Пейсах после Йешуа: чем эта ночь отличается от других ночей?
«И когда после спросит тебя сын твой, говоря: «Что это?», то скажи ему» (Исход 13:14).
Известно, что в иудаизме число «четыре» играет значительную роль. На Суккот используется четыре вида растений; в Книге Даниила упоминается четыре царства; в тфилин вкладывается четыре отрывка из Торы; у евреев было четыре праматери. На Пасху число «четыре» встречается еще чаще: во время пасхального седера упоминаются четыре сына, четыре бокала вина, четыре вида искупления (Исход 6:6,7) и, наверное, самая известная часть седера — четыре вопроса.
На протяжении столетий седер менял свою форму, а четыре вопроса, задаваемые на нем, — свое содержание в зависимости от ситуаций . Например, в самом начале зарождения этой традиции один из вопросов касался того, почему мы едим жареное мясо . Но после разрушения Храма этот вопрос был заменен на вопрос о том, почему за пасхальной трапезой мы возлежим, а не сидим. Сегодня эти четыре вопроса (в форме наблюдений) задаются самым младшим ребенком в семье:
- Почему эта ночь отличается от всех других ночей? Во все другие ночи мы едим хомец [квасное] или мацу, а в эту ночь — только мацу.
- Во все другие ночи мы едим разные овощи. Почему в эту ночь — только марор [горькие травы]?
- Во все другие ночи мы не обмакиваем травы. Почему в эту ночь мы это делаем дважды?
- Во все другие ночи мы едим сидя или полулежа. Почему в эту ночь мы только возлежим?
В ответ на эти вопросы глава семьи рассказывает историю Пейсаха.
Раввины могли выбрать и другие вопросы. В духе иудейской традиции мы также можем задать некоторые дополнительные вопросы, над которыми стоит поразмышлять и детям, и взрослым.
Почему мы заворачиваем три куска мацы в одну салфетку?
Есть множество традиционных объяснений этому факту. Согласно одной традиции, эти три куска мацы представляют собой три класса людей в древнем Израиле: священники, левиты и остальные члены общества. Согласно другой традиции, эти три куска символизируют троих патриархов Израиля: Авраама, Исаака и Иакова. Некоторые считают, что они символизируют три венца: венец учения, венец священства и венец царства . Еще некоторые считают, что два куска мацы символизируют два еженедельных хлеба из Исхода 16:22, а третий — особый пасхальный хлеб, так называемый «хлеб скорби» . Если Вам этих объяснений недостаточно, вот еще одно. Рабби Авраам Исаак Сперлинг предполагает, что три куска мацы символизируют «три меры муки», которые Сарра приготовила для Ангелов — гостей Авраама (Бытие 18). Почему это объяснение также принимается некоторыми комментаторами? Потому что это событие произошло в ночь на Пейсах! Как из всех этих объяснений выбрать истинное? А может, есть этому и другое объяснение?
Почему на седере преломляется именно средний кусок мацы?
Преломляем ли мы левитов, или Исаака, или венец священства, или один из хлебов гостей Авраама, или хлеб скорби? А может, мы таким образом напоминаем о том, что Красное море расступилось (как сказано в еще одном комментарии )? И в соответствии с каким из этих объяснений мы прячем этот кусок подальше, а потом опять вынимаем и съедаем все вместе, как сказано в сефардском ритуале, «в память пасхального агнца»?
Где наша «пасха», или пасхальная жертва, сегодня?
Тора предписывает, чтобы на каждый Пейсах приносился в жертву и съедался ягненок в память о тех первых пасхальных агнцах, которые были убиты в Египте (Второзаконие 16:1-8). С другой стороны, без Храма невозможно приносить жертвы, хотя некоторые и настаивают на том, чтобы жертва приносилась и по сей день в Иерусалиме, даже без Храма . Поскольку пасхальная жертва, как и другие жертвы, включает в себя прощение грехов, ее важно приносить правильно. Некоторые считают, что Пейсах не имеет ничего общего с прощением. Но в Исход Рабба [комментарий на Книгу Исход] 15:12 мы читаем: «Я сжалюсь над тобою благодаря крови Пасхи и крови обрезания, и прощу тебя». А в Числа Рабба 13:20, где говорится о приношении за грех, добавляется: «Это был намек на пасхальную жертву». Совершенно ясно, что раввины того времени считали пасхальную жертву искупительной. В Книге Левит 17:11 утверждается, что «кровь сия душу очищает» . Однако на сегодняшний день мы используем только куриную ножку — «зроа» — в память о пасхальной жертве, а также яйцо — «бейца» — в память о «хагига» — праздничных приношениях. Но ведь Бог нигде не говорит, что можно просто так отбросить жертвоприношение. Так где же наша «пасха» сегодня?
Ответы на эти вопросы можно найти, исследовав, как и почему пасхальный седер претерпел значительные изменения на протяжении первого столетия нашей эры.
Седер, как его праздновал Иисус и Его ученики
«Последняя вечеря» Иисуса была пасхальным седером. Она следовала основному порядку седера, записанному в Мишне.
В рассказах Нового Завета мы находим ссылки на первую чашу, также называемую чашу благословения (Луки 22:17); на преломление мацы (Луки 22:19); на третью чашу — чашу искупления (Луки 22:20); на возлежание вокруг стола (Луки 22:14); на харосет и марор (Матфея 26:23) и на «Халлель» — песнь восхождения (Матфея 26:30).
Иисус уделил особое внимание маце и третьей чаше:
«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Луки 22:19-20).
Пасхальный Агнец
Первые евреи, верующие в Иисуса, считали Его исполнением того, что символизировали пасхальные ягнята, ежегодно приносимые в жертву до тех пор. Поэтому Павел — еврей-христианин, который обучался у Рабби Гамалиила, — писал: «Пасха наша, Христос (Мессия), заклан за нас» (1 Коринфянам 5:7). Иоанн пишет в своем Евангелии, что Иисус умер именно тогда, когда обычно в Храме убивали жертвенных ягнят (см. Иоанна 19:14), и что так же, как и у пасхальных ягнят, ни одна из Его костей не сокрушилась (у других распятых римляне перебивали ноги — Иоанна 19:32, 33, 36). За всем этим стоит мысль о том, что так же, как израильтяне были искуплены из египетского рабства благодаря беспорочному ягненку, так же и сегодня люди могут освободиться от рабства греха через Мессию, Агнца Божьего.
Прекращение жертвоприношений в Храме
Первые евреи-христиане считались членами еврейской общины вплоть до конца первого века, когда они были изгнаны из синагоги. До разрушения Храма они ежедневно поклонялись там Богу вместе с евреями, не верившими в Йешуа. В результате люди обращались к Йешуа целыми общинами, причём они не прекращали соблюдать еврейские праздники и традиции. В такой ситуации обмен идеями был более чем возможен.
Иисус сказал о маце: «Сие есть Тело Мое». Поскольку еврейские верующие того времени считали Иисуса Пасхальным Агнцем, они, естественно, считали, что маца символизирует Иисуса как Пасхального Агнца. В свою очередь, с разрушением Храма и прекращением жертвоприношений основная часть еврейской общины могла принять идею о том, что маца символизирует пасхального ягненка, даже если они не признавали чисто мессианских символов.
Церемония афикомана
Как уже было сказано выше, значение среднего куска мацы и церемонии, связанной с ним, покрыто тайной. Но само происхождение слова «афикоман» проливает некоторый свет на нее. Считается, что это слово произошло от греческого «эпикомиос» («десерт» или «пирушка») . Но д-р Дэвид Дауб, профессор гражданского права в Оксфордском университете, считает, что это слово произошло от слова «афикоманос» («прибывший», «пришедший») . Тайна открывается еще больше, если рассмотреть потрясающие параллели между тем, что происходит со средним куском мацы — афикоманом — на Пейсах и тем, что произошло с Иисусом. Афикоман преломляют, заворачивают в ткань, прячут, а потом опять достают на свет. Точно так же после Своей смерти Иисус был завернут в погребальные ткани, похоронен, а через три дня — воскрешен. Возможно ли, что сегодняшняя ашкеназская традиция, когда дети крадут «афикоман», — это попытки раввинов опровергнуть воскресение, показав, что тело Иисуса было просто украдено ?
Эти факты являются сильным подтверждением того, что церемония афикомана пришла в еврейский пасхальный седер от евреев-христиан так же, как и использование трех кусков мацы. Евреи-христиане настаивают на том, что эти три куска мацы символизируют триединую природу Бога, а афикоман, который ломают, прячут и опять выносят на свет, представляет собой Иисуса Мессию.
А теперь — пятый вопрос на Пейсах: что потребуется, чтобы убедить в этом Вас?
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!