4 способа переосмыслить Рош ха-Шана
У всех нас Рош ха-Шана ассоциируется с осенним декором, восхитительным вкусом яблок с мёдом и зажигательной энергией вечеринок. Однако этот праздник имеет ещё и глубокое духовное значение, символически выражаемое в уникальных традициях его соблюдения в различных течениях иудаизма. Представляем вашему вниманию четыре варианта, которые предлагают еврейские мыслители из разных уголков мира, чтобы переосмыслить этот классический праздник, взглянув на него с новой точки зрения.
Белинда Брок: Анализ отношений
В традициях есть нечто прекрасное — они создают связь как между всеми, кто придерживается их сегодня, так и с теми, кто придерживался их в прошлом. Писательница Белинда Брок говорит: «В это время многие ищут то, что создаёт ощущение дома и семьи». По её словам, в Рош ха-Шана «я чувствую незримое присутствие своих родителей, когда достаю тетрадку с мамиными праздничными рецептами, когда вынимаю фамильную серебряную посуду из деревянного сундучка с бархатной подкладкой и расставляю её на столе, когда зажигаю нер-нешама (поминальные свечи), когда произношу Изкор (поминальную молитву). Но что действительно делает их присутствие в моих мыслях постоянным, так это погружение в иврит — язык моих родителей». И поскольку тема этого праздника — самоанализ, Брок пишет: «Я неизбежно переключаю своё внимание на себя: какой дочерью я была?»1
Традиции празднования Рош ха-Шана напоминают нам о наших семьях и общинах, соответственно, этот праздник может служить временем анализа наших отношений с близкими и друзьями. Есть ли у вас какие-нибудь особые отношения (прошлые или настоящие), которые вы хотели бы проанализировать и поглубже в них разобраться в этом году?
Расс Левин: Очищение духа
Большинство из нас знакомы с традицией ташлих, однако многие не слишком хорошо знают, что она символизирует. Рош ха-Шана — это время, когда нужно приближаться к Богу не только с сокрушённым, но и с чистым сердцем. Бросая кусочки хлеба в воду и наблюдая, как их уносит течение, мы можем открыть свой разум для понимания, что именно загрязняет наши души или мешает нашим отношениям с Богом.2 Расс Левин, студент Университета штата Калифорния в Сан-Франциско, пишет для ReformJudaism.com о своих откровениях во время этого ритуала: «Чтобы по-настоящему утопить наши грехи в пучине, мы должны… надеть водолазные костюмы, ласты и просто огроменные кислородные баллоны и плыть вниз, к холодной и неумолимой тьме внутри себя».3
Что бы вы хотели очистить
внутри себя в этот Рош ха-Шана?
Не самая приятная задача глубокого самоанализа становится необходимым первым шагом к признанию наших грехов, прежде чем начинать искать примирения с Богом. Из мрачного места сожалений и скорби царь Давид взывал: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Псалом 50:12). Что бы вы хотели очистить
внутри себя в этот Рош Ха-Шана?
Раввин Яхнатан Ласко: Примирение с Богом
В то время как евреи во всём мире исповедуют и прославляют царствование Бога в Рош ха-Шана, многие мессианские евреи проводят эти дни ещё и в ожидании возвращения Царя-Мессии, который установит своё правление, и тогда все народы познают Бога Израиля и поклонятся Ему (Захария 14:9).
Раввин Яхнатан Ласко из общины «Бет Мессия» в пригороде Вашингтона, округ Колумбия, исследует эту мысль более глубоко: «Особые пиютим (литургические стихи), провозглашаемые в Рош ха-Шана описывают этот праздник в том числе как день, когда «Твоё стадо проходит под посохом, когда Ты приближаешь его к Себе».4 Эти слова представляют Бога как пастыря и призывают лично ощутить Божью заботу в эти дни самоанализа. Основное послание Иешуа заключалось в том, что приблизилось Царство Божье, и он объяснял это утверждение с помощью притч, как, например, та, в которой пастух идёт искать даже одну заблудшую овцу, чтобы вернуть ее в стадо».5
Рош ха-Шана напоминает нам, что
цель Бога — примириться с нами.
Поэтому, занимаемся ли мы самоанализом, размышляем о характере Бога или просто пытаемся жить более праведной жизнью, этот Рош ха-Шана может стать напоминанием нам, что цель Бога — примириться с нами. А что, если Иешуа уже обеспечил нам это примирение?
Раввин Ашер Резник: Активизация свободной воли
Раввин Ашер Резник учит, что еврейские праздники служат указательными знаками на «спирали времени», показывая нам, какому из аспектов нашей человеческой природы уделяется наибольшее внимание в каждый конкретный период. Рош ха-Шана часто отмечают как годовщину сотворения человечества, и раввин Резник предполагает, что аспект нашей человеческой природы, который подчеркивает этот праздник, — это свобода воли, данная нам, когда мы были сотворены по образу Божьему.6 Никакая другая часть творения не имеет такой привилегии.
Бог обещает, что, если мы будем искать Его, мы Его найдём (Иеремия 29:13). А вы когда-нибудь задумывались над тем, что ваша свободная воля даёт вам возможность отправиться в духовное путешествие?
Ссылки:
- Брок Белинда. Язык осенних праздников. Jewish Women’s Archive, 16 сентября 2020, https://jwa.org/blog/language-high-holidays.
- Телушкин И. Ташлих. // Энциклопедия «еврейский мир». Дата доступа 16 сентября 2022 г., https://jhist.org/teacher/13_292.htm.
- Левин Расс. Ташлих: погружение в глубину. Reform Judaism, дата доступа 22 июня 2021 г.,https://reformjudaism.org/tashlich—deep.
- Корен Рош ха-Шана Махзор. Иерусалим: Koren Publishers Jerusalem Ltd., 2014. С. 552.
- Ласко Яхтанан, интервью Стефани Хамман, 28 июня 2021 года.
- Резник Ашер. Значение Рош Ха-Шана: углублённый анализ. Aish, 25 сентября 2016 г., https://www.aish.com/h/hh/rh/new_year/The-Meaning-of-Rosh-Hashanah-An-In-Depth-Analysis.html.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!