Является ли христианство религией антисемитизма?
Корни антисемитизма
Антисемитизм – явление и нелогичное, и бессмысленное. Этот горький плод имеет психологические, политические и религиозные корни. Какими бы ни были его причины, этот бич мучит человечество веками. Хотя термин «антисемитизм» придуман относительно недавно, в 1879 году немецким пропагандистом Вильгельмом Марром, его стали применять для описания любых форм враждебности по отношению к евреям на протяжении всей истории [1]. Возникновение и происхождение антисемитизма уходит корнями вглубь времен – на сотни лет до нашей эры. Предшественником так называемого «христианского антисемитизма» является ненависть к евреям в древности.
Один авторитетный еврейский источник весьма точно описывает истоки антисемитизма: предрассудки против евреев появились в древности преимущественно в странах Римской империи. Отказ евреев в любой форме принимать санкционированный по всей империи культ, рассматривался Римом как отказ от признания власти государства и от правил, которые повсеместно считались священными [2].
Еврейский народ мог поклоняться лишь одному истинному невидимому Богу. А римляне не признавали такого Бога: кесарь сам был божеством – и допустить какое-то другое они не могли, особенно, невидимое.
Первые задокументированные всплески антисемитизма как национальной политики относятся к 1550 году до н.э. Интересно, что историческое событие такого рода записано в Библии. Первая глава книги Исход описывает печально известное размежевание, проведенное египтянами, – начало антисемитизма на национальной почве. Их необоснованный страх, что наш народ стал сильнее египтян, привел их к идее, что Израиль «вооружится против нас и выйдет из земли нашей» (Исход 1:10). Как созвучны некоторые современные события с этой древней историей!
Еврейское богоубийство и «христоубийца»
Хотя антисемитизм уходит корнями в античную историю, свое ярчайшее проявление он получил после обвинения евреев в богоубийстве – убийстве Бога посредством распятия Христа. Это была яростная уверенность в том, что вся вина за смерть Христа должна лечь на евреев. Отстаивая идею еврейской вины, церковь, состоявшая на тот момент, в основном, из язычников, пыталась «расплатиться с виновниками» – «расплатой» якобы во имя Христа и во славу Бога. Но является ли правдой то, что наш народ нес на себе исключительную вину за смерть Иисуса? Неужто язвительные оклики «христоубийца!» на протяжении веков являются обоснованными? Новозаветная часть Библии – наш основной источник информации о событиях, происходивших вокруг смерти Иисуса. Кого Новый Завет называет виновным? Кто на самом деле несет ответственность за смерть Йешуа (Иисуса Христа)?
Последователи Иисуса записали некоторые имена тех, кого Бог посчитал виновным в смерти Мессии: «Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деяния 4:27-28).
Совершенно очевидно, что за распятие Иисуса были ответственны не только евреи. Римские власти посредством решений своих правителей, Ирода и Понтия Пилата, тоже несут на себе вину. Стоит также заметить, что римский историк Тацит в своих «Анналах» (около 115-117 гг. н.э.) пишет, что Христос «был казнен по приговору прокуратора Понтия Пилата в правление Тиберия» (XV, 44). Он не говорит о еврейской ответственности за смерть Христа.
Исторические сведения из книги Деяний апостолов тоже подтверждают, что язычники несут часть вины за смерть Иисуса. Точно так же, как и израильтяне. Еврейский историк первого века н.э. Иосиф Флавий пишет о соразмерности вины Пилата и евреев («Иудейские древности», XVIII, 3). Петр, один из ранних еврейских последователей Христа, пишет, что евреи тогда распяли Христа «по неведению» (Деяния 3:17).
Мессия должен умереть
Но даже без перераспределения степени вины очевидно то, что Бог Сам определил: Мессия должен был умереть. Что бы в том первом веке ни делали римляне, язычники или израильтяне – они исполняли то, что предопределили рука и воля Божья (Деяния 4:28). Это было Его предвечной волей – Мессия Израиля должен был умереть, чтобы стать Спасителем мира.
Исаия, величайший из наших пророков, предвозвестил эту добровольную смерть еще за 700 лет до прихода Мессии Иисуса (Исаия 52:13 — 53:12). Это Бог «возложил на Него грехи всех нас» (Исаия 53:6), Ему было угодно «поразить Его, и Он предал Его мучению» (Исаия 53:10). Исаия предвозвестил, что Мессия добровольно пойдет на смерть и затем воскреснет из мертвых: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Исаия 53:7).
Прощение, а не отмщение
Иисус Сам достаточно ясно все объяснил, когда сказал: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Иоанна 10:17-18). Смерть Иисуса – это не какая-то жалкая бессмысленная затея недалекого еврейского плотника первого века. Нет! Это было величайшее явление Божьей милости и благости ко всему грешному человеческому роду. Иисус добровольно умер за человечество, и всему человечеству должно нести коллективную вину за Его смерть. Но от этой вины освобождается любой человек – еврей или нееврей, – когда он принимает Мессию и получает Его дар прощения и вечной жизни.
Признавая, что некоторые из исповедовавших Христа были ответственны за преследования еврейского народа, мы не обязаны считать, что тем самым эти люди следовали библейскому учению. Наоборот, они продемонстрировали полнейшее несоответствие тому, что они якобы исповедовали! Это явно видно в трех основных аспектах.
Отношение Иисуса к евреям
Первое: антисемитизм полностью противоречит истинному отношению Иисуса к евреям. Верить в то, что Иисус есть Мессия, Христос, а затем отказываться от Его отношения к еврейскому народу, – это верх лицемерия, не говоря уже о вопиющем противоречии.
Он жил среди Своего еврейского народа и любил его любовью, не имеющей себе равных во всей еврейской истории. Даже когда стало очевидно, что многие из Его народа отвергли Его мессианские заявления, Иисус плакал над городом, который не только пропустил Его приход, но и очень скоро будет разрушен римлянами. Золотой Иерусалим превратится в Иерусалим в руинах (Луки 19:37-44).
Даже в Свой смертный час Он молился: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Луки 23:34). Его умирающее сердце искало прощения, а не мести. Неудивительно, что Иисус сказал Своим ученикам, что любовь будет единственным неоспоримым доказательством того, что они были с Ним (Иоанна 13:34-35). Он велел им: «Любите врагов ваших и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матфея 5:44).
Можно спорить по поводу неправильных учений и бороться с причинами их возникновения, но когда есть любовь – сказанное будет услышано. Первые евреи, верующие в Иисуса, были известны многими вещами, но более всего – своей неугасимой любовью к своему Мессии и к своим еврейским собратьям. Это полнейшее противоречие – презирать того, кого Сам Иисус так сильно любит. Предрассудок должен раствориться в Его любви.
Еврейское руководство в ранней церкви
Второе: антисемитизм совершенно не сопоставим с отношением и учением апостолов – еврейских руководителей ранней христианской церкви.
Они не только были верными евреями, которые уверовали в то, что Иисус был еврейским Мессией, но также записали документальные свидетельства Нового Завета. Они лично знали Иисуса и добровольно умерли мученической смертью, не отрекшись от Него. Апостол Павел более, чем кто-либо другой, нес добрую весть об Иисусе Христе в самые отдаленные уголки земли. И все же, куда бы он ни поехал, нигде и никогда он не оставлял без внимания евреев (Римлянам 1:16).
Величайшей печалью Павла было то, что многие из его собратьев отвергали своего Мессию. Любовь апостола к своему народу была настолько сильной, что он был готов, если возможно, пожертвовать собственным спасением и страдать в вечном осуждении от Бога, только бы его народ обратился к Иисусу как к еврейскому Мессии.
«…великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Римлянам 9:2-3). Его молитвы за евреев возносились к престолу Всевышнего постоянно: «Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение» (Римлянам 10:1).
Павел осознавал, что будущее Израиля основывалось на его великом наследии. Еврейский народ – «возлюбленные Божии ради отцов» (Римлянам 11:28). Обещания Божьего завета с Авраамом, Исааком и Иаковом не были нарушены или безнадежно забыты – они остаются твердыми и незыблемыми. Как и Христос прежде, Павел предвидел день в далеком будущем, когда Израиль получит все благословения Мессии – тот славный день, когда народ обратится к Иисусу как к Мессии Израиля и Спасителю мира (Римлянам 11:25-29)!
Апостолы просто ужаснулись бы, если бы узнали о грядущей многовековой антисемитской ненависти. Это совершенно противоречило не только их любви и заботе о евреях, но и их надежде на Израиль и его будущее.
Антисемитизм и Библия
Третье: антисемитизм полностью противоречит Ветхому Завету – единственной авторитетной в ранней церкви книге. Именно еврейские Писания сформировали основы раннего христианского сообщества. Без этих Писаний устои христианской веры просто разрушатся. Даже когда книги Нового Завета были уже написаны, верующие придерживались и их, и еврейских Писаний как равных по авторитету и доктринальной ценности.
Заявление об антисемитизме
Одно из наиболее значимых мест в еврейских Писаниях, которого в ранней церкви твердо придерживались (см. Галатам 3:8), – это Бытие 12:1-3. Бог призывает Авраама следовать за Ним в то место, которое Он покажет ему. Он дает Аврааму обетования личного, национального и всемирного значения. Одно из них – это заявление об антисемитизме.
Бог говорит Аврааму: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» (Бытие 12:3). Бог безоговорочно посвятил Себя тому, чтобы сохранить Авраама и его потомство. Это Его намерение выражено в данной фразе. То, как человек или народ обращались с Авраамом и с его народом, определяет то, как Бог отнесется к ним самим. Благословение евреев влечет за собой Божье благословение, а их проклятье – Божий суд.
Истинность этих слов, предостерегающих против греха антисемитизма, подтверждается и библейской, и светской историей и в древности, и по сей день. Любые властные системы, авторитарные или демократические, которые предпринимали попытки уничтожить евреев, рано или поздно падали под ударом Божьего справедливого суда. Будь то древние Ассирия или Вавилон, или в нашу эпоху Испания или Германия. Это обещание твердо и неизменно – ибо его дал Сам Бог.
Тот же принцип остается твердым и беспрекословным сегодня и навсегда. Обетование отражает характер и природу Того, Кто его дал, Кто истинен и неизменен. Верить в Йешуа (Иисуса) – это верить в Его Библию. А верить в Его Библию – это верить в Божий завет с Авраамом, отцом еврейского народа. Любые нападки на народ Божьего завета – это нападки на Самого Бога этого завета, что противоречит вере во Христа. Ибо Он сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матфея 22:37, 39). И те, кто выступают против евреев, своими делами демонстрируют, что совершенно оставили путь Христов.
Предубеждение, а не вера
Настоящая вера во Христа не рождает антисемитизма. Это только может быть удобная отговорка для некоторых (а может, и для многих). Предрассудки живут в глубине человеческой природы, но вера во Христа не является причиной для антисемитизма. Один еврейский автор отмечает, что, по сути, современный антисемитизм – это вообще не религиозное явление: «Таким образом, современный антисемитизм строится на этнических, а не религиозных основаниях, и принятие господствующей религии уже не служит преследуемым евреям средством избавления» [3].
Таким образом, христианин, держащийся антисемитских взглядов, выступает не только против еврейских апостолов, написавших Новый Завет, не только против еврейского Мессии, Которым вдохновлен Новый Завет, но и против Бога Авраама, Исаака и Иакова, навлекая на себя Его суровейшее осуждение! Входить в суд с Богом – не очень-то разумное решение. Как, впрочем, и пытаться искать «крайнего», чтобы перекладывать на него вину за свои промахи.
- Geoffrey Wigoder, ed., “Anti-Semitism,” Encyclopedic Dictionary of Judaica (New York: Leon Amiel Publishers, 1974), p. 33.
- Ibid., pp. 33-34.
- R.J. Werblosky, and Geoffrey Wigoder, eds., “Anti-Semitism,” The Encyclopedia of the Jewish Religion (New York: Holt, Rinehart and Winston, Inc., 1965), p. 34.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!