Тецаве – תצוה

  • Тора: Тецаве (И вели) Исход 27:20-30:10
  • Хафтара: Иезекииль 43:10-27
  • Новый Завет: Евр. 13:10-17, Фил. 4:10-20
Priests of the Tabernacle (illustration from the 1897 Bible Pictures and What They Teach Us by Charles Foster)

Priests of the Tabernacle (illustration from the 1897 Bible Pictures and What They Teach Us by Charles Foster)

В этой недельной главе Господь дает повеления относительно изготовления елея для светильника в скинии, а также описание священнических одежд.

Согласно еврейской традиции, только первые несколько капель елея из маслин использовались для зажигания меноры, поскольку только они считались «первыми плодами» маслин.

Менора зажигалась каждый день и горела всю ночь. Каждое утро «коген» («священник») заходил в Святое, чтобы отчистить светильник от золы и вставить новые фитильки. Мидраш, правда, настаивает, что все это время одна свеча — «нер маарави» («западная свеча») — продолжала гореть и что ее потом использовали, чтобы зажечь остальные шесть свечей (подобно «шамашу» на Хануку). И только после зажигания шести свечей священник тушил седьмую, чистил и менял ее и снова зажигал.

Священнические одежды («бигдей кехума») могли одевать только потомки Аарона и только во время «авода» («служения», «работы») в скинии. Обычный священник («коген хедиот») имел четыре части одежды, а первосвященник («коген гадоль») — восемь.

Все «коганим» (священники) носили: 1) «кетонет» — длинная рубашка; 2) «михнасаим» — короткие брюки; 3) «мигбаат» — полоска белой ткани, обмотанная вокруг головы, как тюрбан; 4) «авнет» — ооооочень длинный пояс, оборачиваемый вокруг пояса. «Авнет» достигал в длину свыше 12 метров!

В дополнение к этому всему «коген гадоль» еще носил: 5) «ефод» — одежда, похожая на передник, из голубой, пурпурной и красной шерсти, льна и золотой нити; 6) «хошен мишпат» — нагрудник с кармашками для 12 драгоценных камней, на которых были высечены имена 12 колен Израиля; 7) «меиль» — накидку из голубой шерсти с золотыми бубенцами и гранатами по краям; 8) «циц» — золотую повязку на голову с надписью «кодеш ла-адонай» — «Святыня Господня».

Обратите внимание: ни обычные священники, ни первосвященник не носили обуви! В скинии — а позже и в Храме — они, должно быть, служили босиком.

Традиция говорит, что бубенцы были прикреплены к одежде Первосвященника, чтобы от их звука «разбегались» ангелы, служащие в Святом, ибо Бог не хотел, чтобы ангелы критиковали служение Первосвященника. По другой традиции, звук бубенцов напоминал израильтянам молиться за Первосвященника, когда он входил в Святое ради них.

В этой же главе описывается «хошен», который одевался поверх «ефода» и который держал «урим» и «тумим». Истинное значение этих двух слов давно утеряно, но по некоторым переводам их считают двумя драгоценными камнями, чьи имена означают «свет» и «совершенство». Эти камни использовались для узнавания воли Божьей в некоторых случаях. Традиция говорит, что свет «шхины» (Божьего присутствия и славы) заставлял «урим» и «тумим» светиться, проливая свет и на «авней хошен» (12 драгоценных камней с именами колен Израиля). А поскольку на каждом из этих камней были выгравированы имена колен, то буквы, на которые попадал этот свет, и составляли ответ Бога Первосвященнику.

Последнее, что описывается в этой недельной главе, — жертвенник для курений («мицбеах хакеторет»). Он был сделан из дерева ситтим и покрыт позолотой. Он стоял рядом с менорой и столом для хлебов предложения. Дважды в день, утром и днем, священник сжигал на нем «кеторет» («курение») в качестве ходатайственного напоминания Господу об Израиле. Мидраш говорит, что, хотя этот жертвенник покрывал тонкий слой позолоты, его дерево никогда не чувствовало на себе огня.

Хафтара на эту недельную главу рассказывает о построении жертвенника в небесном Храме Мессии и посвящении этого таинственного Храма мессианскому веку. Евреи-комментаторы до сих пор спорят о том, строит ли этот Храм Сам Бог (как образ земного Храма в Иерусалиме) или его построит Мессия, когда наступит мессианский век.

В Новом Завете говорится о нашем духовном храме и взаимоотношениях с ним через Мессию — нашего «коген гадоль», Первосвященника по чину Мельхиседека. К Его жертвеннику могут приходить только те, кто уже вкусил от Него Самого. Никакие наши дела, традиции, обычаи, обряды и мицвот не дадут нам тех отношений с Богом, которые может дать Он.