Тецаве – תצוה
- Тора: Тецаве (И вели) Исход 27:20-30:10
- Хафтара: Иезекииль 43:10-27
- Новый Завет: Евр. 13:10-17, Фил. 4:10-20
В этой недельной главе Господь дает повеления относительно изготовления елея для светильника в скинии, а также описание священнических одежд.
Согласно еврейской традиции, только первые несколько капель елея из маслин использовались для зажигания меноры, поскольку только они считались «первыми плодами» маслин.
Менора зажигалась каждый день и горела всю ночь. Каждое утро «коген» («священник») заходил в Святое, чтобы отчистить светильник от золы и вставить новые фитильки. Мидраш, правда, настаивает, что все это время одна свеча — «нер маарави» («западная свеча») — продолжала гореть и что ее потом использовали, чтобы зажечь остальные шесть свечей (подобно «шамашу» на Хануку). И только после зажигания шести свечей священник тушил седьмую, чистил и менял ее и снова зажигал.
Священнические одежды («бигдей кехума») могли одевать только потомки Аарона и только во время «авода» («служения», «работы») в скинии. Обычный священник («коген хедиот») имел четыре части одежды, а первосвященник («коген гадоль») — восемь.
Все «коганим» (священники) носили: 1) «кетонет» — длинная рубашка; 2) «михнасаим» — короткие брюки; 3) «мигбаат» — полоска белой ткани, обмотанная вокруг головы, как тюрбан; 4) «авнет» — ооооочень длинный пояс, оборачиваемый вокруг пояса. «Авнет» достигал в длину свыше 12 метров!
В дополнение к этому всему «коген гадоль» еще носил: 5) «ефод» — одежда, похожая на передник, из голубой, пурпурной и красной шерсти, льна и золотой нити; 6) «хошен мишпат» — нагрудник с кармашками для 12 драгоценных камней, на которых были высечены имена 12 колен Израиля; 7) «меиль» — накидку из голубой шерсти с золотыми бубенцами и гранатами по краям; 8) «циц» — золотую повязку на голову с надписью «кодеш ла-адонай» — «Святыня Господня».
Обратите внимание: ни обычные священники, ни первосвященник не носили обуви! В скинии — а позже и в Храме — они, должно быть, служили босиком.
Традиция говорит, что бубенцы были прикреплены к одежде Первосвященника, чтобы от их звука «разбегались» ангелы, служащие в Святом, ибо Бог не хотел, чтобы ангелы критиковали служение Первосвященника. По другой традиции, звук бубенцов напоминал израильтянам молиться за Первосвященника, когда он входил в Святое ради них.
В этой же главе описывается «хошен», который одевался поверх «ефода» и который держал «урим» и «тумим». Истинное значение этих двух слов давно утеряно, но по некоторым переводам их считают двумя драгоценными камнями, чьи имена означают «свет» и «совершенство». Эти камни использовались для узнавания воли Божьей в некоторых случаях. Традиция говорит, что свет «шхины» (Божьего присутствия и славы) заставлял «урим» и «тумим» светиться, проливая свет и на «авней хошен» (12 драгоценных камней с именами колен Израиля). А поскольку на каждом из этих камней были выгравированы имена колен, то буквы, на которые попадал этот свет, и составляли ответ Бога Первосвященнику.
Последнее, что описывается в этой недельной главе, — жертвенник для курений («мицбеах хакеторет»). Он был сделан из дерева ситтим и покрыт позолотой. Он стоял рядом с менорой и столом для хлебов предложения. Дважды в день, утром и днем, священник сжигал на нем «кеторет» («курение») в качестве ходатайственного напоминания Господу об Израиле. Мидраш говорит, что, хотя этот жертвенник покрывал тонкий слой позолоты, его дерево никогда не чувствовало на себе огня.
Хафтара на эту недельную главу рассказывает о построении жертвенника в небесном Храме Мессии и посвящении этого таинственного Храма мессианскому веку. Евреи-комментаторы до сих пор спорят о том, строит ли этот Храм Сам Бог (как образ земного Храма в Иерусалиме) или его построит Мессия, когда наступит мессианский век.
В Новом Завете говорится о нашем духовном храме и взаимоотношениях с ним через Мессию — нашего «коген гадоль», Первосвященника по чину Мельхиседека. К Его жертвеннику могут приходить только те, кто уже вкусил от Него Самого. Никакие наши дела, традиции, обычаи, обряды и мицвот не дадут нам тех отношений с Богом, которые может дать Он.