Ритуальные омовения и водное крещение
Хотя многие считают крещение чисто христианской практикой, совершенно чуждой еврейской традиции, на самом деле «чисто христианским» в ней является разве что сам термин «крещение», который в славянских и некоторых других языках происходит от «Христос», греческого перевода еврейского слова «Машиах» («Помазанник»). Подразумевается, что, пройдя «крещение», человек становится последователем Христа.
При этом собственно в греческом языке эта практика напрямую не связывается с Машиахом-Христом и носит название «ба́птисма», что буквально переводится как «погружение в воду». Из греческого такой вариант названия заимствовали многие западноевропейские языки, например, английский (baptism) или французский (baptême). И этот описательный термин, «погружение», подводит нас к сути рассматриваемого вопроса, потому что погружение в воду для символического очищения существовало в иудейской религии и культуре задолго до времён Иисуса.
Предлагаем краткий экскурс в историю возникновения этой практики в еврейских Писаниях (Ветхом Завете), её утверждения в качестве стандартного символического ритуала в «межзаветный» период (приблизительно с 420 года до н.э. до 30 года н.э.) и приобретения ею важнейшего значения для уверовавших в Иисуса как в Мессию еврейского народа.
Ветхий Завет
Ветхозаветные омовения почти всегда предназначались для уже верующих людей. Они символизировали очищение от греха и вины. В то время как жертвоприношения предназначались для искупления греховных деяний, омовения обычно подразумевают очищение от греховного или иного нечестивого состояния. Вот несколько примеров:
Для народа в целом
Прежде чем Бог заговорил с сынами Израилевыми с Синая, Он повелел им освятиться, омыть свои одежды и быть готовыми к третьему дню, когда Он явится к ним (Исход 19:10-11).
Для священников
При посвящении священников Моисей вывел Аарона и его сыновей и омыл их водой (Левит 8:6-9:).
Для отдельно взятого человека
Человек, излечившийся от нечистой кожной болезни, должен был постирать свою одежду, сбрить все волосы и омыться водой, чтобы стать ритуально чистым (Левит 14:8-9).
Межзаветный и раввинистический иудаизм
На протяжении столетий после написания последней из книг еврейских Писаний и позже, в период развития раввинистического иудаизма, (т.е. приблизительно с 420 года до н.э. до второго века н.э.) различные еврейские сообщества широко практиковали погружение в воду как символическое ритуальное действо. Но значение, которое они в него вкладывали, могло немного различаться. Вот несколько примеров из документов кумранской общины, а также из некоторых раввинистических источников
Кумран
Еврейская община в Кумране (вероятно, община ессеев ок. 2 века до н. э.–1 века н. э., которой принадлежали так называемые свитки Мёртвого моря) использовала омовение как обряд очищения. Согласно Дамасскому документу (цитируется по «Свитки Мёртвого моря на английском» в переводе Гезы Вермеша):
«Никто не должен купаться в грязной воде или в воде, слишком мелкой, чтобы покрыть человека. Не следует очищаться водой, содержащейся в сосуде» (из 10 главы).
«Ни один человек, входящий в дом поклонения, не должен оставаться нечистым и нуждающимся в омовении» (из 11 главы).
Ранняя раввинистическая литература
В раввинистическом и более ранних формах иудаизма омовение в воде (погружение) было одним из требований для полного обращения, наряду с обрезанием для мужчины и принесением предписанных жертв. Это было погружение посвящения. Датировка этой практики не совсем ясна, но она возникла в период после написания Ветхого Завета и до написания Мишны. В частности, в Талмуде Сончино говорится:
«Как ваши предки вступили в Завет только через обрезание, погружение и окропление кровью, так и они [прозелиты] войдут в Завет только через обрезание, погружение и окропление кровью» (Керитот 9а).
Раввинистическая литература более позднего периода
После разрушения Храма в 70 году нашей эры библейские законы очищения (смотрите раздел «Ветхий Завет» выше) ограничились очищением ниды, ритуальной нечистоты женщин, описаной в Левит 12:1-8 и 15:19-24. Женщины должны были проходить погружение очищения.
Еврейская твила (ритуальное омовение в микве) совершается как для очищения, так и для посвящения и практикуется среди ортодоксальных евреев по сей день.
Период Нового Завета
Иоанн Креститель использовал погружение в воду как символ покаяния человека или его возвращения к завету (приблизительно 30 год н.э.) Он требовал, чтобы этому внешнему символу предшествовало внутреннее обращение человека, а после совершения ритуала погружения его жизнь действительно менялась.
«Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Марка 1:4; см. также Матфея 3:11 и Луки 3:3).
Такое погружение — символизирующее покаяние, Божье очищение, посвящение и вхождение в сообщество Мессии — стало позднее центральным ритуалом сообщества последователей Иешуа после его воскресения — тем, что мы называем «крещением». И оно было тесно связано с концепцией, что последователи Мессии будут также крещены Духом Божьим (буквально «погружены в Дух Божий»).
По сути, Новый Завет взял уже существовавшее понимание символического погружения в воду, уходящее корнями в еврейские Писания, и усилил его значение
Вот несколько примеров того, как оно понимается в Новом Завете.
Погружение посвящения
Для последователей Мессии Иешуа погружение в воду символизирует вхождение в смерть и воскресение Мессии:
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения»
(Римлянам 6:3-5).
Это символ перехода от осуждения ко спасению:
«Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, Который, взошел на небо…»
(1 Петра 3:18-22).
Духовное погружение осуществления
Всё, что совершил Иешуа, Святой Дух применяет к верующим не символически, а совершенно реально.
«Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: “Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым”» (Деяния 11:16).
Работа Духа Святого имеет несколько аспектов.
Посвящение в новую жизнь:
«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Коринфянам 12:13)
Очищение:
«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего» (Титу 3:5-6)
Отождествление с Иисусом в Его смерти и воскресении:
Об этом говорится в Римлянам 6:3-5 (см. выше). Погружение в воду/крещение в определённом смысле является символом, но оно символизирует глубокую реальность. И, как и многие идеи в еврейских Писаниях, символ и реальность тесно переплетены.
Крещение принимать нужно не в младенческом возрасте,а когда сам уже уверовал в Иешуа и только после этого можно и нужно принять крещение!