Пять фактов из Библии об изменении климата, которые мы не замечаем
Изменение климата – одна из наиболее обсуждаемых тем в нашем обществе и вызывает немало споров. При этом не многим известно о том, что экологическая этика как таковая появилась намного раньше политических спекуляций по этому вопросу. Возможно, вы удивитесь, узнав, что еврейские Писания и их традиционные толкования могут немало рассказать о нашей ответственности за состояние окружающей среды.
В Талмуде есть легенда о мудреце Хони, который однажды увидел человека, занятого посадкой рожкового дерева. Хони спросил его, как скоро дерево начнет приносить плод. Человек ответил, что это произойдет через 70 лет. Хони удивился — неужели тот надеется дожить до дня, когда сможет есть плоды с этого дерева? Человек ответил, что те плоды, которые он ест сейчас, приносит дерево, посаженное его предками. Поэтому, хоть он лично никогда и не будет есть с этого дерева, но обязан сделать всё, чтобы у его потомков тоже была пища, которая есть у него.1
1. Мы несём ответственность за состояние окружающей среды
Выраженная в Талмуде забота о возобновлении природных ресурсов и сохранении окружающей среды уходит корнями глубоко в еврейские Писания. Одной из первых заповедей, данных Богом Адаму и Еве, было попечение об окружавшей их природе:
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:28).
Несколькими стихами ниже (2:15) Бог уже более конкретно говорит об обязанностях людей в Эдемском саду: они должны «возделывать его и хранить его». В древнееврейском оригинале в этой фразе используются слова «авад» (служить) и «шамар» (оберегать) — те же самые, которые позднее употребляются при описании обязанностей священников в скинии.2 Другими словами, обязанность заботиться о земле, возложенная на Адама и Еву, является священной и уподобляется труду священнослужителей.
В наше время эта обязанность по-прежнему остаётся священной — служить Божьему творению и оберегать его от эксплуатации и осквернения.
2. Бог ожидает, что мы осознанно примем эту ответственность
Иосиф истолковал сон, который Бог послал фараону, и предсказал разрушительные перемены, надвигавшиеся на Египет: семь лет изобилия, за которыми последуют семь лет голода (Бытие 41:25-32).
Иосиф не проигнорировал признаки приближавшейся катастрофы, а фараон был достаточно мудр, чтобы прислушаться к предупреждению. Он поставил Иосифа правителем над Египтом, что дало тому возможность принять необходимые меры и в итоге спасти много жизней.
Мы должны стремиться подражать примеру этого мужа Божьего. Недавние лесные пожары в Австралии или землетрясения в Пуэрто-Рико и в Турции в очередной раз напомнили нам, что стихийные бедствия могут разразиться в любой момент. Мы всегда должны быть готовы послужить всем, чем мы можем, чтобы защитить землю, данную Богом нам и всему остальному человечеству.
3. Бог установил правила, чтобы защитить землю
В книге Левит (25:1-5) Бог дает указания, как израильскому народу должно вести сельскохозяйственные работы, чтобы не допускать непоправимого истощения земли. В течение шести лет мы должны были засевать свои поля, а каждый седьмой год должен был быть годом покоя земли, в который запрещалось сеять или собирать урожай. Земля должна была отдыхать так же, как Израиль отдыхает в шаббат. Бог показывает Своё желание обеспечить неистощительное использование окружающей среды, даруя земле год шаббата3.
Библия не писалась как научная книга, но оказывается, что, как и многие другие моменты в ней, эта конкретная заповедь имеет научное обоснование. Бог установил субботний год по нескольким причинам, но если смотреть с точки зрения влияния на климат, то подобный отдых приносит несомненную пользу потому, что дает восстановиться оптимальному содержанию натрия в почве. «В Месопотамии большие площади сельскохозяйственных земель были фактически заброшены из-за истощения почвы и катастрофически высокого содержания в ней соли».4
Истощение почвы приводит к возникновению проблем, которые (если их не решить вовремя) могут привести к более масштабным экологическим бедствиям. Дать земле отдохнуть было необходимо для рационального пользования ею и гарантировало, что будущим поколениям не придётся расхлёбывать кризис, который они не создавали.
Еще один пример Божьей заповеди в целях защиты окружающей среды мы находим в правилах ведения войны, изложенных книге Второзаконие (20:19-20). При осаде города запрещалось вырубать плодовые деревья, хотя и разрешалось есть их плоды. Один из комментаторов отмечает, что «даже использование неплодоносящих деревьев для осадных работ, хотя и допускается, но ограничивается строгими потребностями в каждом конкретном случае. В этом проявляется уважение к окружающей среде как таковой – как к Божьему творению.»5
4. Человеческая гордыня — корень всех проблем земли
Данный пункт будет намного сложнее принять, ведь он касается каждого из нас напрямую. Пророк Исаия затронул вопрос непомерной гордыни, когда писал о некоем «царе Вавилона». В древние времена одной из тактик ведения войны было уничтожение сельского хозяйства и разрушение окружающей среды, которые поддерживали жизнь города и его жителей.6 Но этот царь грабил и уничтожал природу, плодородные земли так же безудержно, как и тысячи человеческих душ. Это стало причиной сурового Божьего приговора ему:
«Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице;… а ты… не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой (Исаия 14:18, 20) [выделено автором].
Средневековый комментатор Раши пишет, что здесь говорится о вавилонском царе Навуходоносоре.7 Из книги Даниила мы знаем, что Навуходоносор был унижен из-за собственной гордыни и нежелания видеть руку Божью в своих достижениях (Даниила 4:28-33).
Богослов Джон Освальт имеет на этот счёт другое мнение. Он утверждает, что «данный отрывок не является обращением к какой-либо конкретной личности. Этот «царь Вавилона» — собирательный образ всех одержимых гордыней деспотичных царей, которые когда-либо правили на Земле. И это не описание исторических событий, а плач о человеческой гордыне».8
Будь то тиран вроде Навуходоносора, пустые обещания политиков, ваш коллега, который постоянно устраивает скандалы, или ваш сын-подросток, который отказывается выносить мусор — не нужно далеко ходить, чтобы увидеть в жизни общества или своей собственной примеры того, как гордыня становится препятствием, когда дело доходит до действий в отношении чего угодно, включая изменение климата и заботу о земле в целом.
Хотя это древнее место Писания говорит не о нынешнем климатическом кризисе, сегодня оно безусловно актуально: разорение земли сопровождается гибелью людей. Когда гордыня встает на пути — результатом будут страдания будущих поколений.
5. Наше духовное отдаление от Бога создает угрозу для всего мира
Пророк Иеремия написал песнь-плач, представив себе землю, лишённую Божьего творения. Поначалу описанная картина кажется просто порождением богатого воображения, пока Иеремия не упоминает, что это — последствия Божьего гнева, и что без истинного покаяния такой мир гораздо ближе, чем мы думаем:
«Это оттого, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют. Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, – на небеса, и нет на них света. Смотрю на горы, и вот, они дрожат, и все холмы колеблются. Смотрю, и вот, нет человека, и все птицы небесные разлетелись. Смотрю, и вот, Кармил – пустыня, и все города его разрушены от лица Господа, от ярости гнева Его. Ибо так сказал Господь: вся земля будет опустошена, но совершенного истребления не сделаю» (Иеремия 4:22-27).
В мидраше на книгу Екклесиаста раввины говорят, что, создав первого человека, Бог устроил ему большую экскурсию по Эдемскому саду: «Когда Благословенный Святой создал первого человека, Он взял его, показал ему все деревья в Эдемском саду и сказал: «Посмотри на дела рук Моих, как прекрасны и достохвальны они! И все, что Я сотворил, Я сотворил для тебя. Будь осторожен, не навреди и не разрушь Мой мир: если же ты разрушишь его, то восстанавливать его после тебя будет некому»».9
Зачем мидраш говорит нам об этом? Он подчеркивает насколько важен вклад каждого отдельно взятого человека в изменение ситуации. Конечно, раввины знали, что у Адама были потомки. Тем не менее, в мидраше Бог просит его воспринимать свою ответственность так, как если бы кроме Адама не существовало никого, кто мог бы заботиться об окружающей среде.
Если мидраш сосредоточен на индивидуальной ответственности каждого, в центре внимания Иеремии сама окружающая среда. Конечно, он не имел в виду буквально, что вся материя вселенной будет уничтожена грехами Израиля, но его образные слова напоминают нам, что наша собственная «глупость» обязательно приведет к нежелательным результатам. А его метафора о том, что процесс сотворения может повернуться вспять, звучит ужасающе правдоподобно в XXI веке.
Вывод
Как же нам реагировать на проблему изменения климата в свете всех обязанностей по рациональному использованию природы, которые Бог возложил на нас, и с учетом вызовов, с которыми сталкивается сегодня наша планета?
Забота о нашей планете — это обязанность не только правительств, религиозных учреждений или экологических организаций. Эта задача ложится на плечи всех нас! Какими бы ни были наши политические взгляды, если мы любим Бога и Его Слово, то не должны быть равнодушными к происходящему с этой прекрасной, подаренной нам Господом землей. Мы должны гордиться ролью ее хранителей и защитников!
Примечания
- Авот рабби Натана, 31b.
- Прован, Иаин. Открой для себя книгу Бытие: содержание, толкование, принятие. // Открой для себя библейские тексты. – Гранд-Рапидс: Eerdmans, 2016. С. 66.
- https://www.myjewishlearning.com/article/nature-the-environment-101/.
- Уолтонб Джон Х. и др. Фоновый комментарий к Библии издательства IVP: Ветхий Завет. – Даунерс-Гроув: InterVarsity Press, 2000. Левит 25:2-7
- Уэнхам, Дж. И др. (ред.). Новый комментарий к Библии. – Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press, 1994.
- Пимгрубер, Рейнхард. Экономика Вавилонии периода поздних Ахменидов и Селевкидов. – Кембридж: Cambridge University Press, 2017.
- https://www.chabad.org/library/bible_cdo/aid/15945/showrashi/true/jewish/Chapter-14.htm.
- Освальт, Джон. Исайя. Практический комментарий к переводу новой международной версии (NIV). – Гранд-Рапидс: Zondervan, 2010. Расположения версии для Kindle 4452–4453, 4461.
- https://www.sefaria.org/Kohelet_Rabbah.7.13?lang=bi.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!