Рич Робинсон

, ,

Свобода без границ: Что если определённые границы необходимы, чтобы быть свободным?

Свобода без границ: Что если определённые границы необходимы, чтобы быть свободным?

Свобода без границ: Что если определённые границы необходимы, чтобы быть свободным?

Свобода. Кто же не хочет быть свободным?

Мы празднуем наше освобождение в Песах. Мы молимся за свободу тех, кто стал жертвой работорговли. Мы надеемся, что все диктатуры однажды станут свободными демократическими странами. И мы сами жаждем свободы: свободы следовать своим мечтам и желаниям на протяжении всей жизни.

Всё это прекрасные цели. Но, когда я пишу эти строки, мне вспоминается роман Уильяма Голдинга, который мы проходили на уроках литературы в старшей школе, — «Повелитель мух».

В этой книге группа выживших в авиакатастрофе мальчиков 10–11 лет оказывается на необитаемом острове. Все сопровождавшие их взрослые воспитатели погибли. И вот в условиях, когда герои полностью «свободны» от любых правил и контроля, они постепенно скатываются к примитивному племенному соперничеству, насилию и в конечном итоге к убийствам. Без ограничений и социальной структуры они шаг за шагом опускаются до уровня зверей, лишённых самоконтроля и морали. Их свобода выливается в анархию и жестокость.

Большинство из нас, конечно, не находятся на грани подобной личностной деградации. Но, как своего рода мысленный эксперимент, роман представляет собой весьма правдоподобный сценарий развития событий.

День, когда мы празднуем установление правил

Я пишу эту статью накануне еврейского праздника Шавуот, Праздника седмиц. Возможно, это не самый известный из еврейских праздников, но праздник значимый.

Шавуот следует за Песахом как своего рода сопутствующий праздник, в который наш народ вспоминает дарование Торы на горе Синай. В Песах мы празднуем наше избавление от сотен лет рабства в Египте, нашу долгожданную свободу. Затем, семь недель спустя, наступает Шавуот, и мы празднуем дарование Торы, Закона, в котором изложены правила, порядок, предписания и запреты. Подождите, а в какой момент мы от свободы перешли к правилам?

Современные люди привыкли думать о свободе как об освобождении от чего-то. Но представление наших предков об этом понятии было гораздо более широким, а мы сузили его лишь до одного из аспектов.

Самое крышесносное в библейской истории то, что, когда Израиль получил свободу от фараона, они стали в некотором смысле «порабощены» кем-то другим — Богом. Бог освободил их; но теперь Он сформировал их в единую нацию и предложил им следовать Его заповедям и Его планам на эту нацию.

Что за освобождение такое — из огня да в полымя? Или же суть этих новых отношений была совершенно иной, и Израиль теперь мог в свободе следовать и повиноваться Богу?

Более широкая картина

Ключом к пониманию Шавуота, как и Библии в целом, является основополагающая концепция, что истинная свобода требует границ. Каждому великому художнику нужен холст. Формирование великой нации требует верховенства закона. Каждый великий изобретатель должен знать и учитывать законы физики и этики. Достижение величия в любой области человеческой деятельности требует ряда соответствующих ограничений.

Больше того, границы абсолютно необходимы, чтобы просто сосуществовать друг с другом. Именно поэтому вы свободны, например, припарковаться возле торгового центра там, где вам нравится. Но «нравиться» вам должно не посередине фуд-корта. В большинстве стран вы свободно можете сесть в машину и поехать в любой уголок страны, никто не станет вам препятствовать. Но вы не свободны гнать при этом машину на любой скорости, какой вам захочется.

Жизнь без рамок — это как
игра в шашки без доски.

Понятие границ кому-то не нравится, но на самом деле это реалия жизни, которая удерживает нас от погружения в хаос, подобно мальчикам из «Повелителя мух». Жить без правил это всё равно, что пытаться играть в шашки без доски.

Просто подумайте, жизнь без каких-либо ограничений и правил сразу погружается в хаос, не говоря уже о том, что становится откровенно опасной. Вседозволенность приводит либо к застою, либо к беспорядку.

И в то же время нам столь же хорошо известно, что границы не всегда бывают здравыми и правильными. Неправильно установленные границы могут нанести вред. Нет сомнений, что некоторые правовые, религиозные или культурные ограничения сползают в произвол или притеснения.

Но ограничения, данные Богом в Торе, были иными: они предназначались, чтобы привести человечество к благополучию и процветанию: «…чтобы соблюдал заповеди Господа Бога твоего и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо» (Второзаконие 10:12-13). Наши предки не зря праздновали установление Закона! Если вы ещё недавно жили в полном подчинении у жестоких надсмотрщиков, и тут внезапно оказались свободны, вам нужно будет — вы будете сами хотеть — иметь хоть какое-то руководство в том, как вообще теперь жить.

Та же Тора, новый контекст

В Шавуот мы празднуем дарование границ, ориентиров и помощи, которые Бог предложил древнему Израилю, чтобы научить их жить полноценной жизнью, чтобы им было хорошо.

Для еврейского народа той эпохи границы подразумевали как заповеди морали, так и юридические постановления и религиозные ритуалы, предназначенные помогать им познать Бога. Эта структура была дана не ради структуры, а ради Израиля — и человечества в целом.

Если взглянуть на это под таким углом, кто же откажется узнать, как найти для себя самый лучший путь в мире, где мы живём как свободные люди?

Нам приходится адаптировать Божьи
указания к контексту нового времени.

Наши современные рамки отличаются от тех которые были у еврейского народа в древнем Израиле. И всё же они сохраняют ту же самую суть, потому что, хоть нам и приходится адаптировать Божьи указания к контексту нового времени, они по-прежнему отражают те же моральные принципы, что были даны изначально.

Например: в 1000 г. до н. э. для помощи наиболее нуждающимся людям земледельцы должны были оставлять часть своего урожая неубранным, чтобы бедняки могли собрать его себе на прокорм. Это было правило, которое делало щедрость частью культуры и позволяло малообеспеченным людям не только получить еду, но и сохранить достоинство. Но сегодня мало у кого нас есть собственные поля и сады. Поэтому правила, или рамки, теперь должны выглядеть по-другому, но при этом всё также предусматривать способы помочь нуждающимся ближним, не вынуждая их терпеть для этого унижение.

Один студент Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе однажды сказал кому-то из наших сотрудников, что чувствует себя потерянным и неприкаянным, потому что в его жизни слишком много вариантов выбора и слишком мало структуры и упорядоченности. Песах и Шавуот — как два полюса жизни. Мы освободились от фараона, чтобы сделать свободный выбор следовать за Богом и жить по Его заповедям полноценной жизнью, дабы нам было хорошо.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *