Что Иисус говорил о других народах?
Внимание Иисуса было сосредоточено на Израиле.
Возможно, это один из самых больших и продолжительных парадоксов истории: язычники (т. е. неевреи из «других народов», на иврите «гойим») приняли послание Мессии Иисуса от своих соседей-евреев настолько массово, что вера в Иисуса постепенно стала восприниматься как что-то абсолютно нееврейское. Однако сам Иисус во время своего служения не проповедовал язычникам. По сути, он их в основном избегал.
Я сам являюсь последователем Иисуса «из язычников», и мне кажется немного странным, насколько редко другие верующие-неевреи замечают этот момент. Но важнее другое: мне, как человеку европейского происхождения, очень стыдно и прискорбно, что именно история европейского антисемитизма, как мне кажется, виновата в том, что многие евреи думают, что Иисус был религиозным лидером неевреев.1
Если мы исследуем, что́ Иисус на самом деле говорил о язычниках, особенно в историческом контексте Израиля первого века, становится ясно, что Он был во всех отношениях еврейским раввином своего времени, имевшим однако уникальную уверенность в том, что Бог силён искупить грехи всего мира.
Предыстория
Чтобы понять Иисуса, вам нужно понять мир, в котором жил Израиль в первом веке. В то время еврейский народ не очень хорошо относился к язычникам, на что были веские причины.
Во-первых, Закон Моисея предписывал еврейскому народу отделиться от своих соседей-язычников. Бог не хотел, чтобы они развращались, соприкасаясь с культурами и религиями остального мира. На протяжении всей истории Израиля языческие религии были для него одной огромной западнёй и главной причиной всех страданий и боли в жизни евреев в первом веке. Поэтому люди очень серьезно относились к этим заповедям.
Еврейский народ в массе своей ожидал,
что обещанный им Богом Мессия
открыто выступит против язычников.
Но держаться от язычников на расстоянии было трудно, когда сами язычники насильно вторгались в жизнь еврейского народа. Во-первых, существовали римские правители, чьи налоги и оккупационные войска поглощали ресурсы народа. Затем была монархия Иродиадов — коррумпированное и деспотическое марионеточное правительство, пытавшееся претендовать на трон Давида, при том что они даже евреями на самом деле не были. Кроме того, никуда не делись и старые языческие враги Израиля, такие как граничившие с его землями Тир и Сидон. Если бы римские захватчики вдруг ушли, то соседи, вероятнее всего, снова стали бы представлять непосредственную угрозу.
В таких обстоятельствах не удивительно, что еврейский народ в массе своей ожидал, что обещанный им Богом Мессия открыто выступит против язычников. Более того, они ожидали, что Мессия возглавит военный переворот с целью их свержения. Иисус же абсолютно не оправдал эти ожидания. Но он и не пытался подружиться с язычниками. Понимание Иисусом отношений между Израилем и язычниками было более сложным, чем просто выбор между «любить их или ненавидеть», которого люди ожидали от него.
Неоднозначное отношение
В евангельских биографиях Иисуса бросаются в глаза две особенности его отношения к язычникам.
Во-первых, очевидно, что язычники не имели для Иисуса первостепенного значения. Он редко упоминает о них и редко взаимодействует с ними напрямую.
Самый длинный разговор, который он когда-либо вёл с кем-то из язычников, — это его немногословные ответы на допросе у римского прокуратора Пилата, который отдал его потом на казнь (Иоанна 18:33–38). Его второй по продолжительности разговор с язычником — это диалог с хананеянкой (Матфея 15:21–28). И разговор этот совершенно очевидно показывает, что Иисус не торопился искать последователей среди язычников. «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева», — говорит он ей.
Когда Иисус посылает своих учеников проповедовать благую весть о грядущем Царстве Божьем, он прямо говорит им: «На путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите»2 (Матфея 10:5, выделено автором).
Во-вторых, восприятие Иисусом язычников было неоднозначным.
Часто его взгляд на них кажется довольно негативным.
- Когда Иисус предписывает своим последователям, как поступать с нераскаявшимся человеком, совершившим серьёзный грех против общества, он говорит: «Да будет он тебе как язычник» (Матфея 18: 17) — другими словами, не общайтесь с ним.
- Он использует их и как отрицательные примеры в своем учении: «И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матфея 5:47, ср. Матфея 6:7).
- Он использует языческих правителей как пример неправедного руководства (Матфея 20:25–29).
- Когда он говорит о грядущем бедствии для Израиля, источником агрессии он называет язычников (Лк. 21:20–24).
- А из его встречи с язычницей-хананеянкой очевидно, что он полностью принимает учение Танаха о том, чтобы не сообщаться с людьми из идолопоклоннических языческих народов (Исход 34:12; Второзаконие 7:1–8; Иисус Навин 23:11–13; Ездра 10:1–5; и др.)
Но с другой стороны, Иисус открыт для язычников, когда они приходят к Нему с верой. С той же хананеянкой он, хотя изначально и не торопится отреагировать на её мольбы, в конечном итоге откликается на её просьбу о помощи и, больше того, восхищается её непоколебимой верой: «О, женщина, велика вера твоя!» (Матфея 15:28).
Иисус готов помочь язычникам,
которые приходят к Израилю
со смирением и верой.
В другом месте в Евангелиях мы читаем, как иудейские старейшины просят Иисуса прийти помочь римскому сотнику, потому что тот «любит наш народ». Иисус соглашается и отправляется с ними. Но затем Иисуса встречает другой посланец от сотника со словами: «Не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой» (Луки 7:6-7)
Эти слова произвели на Иисуса такое впечатление, что он восклицает: «Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры» (стих 9). Затем он удовлетворяет просьбу сотника.
Итак, хотя Иисус никогда не ищет возможности проповедовать язычникам или исцелять их, он всегда готов помочь тем из них, кто приходит к Израилю со смирением и верой. В этом он очень похож на пророка Елисея, который совершал чудеса, помогая язычникам в их отчаянной нужде (4 Царств 5:1–19).
Надежда для язычников
Хотя Иисус никогда целенаправленно не проповедовал язычникам, он совершенно очевидно рассматривал спасение неевреев как важную составляющую результата своего земного служения.
Надежда для других народов была предсказана еще пророками (Исайя 2:1–5, 42:1–4; Захария 8:20–23 и др.), параллельно с многочисленные предупреждениями о божественном суде. Иисус подтверждает это учение и сохраняет предостерегающий тон, типичный для пророков.
Например, увидев силу веры римского сотника, он сказал стоящим рядом соотечественникам:
«Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матфея 8:11-12).
То есть, Иисус считает, что Израиль его времени имеет серьёзные проблемы, и сетует, что многие израильтяне отвернутся от Бога, в то время как многие язычники с верой взыщут Бога Авраама.
И это не похвала язычникам. Это описание того самого будущего, когда язычники устремятся к Богу Израиля, как и предсказывали пророки.
Сначала Иерусалим, потом весь мир
Таким образом, во время земного служения Иисуса его внимание было сосредоточено на Израиле. И при жизни за ним следовали только ученики-евреи. Однако к концу евангельской истории цель его труда расширяется. В своём последнем наставлении он говорит ученикам:
«Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матфея 28:18-20, выделено автором, ср. Деяния:6-8).
Интересно, что Иисус включил в свою миссию языческие народы только после того, как был казнён римлянами и воскрес из мёртвых.3 Почему так?
Причина раскрывается в словах Иисуса, которые он говорит своим ученикам в какой-то момент после своего воскресения:
«Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Луки 24:46-49, выделено автором).
То, что мы видим здесь, является ещё одним примером того, как глубоко и во всём Иисус следовал еврейским Писаниям. Тора ясно излагает порядок обещанного искупления мира: оно должно начаться с семьи Авраама и прийти через неё (Бытие 12:1–3), а Псалмы и Пророки подтверждают этот приоритет. Поэтому, Иисус делает то же самое.
В конечном итоге — дверь открыта для всех
То, что Иисус говорит о язычниках, в конечном счёте позитивно, но только в конечном счёте. Он разделял мнение других раввинов своей эпохи о том, что верования и обычаи язычников — и не в последнюю очередь их политическое притеснение Израиля — представляли огромную проблему. Он определённо не думал о себе как о создателе новой религии иудаизма для язычников. Миссия Иисуса заключалась в том, чтобы исполнить написанное в еврейских Писаниях.
Бог планировал совершить
искупление через семью
Авраама, а не наперекор ей.
Писания с самого начала подразумевали искупление всего мира. И Бог планировал совершить его через семью Авраама, а не наперекор ей. Мессия должен был начать с Израиля, создав из них сообщество людей мессианской веры, которые затем могли бы пойти и провозгласить миру благую весть.
Согласно еврейским Писаниям, Израиль должен был быть «светом народов» (Исаия 49:6). Иисус говорит о том же самом в своём учении, и добавляет:
«Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матфея 5:15-16).
Примечания:
1. Европейский антисемитизм возник задолго до подъёма христианства и намного пережил его упадок в Европе. Великая трагедия истории христианства заключается в том, что вера в еврейского Мессию не ослабила антисемитизм (и другие формы межплеменной вражды) среди наших европейских предков, а чаще использовалась для его оправдания.
2. В этой статье я не отношу самарян (остатки старого царства Северного Израиля) к числу язычников, хотя, даже если бы отнёс, это мало что меняет. Есть свидетельство, что Иисус служил по крайней мере в одном самарянском городе (Иоанна 4:1–42), но он оставался там недолго и всё равно велел своим ученикам избегать самарян, когда посылал их проповедовать евангелие.
3. Те, кто сомневается в воскресении Иисуса, конечно же, могут строить гипотезы, что Иисус был обычным раввином, которого совершенно не интересовали язычники. Такие гипотезы обычно сводятся к предположению, что, только после того как в мессианское сообщество пришло множество новообращённых язычников, авторы Евангелий добавили в текст, а именно в отрывки про события после воскресения, слова Иисуса о том, что он посылает их с миссией к язычникам.
Одна из проблем этой теории заключается в том, что она предполагает, будто авторы Евангелий сами выдумывали приписываемые Иисусу высказывания, но при этом изображает их неправдоподобно сдержанными выдумщиками. Если они были так склонны к выдумкам, почему бы не вложить в уста Иисуса позитивные слова о язычниках гораздо чаще и ещё до его распятия? Зачем включать все эти явно негативные высказывания Иисуса о язычниках и отнюдь не лестный для них диалог с хананеянкой?
В этом, как и во многих других вопросах, теория, что авторы Евангелий выдумали большую часть их содержимого, сразу же вызывает целый ряд вопросов о том, почему они не продумали свои выдумки более тщательно. Эти теории, по сути, изображают авторов Евангелий крайне небрежными лжецами. Но внимательное прочтение их книг показывает, что все они были чрезвычайно скрупулёзными авторами.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!