Подтверждается ли истинность Библии ее содержанием?
Скептик спрашивает: «Как соотнести библейское учение с последними научными открытиями и психологическими исследованиями?» Верующий отвечает: «Я еще не открывал сегодняшнюю газету. И что там у наших наших ученых и психологов получилось открыть?»
Заслуживает ли Библия доверия?
Некоторые люди считают, что в их повседневной жизни заголовки газет играют более важную роль, чем еврейские Писания. Они считают Библию книгой архаичной, полной противоречий и ошибок. А библейские события считают «бабеле майсес»*, пригодными лишь для того, чтобы поучать детей – не более того.
Вообще сегодня модно считать, что Библии не угнаться за современными научными исследованиями. Но если посмотреть на позицию скептиков через призму последних археологических, исторических и лингвистических исследований, все оказывается совсем наоборот.
С точки зрения истории
Давайте рассмотрим некоторые библейские отрывки – выдержат ли они нападки скептиков? Первая и вторая главы Бытия рассказывают об истории сотворения мира. Мы можем заметить, что первая глава называет Бога «Элохим», тогда как во второй главе уже используется непроизносимое имя Бога (в переводе Библии на русский язык – «Господь Бог»). До того, как были сделаны последние археологические открытия, многие полагали, что эти два отрывка были написаны двумя разными авторами, каждый из которых использовал свое имя Бога. Якобы Бытие написано не Моисеем, а «сборной командой» из многих людей, причем некоторые части книги были добавлены в Вавилонском плену в 586 году до н.э.
Однако древние египетские документы показали, что авторы в те времена часто использовали в одном и том же тексте разные имена для своих богов и царей. Порой цари даже цитировали самих себя. И эти египетские документы датированы с помощью надежных научных методов либо эпохой Моисея, либо до нее [1].
Семитские надписи рабов, добывавших в Египте бирюзовую руду в Серабит эль-Хадим в 1500 году до н.э., указывают, что даже самые простые евреи во времена Моисея умели читать и писать[2]. Это явное доказательство для тех, кто заявляет, что Пятикнижие написано несколькими авторами и что Моисей не мог быть одним из них, поскольку евреи тогда были неграмотны.
Следовательно, нет причин сомневаться в том, что Бытие могло быть написано самим Моисеем. Скорее, есть все основания полагать, что именно так оно и было!
Авторы Библии
Обвинение в написании несколькими авторами было также предъявлено книге Исаии. Оно базируется на отрицании сверхъестественного происхождения Библии. Скептики считают, что, хотя главы 1-39 и могли быть написаны самим Исаией, главы 40-66 должны были быть написаны кем-то другим. Потому что они говорят о разрушении Иерусалима (587 г. до н.э.) и о последующем возвращении евреев из изгнания (539 г. до н.э.) – событиях, произошедших уже после жизни Исаии.
Так как Исаия жил в VIII веке до н.э. и так как скептики отвергают, что он мог пророчествовать о событиях будущего, они делают вывод, что над книгой работали двое авторов, живших в разное время – до и во время разрушения Иерусалима.
Но, по сути, доказательства указывают на одного автора. Например, шестая глава Исаии – общепризнанный текст авторства пророка. В ней он предвидит Вавилонский плен и восстановление Израиля (стихи 11-13). Если скептики будут держаться той же логики, им придется заявить о том, что и шестая глава – тоже дело рук не самого Исаии.
География и Библия
Проанализируем довод скептиков и с точки зрения географии. Если вторая часть книги Исаии должна была быть написана в Вавилоне, то кажется странным, что пророк упоминал растительность, более характерную для земли Израиля. Например, кедры, кипарисы и дубы упоминаются в Исаии 41:19 и 44:14.
Точно так же странно утверждать, что главы 40-66 были написаны после возвращения из Вавилона, потому что пророк высказывается против широко распространенного идолопоклонства. Ведь история указывает на то, что после Вавилонского плена идолопоклонство уже не было проблемой в Израиле (авторы текстов периода после пленения, такие как Малахия, не упоминают о поклонении идолам при перечислении грехов народа). Это явно указывает на то, что вторая половина книги Исаии была написана до плена.
С точки зрения лингвистики другие тексты периода после пленения (к примеру, книги Ездры и Неемии) демонстрируют арамейское влияние и содержат некоторые вавилонские термины. Однако Исаия 40-66 – это чистый иврит, сродни первым 39 главам.
Использование определенной лексики и терминологии в обеих частях Исаии стилистически связывает их вместе и свидетельствует о едином авторе. Например, выражение «Святый Израилев» появляется двенадцать раз в главах 1-39, четырнадцать раз в главах 40-66, но только пять раз во всех остальных еврейских Писаниях. Есть более 40 предложений или фраз, появляющихся в обеих частях книги Исаии.
Исполнение пророчеств – доказательство истинности Библии
Исполнение библейских пророчеств – еще одно свидетельство достоверности Библии. Пророк Иезекииль, написавший свою книгу около 590 года до н.э., предсказал разрушение города Тира (глава 26). Вот некоторые конкретные подробности, которые он изложил:
- Навуходоносор уничтожит Тир,
- многие народы поднимутся против города,
- в Тире не останется камня на камне, он будет стерт с лица земли, и его обломки будут брошены в море,
- город станет местом, где рыбаки будут забрасывать свои сети,
- после разрушения материковая часть Тира уже никогда не будет восстановлена на этом месте.
Все слова Иезекииля исполнились от начала и до конца! В 573 году до н.э., через 17 лет после того, как пророк предсказал осаду, Навуходоносор действительно уничтожил материковую часть Тира, оставив в целости только островное поселение [3]. 240 лет спустя Александр Македонский попытался завоевать и остров. Он собрал военный флот уже завоеванных стран, но не достиг успеха. Тогда он приказал построить дамбу с материка на остров. Материалом для дамбы послужил щебень, оставшийся от разрушения материковой части города [4]. К тому же, строители очистили участок, сбрасывая грунт и камни в море.
Таким образом, древний город исчез с лица земли, а рыбаки и по сей день раскидывают на его месте свои сети. И хотя в современном Ливане есть город Тир, он расположен в другом месте, нежели Тир, описанный в Библии. А сама та местность остается необитаемой и неразвитой, как предсказывал пророк 2500 лет назад.
Исполнились пророчества и касательно городов Сидона (Иезекииль 28), Самарии (Осия 13 и Михей 1), Газы и Аскалона (Амос 1, Иеремия 47, Софония 2) и многих других.
Образование Государства Израиль и возвращение нашего еврейского народа на свою землю – это исполнение библейских пророчеств в наши дни! В 26 главе книги Левит, написанной между 1520 и 1400 годами до н.э., мы читаем, что земля Израиля и ее идольские святилища будут опустошены, Израиль будет заселен врагами, народ будет рассеян и гоним. А в 36 главе Иезекииля, написанной между 592 и 570 гг. до н.э., пророк предсказал, что наш народ снова вернется в свою землю, и пустыня превратится в райский сад. Он также предсказал, что разоренные города будут восстановлены и укрепятся.
Существует множество других пророчеств о восстановлении земли Израиля и еврейского народа – в книгах пророков Исаии, Захарии, Иеремии и т.д.
Достаточно прочитать современные книги по истории Израиля, статьи в прессе или посмотреть фотографии северной части пустыни Негев, покрытой густой зеленью, чтобы с удивлением осознать – слова пророков сбываются прямо сейчас!
Истина и ее влияние на нас
Библия была бы книгой для досужих разговоров за чашкой кофе, если бы в ней были только увлекательные предсказания исторических событий. Но в ней есть и постоянное обращение к проблемам бытия, актуальным для нас сегодня:
- Кто я?
— Каковы мои права?
- На основании чего правильное является правильным и неправильное – неправильным?
- Во что мне верить?
- Как мне жить?
- Какова цель человеческой жизни?
Библия дает ответы на эти сложные вопросы о сущности жизни и об истине, а также о том, как это влияет на человеческие поступки и взаимоотношения. Библия не только интересна, полезна и актуальна – она правдива. Оценить это мы можем с помощью определенных критериев. Один из них – это целостность:
- Библия – это нечто цельное?
- Взаимосвязаны ли ее части?
- Преподносит ли она целостную картину реальности?
Конечно, чтобы понять, так ли это, стоит прочитать Библию. Многие из тех, кто это сделал, пришли к выводу, что Библия действительно преподносит целостную картину мира. Она рассказывает о том, как Бог создал человека, чтобы тот имел с Ним личные взаимоотношения; о том, как человек решил отвернуться от Бога, тем самым принеся в мир отчуждение и страдания. Также Библия говорит о том, как Бог начал процесс возвращения мира к изначальному совершенному состоянию, создав народ Израиля и послав на землю Мессию Иисуса.
Писание можно сравнить с обширной симфонией, в которой повторяются идеи, темы и даже фразы. Например, заявление «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» повторяется в еврейских Писаниях полностью или частично 125 раз![5] Редакторы «Еврейского альманаха» пишут: «Вся Тора кажется сфокусированной на одной теме: уникальные права и обязанности Израиля как народа Божьего и распорядителя Святой Земли»[6]. То же самое можно сказать и обо всей Библии.
Тест на соответствие
Еще одной проверкой истинности является «тест на соответствие». Соответствует ли Библия тому, что мы знаем о реальном мире? Еврейский ученый Нельсон Глюк говорит: «Можно категорически заявить, что ни одно археологическое открытие не противоречило упомянутому в Библии»[7]. Доктор Лея Броннер, старший преподаватель иудаики в Университете Витватерсранда в Йоханнесбурге, идет еще дальше: «Целью библейского археолога является Истина. Действительно, археология осветила темное прошлое,… чтобы проиллюстрировать живой мир Библии.»[8]
Работает ли это в Вашей жизни?
Третья и окончательная проверка истинности – это «испытание жизнью». Есть ли смысл жить по Библии? Некоторые люди действительно приняли решение жить так, как говорит Писание. И это означает не просто (как принято считать в обществе) жить «правильно», следуя «золотому правилу» или исполняя Десять заповедей. Это означает жить с такой системой приоритетов, при которой то, что ожидает от нас Бог, важнее любых человеческих мнений. Его Слово ясно излагает эти ожидания. И когда приоритеты в нашей жизни перестраиваются согласно Библии, меняется и сама жизнь.
Стремясь к примирению с Богом, люди обретают примирение друг с другом. Разваливающиеся браки становятся стабильными и полноценными, восстанавливаются отношения между детьми и родителями. Жизнь во всех ее аспектах становится более качественной и осмысленной. Библия работает!
Соответствие и правдивость Библии стоит испытать ради полноценного понимания ее самой. Пророк Иеремия очень точно выразился по этому поводу, говоря: «Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего» (Иеремия 15:16). Исследуйте Писание для себя, ведь Ваша личная позиция в таких вопросах очень важна! И едва ли она может быть лучше выраженной в Union Prayer Book [9]: «Господи, открой нам глаза, чтобы мы могли увидеть и впустить всю правду, сияющую из письмен древних откровений или достигая нас через провидцев нашего времени».
*Бабеле майсес, или бобе майсес, באָבע־מעשׂה — бабушкины басни, сказки.
Ссылки
- A. Kitchen, Ancient Orient and Old Testament, (Downers Grove: InterVarsity Press, 1978), стр. 117, 125-129.
- Gleason Archer, A Survey of Old Testament Introduction, (Chicago: Moody Press, 1974), revised ed. стр. 167-168.
- Encyclopedia Britannica, 1970 edition.
- Там же.
- Walter C. Kaiser, Toward an OId Testament Theology, (Grand Rapids: Zondervan, 1978), стр. 34.
- Erik Auerback, quoted in The Jewish Almanac (Bantam Books, 1980), стр. 404
- Nelson Glueck, Rivers in the Desert, (Philadelphia: Jewish Publication Society of America, 1969), стр. 31.
- Leah Bronner, Biblical Personalities And Archaeology, (Jerusalem: Keter Publishing House, 1974), стр. 10.
- Сидур в реформистском иудаизме.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!