Шамаш: Связь Хануки и Рождества
Хануку (что означает «посвящение» или «обновление») называют Праздником обновления и Праздником света. В канонических книгах Библии этот праздник упомянут только один раз (Иоанна 10:22), но он широко празднуется еврейским народом, начиная со второй половины межзаветного периода, в честь невероятной победы еврейских повстанцев над значительно превосходящей оккупационной армией сирийского царя Антиоха. Антиох осквернил святой Храм свиной кровью и требовал, чтобы еврейский народ поклонялся идолам.
По большей части празднование Хануки сосредоточено вокруг легенды о повторном освящении Храма. Согласно этой легенде, чистого масла, пригодного для церемонии освящения, было так мало, что его могло хватить только на один день горения светильников храмовой меноры (она должна была гореть постоянно). Чудесным образом это мизерное количество масла поддерживало пламя в светильниках в течение восьми дней — до тех пор, пока не сделали новое. Это легенда, но она вполне может быть правдой. В конце концов, это очень похоже на то, что сделал бы наш Бог в такой ситуации, не так ли?
Почему у ханукии девять светильников?
Итак, если знаменитое чудо с маслом заключалось в том, что оно горело восемь дней, тогда почему у ханукии (специальной ханукальной меноры) не восемь светильников, а девять? Действительно, восемь из этих девяти символизируют число дней чудесного горения, а девятая — это шамаш. Шамаш означает «служитель» или «служка». Большую часть года этим словом называют человека, который поддерживает порядок в синагоге и обеспечивает материальные потребности синагогальных служений. Но в Хануку оно означает первую свечу, которая зажигается на ханукии — свечу, которой впоследствии зажигают остальные восемь.
Современные ханукии представлены в удивительном разнообразии дизайнов. Но в наиболее традиционных вариантах шамаш расположен по центру подсвечника, часто немного выше остальных свечей.
В детстве мы с сестрой по очереди зажигали ханукальные свечи. Наши родители чиркали спичкой, от которой зажигался шамаш. И моя сестра, которая была почти на пять лет старше меня, удостаивалась чести зажечь им первую свечу в первый вечер праздника. Я помню, как смотрела на пламя, когда мама брала свечу из центра подсвечника и осторожно передавала её мне во второй вечер. Я наклоняла шамаш так, чтобы его пламя коснулось фитиля первой свечи, а затем и второй, после чего осторожно возвращала свечу-служку в центр ханукии.
В моей семье празднование несколько отличалось от того, как праздновали мои друзья из еврейской школы, потому что, хотя мои родители были евреями, они верили в Иисуса. Я помню, как папа объяснял нам, что подобно тому, как шамаш, или служка, используется для зажигания других свечей, Иисус пришёл, чтобы стать слугой и принести свет в мир. И папа говорил, что, если Иисус живёт в наших сердцах, мы тоже становимся служителями, которые несут Его свет другим людям.
Когда моя память возвращается к тем чудесным моментам празднования Хануки, я вспоминаю яркое сияние свечей и удивление, которое испытывала, размышляя о Слуге, склонившемся, чтобы принести свет тем, кому Он служил.
Не обязательно быть евреем, чтобы наслаждаться праздником Хануки. Пусть пламя Шамаша ярко горит в ваших сердцах, чтобы вы делились Его светом с другими в эти праздничные дни!
Отличная душевная статья. Хорошо описано, но где тут связь? Ханука и Рождество- праздник света, Иисус есть свет, как он пришёл в этот мир и начал светить всем, так и мы должны делать, но это очень слабо открыто в статье. Но в целом очень хорошо.