Почему многие евреи считают христианство антисемитской религией?
Долгое время Иисус был представлен своему народу в неправильном свете. Даже многие верующие-неевреи не знают Его в исконном еврейском контексте. Большинство евреев либо настроены враждебно, либо абсолютно безразличны к Его посланию, потому что их всегда учили, что Иисус не для них.
Цель миссии «Евреи за Иисуса» — показать Иешуа (Иисуса) своему народу таким, какой Он есть на самом деле: набожным, соблюдающим Тору, рожденным в Израиле евреем и долгожданным Мессией своего народа. У христиан же может возникнуть закономерный вопрос — почему некоторые евреи так враждебны по отношению к Иешуа и Евангелию? Этому поспособствовали и библейские, и исторические факторы.
История церкви демонстрирует нам её положительное влияние на культуру окружающего общества. Во времена Рима под влиянием христиан была объявлена вне закона практика убийства младенцев[1]. И даже в XIX веке именно церковные деятели возглавляли движение за отмену рабства[2].
Тем не менее церковь также ответственна за то, что еврейский народ веками был презираем, подвергался преследованиями, насильственому обращению в христианство и геноциду — и всё это от рук тех, кто называл себя христианами.
Мы понимаем, что большинство людей, ответственных за такие зверства, не жили так, как учил Иисус. Но сама ассоциация этих дел с понятием «христианин» ожидаемо нанесла огромный ущерб христианству в глазах еврейского сообщества. И, несомненно, враждебное отношение к еврейскому народу и преступления против него «во имя Иисуса» сильно огорчили сердце Бога и Его Мессии.
Давайте обратимся к истории, чтобы увидеть это в контексте событий.
Религиозные лидеры первых веков
Уже в Римской империи некоторые идейные лидеры раннего христианства недвусмысленно выражали антисемитские взгляды.
Иустин Мученик (100 – 165 гг. н.э.):
«Обычай обрезать плоть, унаследованный от Авраама, был дан вам как отличительный знак, чтобы отделить вас от других народов и от нас, христиан. Цель этого заключалась в том, чтобы вы и только вы страдали от тех несчастий, которым вы теперь справедливо подвергаетесь; чтобы только ваша земля была опустошена и города ваши истреблены огнём, чтобы плоды земли вашей были съедены пришельцами на ваших глазах; чтобы никому из вас не было позволено войти в ваш город Иерусалим. Ваше обрезание плоти — единственный признак, по которому вас однозначно можно отличить от других мужчин…
Мы также соблюдали бы ваше обрезание плоти, ваши субботние дни, одним словом, все ваши праздники, если бы не знали, почему они были наложены на вас, а именно из-за ваших грехов и жестокосердия»[3].
«Как я уже говорил ранее, именно из-за ваших грехов и грехов ваших отцов, кроме других заповедей, Бог как метку наложил на вас соблюдение субботы»[4].
Ориген Александрийский (184–253 гг. н.э.):
«Таким образом, мы можем с полной уверенностью утверждать, что евреи не вернутся к своему прежнему положению, поскольку они совершили самое отвратительное из преступлений, составив заговор против Спасителя рода человеческого… следовательно, разрушение города, в котором пострадал Иисус, было неизбежно, еврейский народ был заслуженно изгнан из своей страны, а другой народ вместо них был призван Богом к благословенному избранию»[5].
Никейский собор (325 г. н.э.)
Как видно из предыдущих цитат, христианский антисемитизм определенно существовал и до Никейского собора, но именно там он был систематизирован и одобрен. Примечательно, что среди участников не было ни одного епископа из еврейского народа[6]. Упоминая о соборе, обычно цитируют слова императора Константина: «Пусть не будет у нас ничего общего с враждебной толпой иудейской, потому что нам указан Спасителем другой путь»[7].
Поэтому было решено не праздновать Пасху в один день с иудеями, а шаббатний отдых заменить воскресным[8]. После этих изменений отцы ранней церкви стали высказывать ещё более критическое и неприязненное отношение к еврейскому народу.
Иоанн Златоуст (349–407 гг. н.э.):
«Рассказать ли вам об их грабежах, их корыстолюбии, как они бросают бедных на произвол судьбы, об их воровстве, их обмане в торговле? Целого дня будет недостаточно, чтобы перечесть вам всё. Ибо я убеждён, что пост Иудеев – трапеза бесовская, потому что они убили Бога»[9].
«Синагога хуже дома терпимости … это вертеп разбойников и логовище диких зверей … храм демонов, посвящённый идолопоклонническим культам … убежище разбойников и распутников, логово дьяволов … преступное собрание евреев … место встречи убийц Христа… дом хуже, чем питейный… логово воров, дом дурной славы, жилище беззакония, убежище дьяволов, пропасть и бездна погибели…. То же самое я бы сказал и об их душах…. Что до меня, то я ненавижу синагогу…. Евреев я ненавижу по той же причине»[10].
Августин Блаженный (354–430 гг. н.э.):
«Как ненавистны мне враги Твоего Писания! Как бы мне хотелось, чтобы Ты умертвил их (евреев) своим обоюдоострым мечом, чтобы не осталось никого, кто бы выступил против Твоего слова! Я бы с радостью позволил им умереть для себя и начать жить для Тебя!»[11]
Христианские законы против еврейского народа
Первая форма христианского антисемитизма была богословской, но после Никейского собора эти убеждения получили достаточную поддержку, чтобы воплотиться в действиях.
С самого начала существования Римской церкви еврейский народ был притесняем христианскими законами. Евреям было запрещено обращать в иудаизм или обрезать своих рабов. Со временем обрезание было объявлено полностью вне закона, и нарушение этого запрета каралось смертной казнью. В конце концов евреям отказали в возможности занимать государственные должности или служить офицерами в армии[12]. Позже ввели ограничения на то, где они могли жить, с кем могли вести дела и куда могли путешествовать[13]. На протяжении всех последующих веков еврейский народ пережил множество изгнаний из разных стран[14].
Крестовые походы
Крестовые походы начались с конкретной целью — отвоевать Святую Землю у тех, кого считали недостойными (мусульман и евреев). Есть даже свидетельства о том, как крестоносцы подожгли Великую синагогу Иерусалима вместе с прихожанами внутри, и пока она горела, маршировали вокруг, распевая «Мы поклоняемся Тебе, Христос» [15]. К сожалению, в те времена многие церковные лидеры поддерживали такие настроения.
Пётр Достопочтенный (1092–1156 гг.):
«Да, вы, евреи! Я обращаюсь к вам. Вы, которые до сих пор отрицаете Сына Божьего. Как долго, несчастные, вы не будете верить истине? По правде говоря, я сомневаюсь, что еврей вообще способен быть настоящим человеком… Я вывожу чудовищного зверя из его логова и выставляю посмешищем в амфитеатре мира на глазах у всех людей. Я ставлю тебя, еврей, чудовищный ты монстр, на виду у всего человечества»[16].
Испанская инквизиция
Инквизиция появилась, чтобы очистить церковь от того, что она считала ересью. Испанская и португальская инквизиция уделяла особое внимание евреям-христианам, которые продолжали соблюдать шаббат, еврейские праздники и другие обычаи. Потому в этих странах преследованиям подвергались даже мессианские евреи независимо от того, искренней была их вера в Иисуса или нет. Признанных «виновными» обычно сжигали на костре. Некоторые местные общины даже учиняли погромы против евреев и мусульман, нередко сопровождавшиеся массовыми убийствами (например, резня в Лиссабоне)[17].
Реформация
К сожалению, после реформации церкви она не стала лучше относиться к еврейскому народу. По мнению некоторых историков, именно антисемитская позиция Лютера заложила основу общего неприязненного отношения немецкого общества к евреям задолго до ужасов Третьего рейха.
Мартин Лютер (1483–1546 гг.):
«Во-первых, их синагоги должны быть сожжены, а всё, что не сгорит, следует засыпать или смешать с землёй так, чтобы никто никогда не мог увидеть от них даже пепла или камешка. И сделано это должно быть ради славы Бога и христианства, чтобы Бог увидел, что мы действительно христиане, и что мы сознательно не терпим и не одобряем такого рода публичную ложь, проклятия и хулу на Его Сына и Его христиан.
Во-вторых, их дома должны быть разрушены таким же образом. Ибо они совершают там то же самое, что и в своих синагогах. По этой причине их следует поместить под одну крышу или в один хлев, как цыган, чтобы они поняли, что являются не хозяевами в нашей стране, как любят о том хвалиться, а жалкими пленниками, каковыми они постоянно представляют себя в молитвах Богу, проливая пред Ним горькие слёзы.
В-третьих, их надобно лишить молитвенников и Талмудов, в которых они учатся идолопоклонству, лжи, проклятиям и богохульству.
В-четвертых, их раввинам под страхом смерти должно быть запрещено учить.
В-пятых, привилегии на получение паспорта и свободу передвижения должны стать категорически недоступны для евреев. Ибо им нечего делать в сельской местности, потому что они не дворяне, не чиновники, не купцы и не им подобные. Пусть остаются дома… Если ваши князья и вельможи не закроют дорогу таким мироедам на законных основаниях, тогда против них должно выступить какое-то войско, потому что из этого памфлета вы узнаете, что такое евреи и как с ними справиться, и что их не следует защищать. Вам не следует, вам нельзя защищать их, если, конечно, вы не хотите разделить в Божьих глазах всю их мерзость.
Подводя итог, дорогие князья и дворяне, во владениях которых проживают евреи, хочу сказать: если этот мой совет вам не подходит, тогда найдите лучший, чтобы вы и все мы могли освободиться от этого невыносимого дьявольского бремени — евреев.
Пусть правители займутся ими в соответствии с наставлениями, которые я изложил»[18].
Жан Кальвин (1509–1564 гг. н. э.):
«Их (евреев) гнилая и несгибаемая жестоковыйность заслуживает того, чтобы их беспрестанно, бесконечно и безмерно угнетали и чтобы они умирали в своих страданиях без всякой жалости с чьей-либо стороны»[19].
Погромы
Погром — это массовые насильственные действия против какой-либо этнической группы, поддерживаемые государством. Самые печально известные погромы против еврейского населения имели место в Восточной Европе на рубеже ХХ века. На самом деле еврейские погромы происходили и раньше, начиная со времён крестовых походов. Ближе к ХХ веку они просто усилились, спровоцировав массовую миграцию евреев в США, Канаду, Южную Америку и Израиль. И конечно же, подготовили почву для формирования Европы эпохи Холокоста.
Холокост
Хотя нацизм откровенно противоречил истинным принципам христианской веры, во время Холокоста «Исповедующая церковь» была единственным официальным христианским объединением, которое публично выступило против нацистов. Остальная часть церкви в то время очень мало делала для борьбы или осуждения этого зла (возможно, действительно из-за влияния Лютера на немецкую идеологию).
Большинство нацистов называли себя христианами. И хотя мы знаем, что их ужасающие дела абсолютно не соответствуют учению Нового Завета, это совсем не было очевидно для еврейского сообщества (понятно почему).
По сей день многие евреи считают, что большая часть ответственности за Холокост лежит на христианской церкви, даже несмотря на то, что многие христиане рисковали и даже отдали свои жизни, чтобы укрывать еврейские семьи и вывезти бесчисленное количество еврейских детей с оккупированных нацистами территорий.
Современный антисемитизм
Ненависть к еврейскому народу существует в различных формах и сейчас. В 2019 году количество случаев проявления антисемитизма увеличилось на 74%[20], а к 2020 году выросло ещё на 27%[21]. В Европе и США наблюдается всё больше и больше пугающих актов насилия против еврейского народа. В прошлом году в ханукальную неделю в одном только Нью-Йорке произошло не менее семи нападений антисемитов[22].
В некоторых исключительных случаях причина такого насилия — теология замещения[23, 24]. И это делает очень трудным для евреев отличить христиан, которые верят в теологию замещения, от тех, кто, подобно «Евреям за Иисуса», призывает их всмотреться в самого Иисуса.
Под влиянием печальной истории противостояния церкви и синагоги евреи считают христианство совершенно несовместимым с еврейством. Когда еврею предлагают задуматься об Иисусе, он думает, что его просят разорвать все связи с еврейством. К сожалению, некоторые церкви даже сегодня ожидают именно такого поведения от евреев, которые решили следовать за Иисусом. Но это совершенно не соответствует Писанию.
Новый Завет рассказывает нам о евреях по имени Иуда, Мириам, Яков и Сусанна, которые даже после того, как приняли Иисуса как Мессию, посещали Храм, молились там и приносили жертвы[25], соблюдали шаббат[26] и придерживались еврейских праздников и обычаев[27].
Проблема в том, что большинство евреев сегодня не знают, что эта книга — о них. И о том, что Мессия, упомянутый на её страницах, пришёл ради них. Остаток нашего народа никогда не узнает истину о Нём, если мы не явим её своей жизнью. Те, кто зовётся христианами, должны признать, что их Мессия — еврей, и что они не имеют права высокомерно относиться к Его народу. В конце концов, «не ты корень держишь, а корень тебя»[28].
Превосходящая любовь
Привлечь внимание к непростой и напряженной истории отношений христианской церкви и еврейского общества — это не попытка забросать какую-то сторону камнями, а стремление осветить разорванные связи так, чтобы это привело к восстановлению.
Антисемитизм — это прежде всего духовная проблема. И мы считаем, что ключевой способ борьбы с ним — это вовлечение друзей-христиан в наши традиции и обучение еврейскому контексту их веры.
Иисус учил любви, смирению и уважению ко всем людям. Если вы столкнулись с ненавистью и предубеждениями, провозглашаемыми «во имя Иисуса», то на самом деле пред вами просто люди, которые следуют за кем угодно, но только не за Тем, чьё имя используют.
Исторические факты и статистику уже не перепишешь, но Библия призывает верующих к такой любви, которая может всё это преодолеть. Мы молимся о том, чтобы все христиане могли объединить свои усилия в этом направлении, и делами, а не словами продемонстрировать, что Иешуа — для всех людей, особенно для народа Израиля.
ССЫЛКИ:
- Уолден Кирк. Как ранние христиане противостояли детоубийству через любовь к ближним. The Christian Post, 12 марта 2019г, www.christianpost.com/voices/how-early-christians-resisted-infanticide-by-loving-their-neighbors.html.
- Организация инициативных групп. Организация инициативных групп: проект за отмену рабства. www.abolition.e2bn.org/campaign_6.html.
- Иустин, Фоллс Томас Б. Святой Иустин Мученик. Издательство Католического университета Америки, 2008 г., 172–177.
- Лустин, Слюссер Майкл. Диалог с Трифоном. Издательство Католического университета Америки, 2008 г., 33.
- Поляков Леон. Антисемитизм и раннее христианство. История антисемитизма. University of Pennsylvania Press, 2003, 23.
- Багатти Беллармино. Церковь от обрезания: история и археология иудео-христиан. Иерусалим: Franciscan Printing Press, 1971, 93.
- Житие Константина 3.1, http://www.newadvent.org/fathers/25023.html.
- Голдберг Луис. Бог, Тора, Мессия. Сан-Франциско: Purple Pomegranate Productions, 2009, 128.
- Паффенрот Ким. Иуда-злодей. Иуда: образы потерянного ученика. Вестминстер, Джон Нокс Пресс, 2001, 38.
- Селтман Мюриэль. Св. Иоанн Златоуст и первое тысячелетие. Меняющиеся лица антисемитизма. Матадор, 2015.
- Канлифф Стюарт. Две тысячи лет христианского антисемитизма. Непреходящий: верность Бога Израилю. Wipf & Stock, 2020, 7.
- https://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/2617027/jewish/Overview-of-Christian-Anti-Semitism.html.
- Суджин Г. Протестантские реформаторы и евреи: поиск контекстов, разгадка логики. Под ред. Кристофера Метресса. MDPI, Многопрофильный институт цифровых публикаций, 20 апреля 2017 г., www.mdpi.com/2077-1444/8/4/72/html.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B1%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%86%D1%8B.
- Гибб Х.А.Р. Дамаскские хроники крестовых походов: отрывки и переводы из хроник Ибн Аль Каланиси. Dover Publications, 2003 (ISBN 0486425193).
- Уайтхед Марк, Спанн Берт. Введение. Предоставим наши головы, сердца, руки и ноги в служение Иисусу Христу. 1-е изд. Марк Уайтхед и Берт Спанн, 2018, 30.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8F
- https://www.jewishvirtuallibrary.org/martin-luther-quot-the-jews-and-their-lies-quot.
- Кальвин Жан. Отрывок из «Ad Quaelstiones et Objecta Juaei Cuiusdam Responsio». Еврей в христианском богословии. Северная Каролина и Лондон: Герхард Фальк, McFarland and Company, Inc., 1931.
- https://www.pbs.org/newshour/show/rise-of-anti-semitism-elevates-fears-in-france.
- https://www.timesofisrael.com/france-reports-27-increase-in-anti-semitic-acts/.
- https://forward.com/news/national/437346/anti-semitic-attacks-nyc-brooklyn/.
- https://www.washingtonpost.com/religion/2019/05/01/alleged-synagogue-shooter-was-churchgoer-who-articulated-christian-theology-prompting-tough-questions-evangelical-pastors/.
- https://www.nytimes.com/2018/10/28/us/gab-robert-bowers-pittsburgh-synagogue-shootings.html.
- Деяния 3:1; Деяния 21:26.
- Деяния 17:1.
- Деяния 20:16; Деяния 21:26; 1 Коринфянам 5:8.
- Римлянам 11:18.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!