Иисус и роль женщины в Библии
Иисус был революционером. Его действия, какой бы сферы жизни они ни касались, неизменно вызывали удивление современников. Он не боялся бросить вызов текущему положению вещей и создать новый духовный прецедент. Но если мы не знаем, какими были взгляды раввинов, доминировавшие во дни Иисуса, мы можем и не увидеть всей уникальности поведения нашего Господа.
Возьмем, к примеру, отношение Иисуса к женщинам. Публично подключив их к своему служению, Он разрушил изобиловавшие предрассудками обычаи того времени. Почему было необычно, что Иисус разговаривал с женщинами? Ведь в Моисеевом законе не было никаких запретов мужчинам и женщинам разговаривать друг с другом! Но общество времен Иисуса было полно обычаев, продиктованных раввинистическим иудаизмом, и разительно отличалось от общества Ветхого Завета.
Во времена Ветхого Завета к женщинам относились с уважением
В I веке н.э. социальное положение женщин радикально отличалось от положения их ветхозаветных сестер. Раньше они участвовали во всех сферах общественной жизни, кроме священнодействия в Храме. Женщины свободно владели недвижимостью, занимались торговлей (Притчи 31) и физическим трудом (Исход 35:25; Руфь 2:7; 1 Царств 8:13). Они принимали участие в храмовом поклонении, играли музыку во святилище (Псалом 67:26), молились там (1 Царств 1:12), пели и танцевали вместе с мужчинами во время религиозных процессий (2 Царств 6:19, 22), играли на инструментах, пели и участвовали в церемониях на свадебных празднествах (Песни Песней 2:7, 3:11).
Устанавливая завет с Израилем через Моисея, Бог имел в виду как мужчин, так и женщин (Второзаконие 29:11), и женщины присутствовали при чтении Израилю Торы Иисусом Навином. Их присутствие на публичном чтении Священных Писаний в Праздник кущей было обязательным (Второзаконие 31:12).
Более того, в то время роль женщин не ограничивалась исключительно частной жизнью. Некоторые из них даже занимали руководящие посты в Израиле. Мариам вела женщин Израиля в поклонении (Исход 15:20-21), Дебора была судьей и пророчицей (Судей 4:4), Олдама также была пророчицей – царь Иосия обращался к ней вместо Иеремии, её современника (4 Царств 22:14-20).
Во времена Ветхого Завета женщины пользовались большим уважением. В Бытии 21:12 мы читаем, что Бог сказал Аврааму послушать свою жену. В Притчах 18:22 говорится, что тот, кто находит добрую жену, находит благо; а в Притчах 19:14 написано, что разумная жена – это дар от Бога.
Здравый смысл, решимость и такт Авигеи позволили избежать кровопролитного конфликта между Давидом и её мужем Навалом. Мудрость и доблесть Авигеи так тронули царя Давида, что он взял её в жены (1 Царств 25:23-42). Еще одну мудрую женщину из Фекои отправили к царю Давиду, чтобы убедить его снять запрет на возвращение его сына Авессалома (2 Царств 14). Многие другие мудрые женщины также нашли свое место на страницах Библии, и мы почитаем их и доныне.
К началу времен Нового Завета права женщин уже были ограничены
Однако ко времени прихода Мессии роль женщин резко изменилась в худшую сторону. Теоретически женщины пользовались большим уважением в еврейском обществе I века н.э., но на практике это не всегда было так. Понятие о «цнуа», личностной роли женщины, было основано на Псалме 44:14: «Вся слава дщери царя внутри…» В то время как главной задачей мужчины считалась общественная деятельность, жизнь женщины почти никогда не выходила за рамки ее семьи.
Женщинам не разрешалось давать показания в суде. Фактически их ставили на одну ступень с язычниками, несовершеннолетними, глухонемыми и «нежелательными элементами» вроде шулеров, сумасшедших, ростовщиков и любителей голубиных гонок. С другой стороны, царь, как и Мессия, тоже не могли свидетельствовать в суде, что делает это ограничение чуть менее позорным.
Как правило, даже женщина высокого положения не могла заниматься коммерцией, и ее редко видели вне дома. Только женщина, находившаяся в тяжелой экономической ситуации и вынужденная стать кормильцем семьи, могла заниматься своим собственным мелким ремеслом. Выходя на улицу, она всегда должна была быть полностью покрытой, а разговаривать с мужчинами ей запрещалось. «Дело женщины оставаться дома, а дело мужчины — ходить на рынок» (Берешит Раба 18:1; см. также Таанит 23б).
Во времена Талмуда уважаемые женщины не должны были выходить за пределы дома. Один из терминов, которыми называли проституток, — «выходящая за пределы». Женщина I века н.э. даже покупки не делала самостоятельно, за исключением, разве что, случаев, когда в сопровождении рабыни выходила купить материал, чтобы сделать себе одежду.
Женщины, с которыми разговаривал Иисус, скорее всего, были неграмотными, поскольку раввины не считали обязательным для них учиться читать, чтобы изучать Священное Писание. На основании отрывка из Второзакония 4:9 («поведай о них сынам твоим») раввины объявили женщин свободными от повеления изучать Закон Моисея. Более того, Талмуд говорит: «Глупо учить свою дочь Торе» (Сота 20а).
Женщины были отделены от мужчин в личной, общественной и религиозной жизни. Они могли пойти в Храм, но не могли выйти за пределы Женского двора (в библейских описаниях Храма Соломона такого двора не было). Женщинам не разрешалось участвовать в общей молитве в Храме, хотя их и поощряли вести личную молитвенную жизнь дома.
Немногочисленные права женщины включали возможность пойти в Бейт мидраш, чтобы послушать проповедь или помолиться (Ваикра Рабба, Сота 22а). Также она имела возможность посещать своих родственников и присутствовать на свадьбах или похоронах (Мишна Кетубот 7:5).
Лучше всего положение женщин во времена Иисуса резюмирует следующий отрывок из Талмуда: «(Они) закутаны, как плакальщицы (имеются в виду покрывала для лица и волос), отрезаны от людей и заперты в темнице» (Ерувин 100б).
Что же привело к такой радикальной перемене от уважения к женщинам в библейские времена к почти полному их исключению из общества в I веке? Вероятно, это унизительное представление об их роли в обществе было заимствовано из греческого мировоззрения. Сходство эллинистических и талмудических взглядов на женщину поразительно! Под влиянием своих соседей-язычников раввины постепенно отправляли женщин в изоляцию, процветавшую в I веке н.э.
Отношение Иисуса к женщинам было революционным
Иисус разрушил эту тьму, свободно предлагая свое учение всем, кто готов был Его слушать — будь то женщина или мужчина! Мы видим, как Он много раз напрямую разговаривает с женщинами. Женщина у колодца, пожалуй, самая известная из них. Мы наблюдаем изумленную реакцию учеников на то, что их учитель разговаривает с ней: они «удивились, что он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чем говоришь с нею?» (Иоанна 4:27).
Ещё один момент слома парадигмы мы находим в рассказе о пребывании Иисуса и Его учеников в доме сестёр Марии и Марфы (Луки 10:38). Марфа ловит свою сестру Марию на том, что она, заворожённая учением Иисуса, сидит и слушает Его вместе с учениками-мужчинами. Такое поведение воспринималось как позорящее семью. Женщина должна была обслуживать гостей и создавать условия для того, чтобы мужчины могли изучать Божье Слово, и Марфа очень рассердилась на Равви Иешуа за то, что Он не настоял на соблюдении этой общественной нормы и не отправил Марию помогать Марфе. Но Иисус страстно защищает выбор Марии сидеть и слушать. Тем самым Он – вопреки культуре Своего времени – утверждает право женщин быть полноценными учениками и даёт Марфе понять, что и ей будут рады, если она присоединится к своей сестре.
Лука описывает ещё несколько ситуаций, когда Иисус публично общался с женщинами. Одни занимали высокое положение в обществе, другие имели плохую репутацию, а некоторые даже были одержимы демонами. Одна из них, Мария Магдалина, исполненная огромной благодарности, оставалась рядом до самой Его смерти. Именно ей первой Иисус явился после воскресения.
Евангелие от Матфея 15:22-28 рассказывает, как Иисус разговаривал с женщиной-хананеянкой. Ученики убеждали отослать её, потому что учителю было неприлично разговаривать с женщиной, к тому же из другого народа! Сначала Иисус не ответил на её мольбу о помощи. Но когда огромная нужда и ещё большая вера этой женщины убедили Его, Он проявил к ней милость и исполнил её просьбу.
В Евангелиях мы видим, что Иисус неизменно предлагает Своё учение, исцеление и прощение в равной мере и женщинам, и мужчинам. Но часто именно женщины больше ценили Его служение. Первым человеком, провозгласившим еврейскому народу приход Иисуса, была женщина – пророчица Анна, бывшая при Храме (Луки 2:36-38). Женщина омыла Спасителю ноги (Луки 7:37-38) и помазала Его для погребения (Марка 14:3). Именно женщины были с Ним у креста до самого конца (Марка 15:47), и они же первыми пришли к гробнице (Иоанна 20:1) и возвестили о Его воскресении (Матфея 28:8).
Последователи Нового Завета, данного Иисусом, продолжали идти по Его стопам, принимая женщин в свои собрания (Деяния 1:14) и считая их сотрудниками во Христе (Римлянам 16:3). Это было совершенно логично, потому что Мессия Иисус Своей любовью разрушил полный ограничений статус женщин, который был нормой во времена раввинистического иудаизма. Благодаря Иисусу все люди — евреи и эллины, рабы и свободные, мужчины и женщины — могут быть едины в Мессии и как дети Божьи наслаждаться беспрецедентной свободой!
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!