Ту би-Шват: Новый Год деревьев
Черно-белые фотографии, сделанные в Израиле в 1940-х и 50-х годах в дни Ту би-Шват, – это картина потрясающего возрождения мертвой земли. Израильские дети, увешанные гирляндами цветов, маршируют колоннами или танцуют вокруг цветущих миндальных деревьев. Они застенчиво улыбаются, неся в руках лейки и растения в горшочках, и разгребают руками землю, чтобы посадить саженцы. Женщины в развевающихся белых туниках несут оливковые ветви; зимний ветерок колышет израильские флаги.
Эти фотографии возрождающейся страны отражают сложную историю формирования праздника. Ту би-Шват, «крайний срок для налогообложения» в древнем Израиле, практически полностью утратил свое значение после разрушения Второго Храма в I веке нашей эры. Однако в начале двадцатого века Ту би-Шват стал «еврейским днем посадки деревьев», когда люди традиционно делали пожертвования в Еврейский национальный фонд – организацию, которая, помимо прочего, занимается посадкой деревьев в Государстве Израиль. Распространение и сионистского, и экологического движения объясняет, как Ту би-Шват, долгое время считавшийся незначительным праздником, обрел современную популярность.
Происхождение праздника Ту би-Шват в древние времена
Вопрос о том, когда именно евреи начали праздновать Ту би-Шват, вызывает некоторые споры. Этот праздник упоминается в Мишне (составлена ок. 200 г. н.э.), в сборнике ранних раввинистических учений: «Первое число месяца швата – это новый год для деревьев, согласно учению Бет-Шаммай. Бет-Гиллель, однако, помещает его на пятнадцатый день этого месяца» (Рош ха-Шана 1:1).
Бет-Шаммай и Бет-Гиллель были двумя крупнейшими школами раввинистического иудаизма во времена Второго Храма. Первая следовала учению Шаммая (ок. 50 г. до н.э. — 30 г. н.э.), убежденного сторонника буквального толкования Торы; вторая – учению Гиллеля (ок. 110 г. до н.э. — 10 г. н.э.), допускавшего более свободное толкование. Конкретно в этом споре Шаммай отстаивал более раннюю дату праздника, установив крайний срок отделения десятин в середине зимы. Гиллель перенес Новый Год деревьев на две недели позже, когда холода отступали и во все области Израиля – как в горные районы, так и в низины – приходила весна. Школа Гиллеля выиграла этот спор, поэтому крайний срок отделения десятин был назначен на более позднюю дату – пятнадцатое швата.
Как говорилось выше, Ту би-Шват практически утратил свое значение после разрушения Храма и увеличения процента евреев, живущих в рассеянии, в результате чего десятина урожая уже не играла особой роли в еврейской жизни. Евреи отмечали этот день тем, что пропускали покаянные молитвы в синагоге, но в остальном он проходил даже без чтения Халлеля (псалмов хвалы, Пс. 112-117, которые поются в самые радостные праздники). Но Ту би-Шват не исчез и приобрел новое значение в средние века и в наше время.
Как празднуют Ту би-Шват в наше время
В течение многих веков Ту би-Шват выполнял чисто утилитарную функцию крайнего срока для отделения десятин. Все изменилось в средние века, когда группа евреев, живших в изгнании, вдохнула жизнь в этот праздник, придав ему новый смысл.
После завершения испанской реконкисты (исп. и порт. reconquista — отвоёвывание) в 1492 году и последующего изгнания евреев, группа сефардских изгнанников обосновалась на территории современного Израиля, основав общину в Цфате (позднее Цфат стал центром каббалы). К концу семнадцатого века евреи Цфата разработали седер Ту би-Шват, в котором основное внимание уделялось «мистическим» аспектам Бога и взаимосвязи человека и природы. В ритуале этого седера – обычно ассоциирующегося с праздником Песах – даже используется своего рода Агада, называемая При эц хадар (букв. «Плод прекрасного дерева»).
В девятнадцатом и двадцатом веках Ту би-Шват перешел от мистических к практическим вопросам. Праздник стал отражением усилий современных евреев по освоению некогда оставленной земли.
Еврейский национальный фонд (ЕНФ), второй по величине землевладелец Израиля после правительства, был создан в Швейцарии в 1901 году с целью выкупа и восстановления земель в Палестине. В основном, он курирует посадку деревьев в Израиле. Как написал один журналист, «программа посадки деревьев [ЕНФ] долгое время олицетворяла сионистское устремление заставить пустыню расцвести».
Деревья сыграли важную роль в рекультивации засушливых земель Израиля, сохраняя в земле влагу, сдерживая эрозию почвы и восстанавливая ее. Этот упор на посадку деревьев придал празднику Ту би-Шват особую значимость: «Таким образом, посадка деревьев стала и практическим средством, и символом насаждения еврейских общин в Земле Израиля».
В Ту би-Шват посадка деревьев происходит по всему Израилю, зачастую во время школьных экскурсий, а в Иерусалиме – за исключением каждого седьмого года. Это исключение основано на правиле шмиты – субботнего года, повеление о котором содержится в книге Левит 25:4: «В седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай».
Традиции и фольклор Ту би-Шват
Употребление в пищу фруктов и злаков, описанных в Торе (оливки, финики, виноград, инжир, гранаты, пшеница, ячмень), считается в этот день особо достойным одобрения. Среди каббалистов даже бытует мнение, что седер Ту би-Шват является искуплением поступка Адама и Евы, вкусивших неправильный плод!
Существует традиция посылать подарки с едой и устраивать спектакли на Ту би-Шват, как это делается на Пурим. Есть также обычаи вкушать в этот день хлеб и сажать петрушку для предстоящего праздника Песах.
Духовное применение праздника Ту би-Шват
Евреи, верующие в Иисуса, не принимают каббалистическое учение о природе Бога (например, о том, что есть десять сфирот, или эманаций, связанных с Богом), поскольку считают, что оно противоречит Писанию. Несмотря на ассоциации праздника Ту би-Шват с каббалистическими идеями, у него есть другие, более ценные аспекты, например, его акцент на заботе об окружающей среде. Многим из нас нравится думать, что движение в защиту окружающей среды – это чисто современное явление, но в действительности самым первым «любителем деревьев» был Сам Бог. Несмотря на то, что соблюдение Ту би-Шват не предписано Библией, Бог закладывает в еврейских Писаниях основу для уважительного отношения к природе. Например, в книге Второзаконие Он наставляет израильтян:
«Если долгое время будешь держать в осаде город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление; только те дерева, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу, можешь портить и рубить, и строить укрепление против города, который ведет с тобою войну, доколе не покоришь его.» (Второзаконие 20:19-20)
Бог не одобряет в Библии практику бесконтрольной вырубки деревьев и их заготовки на дрова. Вместо этого Он наставляет израильтян оставлять деревья, чтобы потом питаться их плодами, а также для того, чтобы пощадить безобидное дерево.
Что сделали тебе деревья? Этот простой проверочный вопрос, который Бог задал Своему народу, побудил раввинов установить широкий закон Бал ташхит (букв. «не уничтожай»). Как говорит нам Бал ташхит, мы как управители Божьего творения должны воздерживаться от неоправданного его уничтожения (например, от охоты ради спортивного интереса, от расточительного сжигания нефтяных ресурсов и т.д.).
Еще один древний еврейский комментарий закладывает основу для чего-то наподобие современной охраны природы: «Святый провел Адама по Эдемскому саду и сказал: «Я создал все Мои прекрасные и славные творения ради тебя. Берегись, чтобы не испортить и не разрушить Мой мир. Ибо, если ты испортишь его, никто не сможет восстановить его после тебя».
Наряду с этими предостережениями о необходимости сохранения окружающей среды, сионистское движение напоминает нам и о том, что многие стихи в Библии имеют отношение к земле, к ее освоению и восстановлению. В этот Ту би-Шват мы можем вспомнить Божьи слова из книги Осии:
Я буду росою для Израиля;
он расцветет, как лилия,
и пустит корни свои, как Ливан.
Расширятся ветви его,
и будет красота его, как маслины,
и благоухание от него, как от Ливана.
Возвратятся сидевшие под тенью его,
будут изобиловать хлебом,
и расцветут, как виноградная лоза,
славны будут, как вино Ливанское.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!