чем через год после Исхода 15 нисана.

Это количество еврейские мудрецы определяют, исходя из веса серебра, собранного для постройки скинии. Как мы объясняли в прошлых недельных главах, каждый еврейский мужчина до 20 лет и старше должен был дать за себя по полшекля. Моисей говорит, что серебра собрали сто талантов и тысяча семьсот семьдесят пять шеклей. Один «талант» равен 3 тыс. Шеклей, значит, было собрано 300 000 шеклей + 1775 шеклей = 301 775 шеклей. Это количество мы умножаем на 2 (т.к. собиралось по ½ шекля) и получается 603 550 мужчин. Если к этому количеству добавить жен и детей (а детей тогда рождалось по 2 и больше), то получается цифра в 2 миллиона.

Почему скиния на иврите называется «мишкан»?

Слово «мишкан» происходит от еврейского глагола «лишкон», что означает «отдыхать», «покоиться». Считается, что в скинии покоилась «шхина» (слава Божья). Еще «мишкан» называют «мишкан ха-ейдут» — «скиния свидетельства», потому что он свидетельствовала о Божьем прощении еврейского народа после их идолопоклонства «егель масейха» — золотому тельцу.

И, как всегда, подойдя к концу чтения очередной книги Торы, мы говорим: «Яшер коах» и «Хазак!» — «Так держать!»

Сегодняшняя Хафтара описывает, как царь Соломон выступал в роли Моисея во время посвящения Господу построенного им Храма. В конце работ Соломон собрал старейшин Израиля на церемонию возвращения ковчега завета на свое место в Святое святых Храма.

Новый Завет напоминает всем верующим в Мессию Йешуа, что все они являются составными частями Его духовного Храма, нерукотворного, созданного для славы Божьей.