Божественные титулы Мессии
Пророчество: Исаия 9:6-7
Исполнение: Матфея 12:42; Луки 1:32-33, 79; Иоанна 14:27; Деяния 10:36; Римлянам 9:5; Филиппийцам 4:7; Колоссянам 2:3; 2 Фессалоникийцам 3:3
В одном из мессианских отрывков Исаии, который продолжается с 7 по 12 главу, мы находим удивительную пару стихов:
«Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Исаия 9:6-7).
Ребёнку даётся имя, состоящее из пяти возвышенных титулов.
В этих стихах, как и в Исаии 7:14, на передний план пророчества выходит ребёнок. На этот раз ребёнку даётся имя, состоящее из пяти возвышенных титулов.
Этот ребёнок — Бог?
Это имя вызывало и вызывает множество споров. Описывает ли оно самого ребёнка? Если да, тогда общепринятый перевод этого отрывка корректен: «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Это значит, что именно ребёнка называют Советником, Богом, Отцом и Князем.
Или же, как и многие другие библейские имена, это имя описывает Бога? Тогда эту строку следовало бы переводить примерно так: «Чуден в совете Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира», то есть, имя ребёнка должно представлять собой предложение с утверждением о Боге.
Еврейская традиция относила вышеперечисленные имена непосредственно к ребенку.
Танах в версии Еврейского издательского общества от 1985 года, наряду с различными другими версиями, переводит это имя как утверждение о Боге. Интересно, однако, что в некоторых еврейских традиционных текстах это имя относили непосредственно к ребенку. Например, в Дварим Рабба говорится, что «Мессия назван восемью именами», и приводится пять ссылок на стихи из Книги Исаии, в которых говорится, что среди имён Мессии есть Чудный, Советник, Бог, Герой и Вечный Отец Мира (на иврите эти имена у Исайи звучат соответственно пэле, йоэц, эль, гиббор, авиад шалом). Мидраш Перек Шалом утверждает, что Мессию зовут Мир, цитируя эти же стихи: «Ибо сказано: Отец Вечный, Князь Мира».1 Таргум (перевод на арамейский язык) книги Исаии, как и средневековый комментатор Ибн Эзра, также относят имена к ребёнку.2
Будущий Царь
Полезно будет взглянуть на контекст 7-12 глав Исайи, в которых пророк предрекает будущие времена беспрецедентного процветания, мудрости и мира. Мы знаем, что ни при одном царе Израиля или Иудеи не было периода, подобного тому, который описывает здесь Исаия. Вот почему, читая последующих пророков и более поздние книги Танаха, мы обнаруживаем, что они по-прежнему уповают на грядущий приход мудрого правителя и наступление времени благословения и процветания. К моменту, на котором заканчивается повествование Танаха, такой правитель так и не пришёл. А это значит, что пророчества 9 главы Исайи и других подобных мест Писаний должны были исполниться за пределами временных рамок Танаха, пусть даже отдельные описанные в нём земные цари и проявляли определённую мудрость или приносили некоторую степень мира в период своего правления.
Как раз за пределами временных рамок Танаха мы и находим исполнение предсказанного в Исайи 9:6-7.
Евангелие от Луки 1:32-33 описывает Иешуа (Иисуса) как правителя на престоле Давидовом именно так, как об этом говорится в 7 стихе 9 главы Исаии. Там Исаия говорит о ребёнке: «Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его». Лука в похожих выражениях пишет:
«Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Луки 1:32-33).
Князь мира
В Луки 1:79 аналогичным образом говорится, что Иешуа несёт мир, точно так же как дитя в 9 главе Исаии названо «Князем мира»: Иешуа «просветит сидящих во тьме и тени смертной, направит ноги наши на путь мира». В Иоанна 14:27 сам Иешуа говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». А Пётр в книге Деяний 10:36 говорит о Боге: «Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа (Мессию Иешуа) …»
Новый Завет показывает, что Иешуа действительно является тем самым Богом Крепким, пришедшим к нам в образе человека.
Весь Новый Завет показывает, что Иешуа действительно является тем самым «Богом Крепким», пришедшим к нам в образе человека. Иешуа делает то, что может сделать только Бог, например, прощает грехи и приказывает силам природы повиноваться ему. Авторы Нового Завета применяют непосредственно к Иешуа цитаты из Танаха, которые относятся к Богу. А такие стихи, как Римлянам 9:5, вообще говорят об этом прямым текстом: «их (еврейского народа) и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь».
Что же касается Мудрого в совете (или Чудного Советника), то Иешуа говорил о себе так: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Матфея 12:42). В послании Колоссянам 2:3 сказано, что в Иешуа «сокрыты все сокровища премудрости и ведения». А насчёт «Отца вечности» (Исаия под этим титулом подразумевает «защитник»), в послании Филиппийцам 4:7 говорится: «мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе (Мессии Йешуа)» — объединяя мир и защиту воедино. Также во 2 Фессалоникийцам 3:3 мы читаем, что «верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого».
Никто из царей Израиля не установил вечное правление и время суда и правды, о которых говорил Исаия.
Бытует мнение, что в данном отрывке Исаия имел в виду царя, который был человеком и его современником. Однако, ни один из царей Израиля так и не установил вечного правления и времени суда и правды, о которых говорил пророк. Кто-то из них смог принести временный мир, другие проявили мудрость, третьи были богобоязненны и благочестивы. Большинство же не сделали вообще ничего из этого. И только Мессия принесёт мир, суд и правду навечно. Мессия Иешуа начал этот процесс, Он же его и завершит.
Примечания:
- Цитируется по Браун Майкл Л. «Отвечая на еврейские возражения против Иисуса», т. 3, «Возражения против мессианских пророчеств» (Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Books, 2003), стр. 33, н. 86
- Голдингей Джон. Составное имя в Исаии 9:5(6)», «Католический библейский ежеквартальный журнал», 61 (1999), стр. 239.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!