Рич Робинсон

Понятие смирения в Ветхом Завете

Понятие смирения в Ветхом Завете

Понятие смирения в Ветхом Завете

Для выражения понятия смирения в тексте Ветхого Завета используются три основных слова или группы слов:

  1. Однокоренные слова «ани» и «анав».
  2. Слово «шафэль».
  3. Слово «кана».

1. Наиболее часто используются однокоренные слова «ани» и «анав».

«Ани» обычно обозначает состояние в результате неких обстоятельств. Те, кто являются «ани», сокрушены или страдают, в результате оказываясь в уничижённом положении — физическом, материальном, либо социальном. Эти страдания зачастую навязывает им другой человек, обычно нечестивый. Исаия 32:7 говорит о коварных людях, которые вынашивают злые планы, чтобы обмануть «ани». Второзаконие 24:14-15 содержит наставление Израилю не злоупотреблять плачевным положением «ани». Пророк Исаия обрушивается на притесняющих таких страдальцев (3:14-15).

Существует ещё однокоренной глагол «анах» (смирять/смиряться), который относится не только к тому, что человек может сделать со своими врагами, но и к внутренней духовной практике («смиряйте души ваши» в День искупления [Левит 16:29, 31], то же значение в Псалме 34:13), а также к методу, который использует Бог, чтобы вызвать в человеке раскаяние (Второзаконие 8:2-3).

Зачастую состояние «ани» под влиянием обстоятельств приводит к тому, что человек становится «анав» по характеру. Таким образом, «ани» ставится на одну ступень с «сокрушенным духом» человеком, о котором говорится в Исаии 66:2. А знаменитое мессианское место писания в Захарии 9:9 называет грядущего Мессию-Царя «ани». Хотя в большинстве переводов этого стиха подчеркивается смиренный характер Мессии, мы также помним, что в Исаия 53:4 и 7 о Мессии говорится, что Он «был уничижен и страдал», и в обоих стихах используется однокоренной глагол «анах». В случае Иешуа сложно отделить смирявшие Его обстоятельства от Его смиренного характера. И это подводит нас к анализу слова «анав».

«Анав» обычно описывает состояние внутреннего характера. Писание, конечно же, обращается не только к внешним обстоятельствам нашей жизни. Соответственно, однокоренное с «ани» слово «анав» описывает тех, кто научился быть духовно смиренным по характеру и принимать свою полную зависимость от Бога в страданиях.

Отношения Господа с «анав» часто описываются в Псалмах: Бог направляет «анав» (24:9), прославляет «анав» спасением (149:4) и ободряет «анав» свидетельствами других о Своей милости (33:3). Кроме того, «анав» наследуют землю (Псалом 36:11). Это обетование Иешуа повторяет и расширяет в Нагорной проповеди (Матфея 5:5).

Разница между «ани» и «анав» состоит в том, что «ани» находится в нужде и вынужден полагаться на Бога, что тот восполнит его нужды. «Анав» же смиренен, потому что он принял решение полагаться на Бога. Первое продиктовано обстоятельствами, второе — черта характера.

Комментатор Дерек Киднер хорошо формулирует эту разницу: ««Ани» — это люди, которым не повезло в жизни. Они часто упоминаются в Псалмах, и переводчики переводят это слово не только как «смиренные»… возможно, более точный перевод — «бедные»… «страдающие»… «слабые»… и «нуждающиеся». Они соответствуют «нищим» из первой заповеди блаженства — это люди, живущие в нужде и осознающие своё положение. Однокоренное слово «анав» в большинстве случаев переводят точно так же. Но подлинное его значение соответствует третьей заповеди блаженства: это «кроткие» — люди, отказавшиеся от пути самонадеянности и самоутверждения»[1].

Проанализировав библейское учение об «ани» и «анав», можно сделать следующие выводы:

Господь — Бог справедливости. Он будет судить тех, кто притесняет «ани», и «ани» будут оправданы Богом. Обратите внимание, что «ани» здесь считается верным членом народа завета.

Бог может поместить нас в тесные обстоятельства, чтобы привести к покаянию и правильному отношению к ним (Второзаконие 8:2-3). «Анав» – это человек, который духовно вырос через свои страдания.

Сорок лет скитаний евреев по пустыне — яркий тому пример. Когда Дух повел Иисуса в пустыню для искушения, и Он страдал там от физических лишений, то цитировал именно эти стихи из Второзакония. Когда Бог сказал Израилю, что «смирил» его, Он объяснил, что это было сделано для того, чтобы они смогли усвоить урок: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Матфея 4:4).

© Getty Images

2. Второе по употребительности понятие — «шафэль» — выражает противопоставление высокого и низкого положения.

Враги Бога будут унижены, а остальные возвышены. В книге Даниила 5:22 Валтасар, не смирил свое сердце перед Господом и поплатился за это жизнью. А своего пророка Даниила Бог возвысил.

«Шафэль» также используется для описания снисхождения Бога до нашего положения. Здесь есть определённое совпадение со значением глагола «анах». За столетия до Божьего воплощения на земле псалмопевец писал, что Бог «приклоняется», то есть низко опускается, чтобы взглянуть на небо и землю. В Псалме 17:36 Бог смиряет Себя (используется «анах»), чтобы возвеличить царя Давида.

Мысль о смирении Бога еще сильней выражена в Исаии 57:15. В этом стихе Бог говорит, что живёт на высоте небес и во святилище, но также с человеком, который «шафэль» себя — подразумевая таким образом, что Бог Себя также «шафэль».

Учение о том, что Бог смиряет Себя, выходит далеко за рамки одного или двух конкретных слов: мы видим это в Его обитании среди Израиля, в Его готовности прощать грехи и, в конце концов, в воплощении на земле.

3. Наконец, есть слово «кана», которое подразумевает подчинение чужой воле как противоположность исполнения своей собственной.

Это слово используется в контексте военных действий — как описание царя, который подчиняет себе всех остальных. Мы часто встречаем его во 2 Паралипоменон при описании царей, которые «не смирили» себя пред Богом (2 Паралипоменон 33:23; 34:27; 36:12, а также 3 Царств 21:29). Обратите внимание, что царь Израиля должен подчиниться более великому царю — Богу.

Смирение требует подчинения Богу, и лидеры нуждаются в этом ничуть не меньше остальных. На самом деле, подчинение человека Богу — один из критериев подлинно успешного лидерства. Этот же критерий применим и к народу в целом: во 2 Паралипоменон 7:14 изложено требование Израилю «кана» — покориться Богу, чтобы получить возможность пережить Его благословение.

Из анализа двух последних слов можно сделать следующие выводы:

  • Бог смирил Себя, принимая участие в человеческих делах. В наибольшей степени это проявилось в Его воплощении, которое по сути является логическим продолжением Божьих взаимоотношений с человеком в Ветхом Завете. Поэтому и нам следует быть смиренными во взаимоотношениях с Ним.
  • Каким бы ни было наше жизненное положение, нам нужно подчиняться суверенной власти Бога. Если мы будем правильно реагировать (прежде всего, перед Богом) на ситуации, в которых оказываемся мы сами или кто-то другой, тогда мы станем Его смиренным народом, живущим в Его благословении.

ССЫЛКИ:

  1. Псалмы 1-71: Введение и комментарий к книгам Псалмов I и II. Комментарий Тиндейла к Ветхому Завету; Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press, 1973, стр. 94.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *