Итро – יתרו
- Тора: Итро (Иофор) Исход 18:1-20:26
- Хафтара: Исайи 6:1-7:6; 9:6-7
- Новый Завет: Мф. 5:17-48; 15:1-11; 19:16-30; Иак. 2:8-13; 1 Петра 2:9-10; Рим. 2:17-29; 7:7-12; 13:8-10; Еф. 6:1-3; Евр.12:18-29
На этой неделе мы читаем главу «Итро». В ней описывается кульминационный момент выхода евреев из Египта — дарование Торы. А начинается глава с того, что тесть Моисея по имени Иофор услышал, что Бог благословил его зятя и весь народ, избавив их от египетского рабства, и пришел к Моисею вместе с его женой и сыновьями, которые ранее каким-то образом ушли к Иофору из Египта.
Именно Иофор дал Моисею несколько мудрых советов по управлению таким множеством народа. Он посоветовал, например, поставить судей, которые бы решали все более-менее важные дела, освободив Моисея от большей части этого веса. После этого Иофор вернулся к себе домой.
Интересно, что Иофор высоко чтится в еврейской традиции. Его называют «гер цедек» — «обращенный праведник». Мидраш говорит, что Бог изменил его первоначальное имя «Йетер» («остаток») на «Йитро» («Его избыток») и что весь этот эпизод был вставлен в Тору только для того, чтобы почтить память Иофора.
В первый день месяца сиван израильтяне подошли к горе Синай, откуда Моисей начал свою миссию. Моисей взошел на гору, где Бог сказал ему передать лидерам, что, если они будут повиноваться Господу и соблюдать Его завет, они станут «мамлехет коханим вегой кадош» — «царством священников и народом святым». На это весь народ ответил: «Коль ашер дибер Адонай наасэ» («Все, что сказал Господь, сделаем»).
После трех дней освящения и подготовки всего народа, Господь явился им в громе, молнии, огне, дыме и звуке труб. Моисей взошел на гору к Нему, а весь остальной народ должен был оставаться внизу, даже не дотрагиваясь до горы.
Именно здесь Господь дал народу 10 изречений, известные во всём мире как 10 Заповедей, которые стоят в основе многих культур и религий. Однако, при всей своей известности, опросы показывают, что очень маленький процент опрошенных людей может вспомнить хотя бы 5 из этих изречений. Итак, давайте повторим их:
- Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства…
- да не будет у тебя других богов пред лицом Моим…
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…
- Помни день субботний, чтобы святить его…
- Почитай отца твоего и мать твою…
- Не убивай
- Не прелюбодействуй
- Не кради
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего
- Не желай…
В еврейской традиции описание этого события занимает исключительное место. Мидраш говорит, что оно сопровождалось не только громом и молнией, но что вся гора Синай поднялась в небо, что реки по всей земле повернули вспять и что голос с небес произнес все 10 Заповедей одним предложением. И только потом, когда израильтяне поклялись все это исполнять, Господь снова повторил Свои заповеди, уже медленнее, но на второй израильтяне возопили к Моисею, чтобы он выступил посредником между ними и Богом и чтобы им не пришлось больше слышать этот страшный глас.
Заканчивается эта глава испугом израильтян и продолжением общения Бога с Моисеем.
В Хафтаре еврейские мудрецы связали ответ народа на голос Божий («Коль ашер дибер Адонай наасэ») с ответом пророка Йешиягу (Исайи) на вопрос Господа: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?». Ответом Исайи были слова, которые задолго до него произносили Моисей и Самуил при встрече с Господом: «Нинени» — «Вот я!»
Бог повелел Исайе проповедовать народу, который не будет его ни слушать, ни разуметь. Разрушаться города, и народ уйдет в рассеяние, но останется «святое семя», от которого в свое время и возродится весь народ.
Исайя также должен был уверить царя Ахаза, что Бог вмешается и поможет народу. Для этого он говорит пророчество, записанное в Ис. 9:6-7. Многие еврейские комментаторы считают, что обещанным ребенком был Езекия, воцарившийся после Ахаза. Вполне возможно, что в тот период времени присутствие Божье с Езекией провело еврейский народ через опасное время в еврейской истории.
Но описание этого ребенка использует такие термины, которые явно превосходят любую историческую личность обычного человека. Например, слово «пеле» («чудный») используется в Судей 13:18 как имя Ангела Господня, Который в Судей 13:22 называется Богом. Слова «йоец эль гибор» («советник или Бог сильный») явно относится к Святому Израиля (Ис. 10:20-21; Пс. 23:8). Слово «ави-ад» («отец вечности») относится к Богу так же, как и «авину малкейну» («наш отец и царь»; см. Ис. 63:16, 1 Пар. 29:10; Мал. 2:10). А слова «сар шалом» («князь мира») и Талмудом, и Писанием относятся к имени «Бога мира» (напр., Суд. 6:24). Поэтому ясно, что все эти термины — описания Мессии-Бога, а не просто человеческого существа.
В Новом Завете говорится, что обещанный Царь Иудеи — Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира — это Сын Давидов (бен Давид), обещанный Мессия, наследующий всю эту землю.
И как хорошо, что наш Посредник — не просто Моисей, взошедший на гору к Господу, а Мессия, Первосвященник, Ходатай Нового Завета, основанного на новых и лучших обетованиях.