Лора Костеа

Когда Бог не отвечает на молитву

Когда Бог не отвечает на молитву

Когда Бог не отвечает на молитву

Мы ждали и надеялись. Мы носили желтые ленточки. Мы молились: «Верни их домой» и читали техиллим (псалмы) за заложников. Но когда наши надежды и молитвы остаются без ответа, мы задаёмся вопросом, куда подевался Бог. Неужели Он нас не слышит? Неужели Ему всё равно?

Мы все молились и о других важных вещах: о том, чтобы это был не рак, о том, чтобы мы смогли оплатить аренду жилья в этом месяце, о том, чтобы кто-то увидел нас и позаботился о нас. Мы молимся о полезных вещах — о тех, которые, как мы уверены, Бог хотел бы, чтобы у нас были.

Вы наверняка слышали высказывание, что Бог всегда отвечает на молитвы, просто ответ может быть «да», «нет» или «пока нет». Когда наши самые искренние молитвы получают ответ «да», мы чувствуем, как с наших плеч будто спадает огромное бремя, и мы снова можем дышать. Например, каждый раз, когда кто-то из израильских заложников возвращается домой живым, еврейская община коллективно вздыхает с облегчением и благодарит Бога!

Но есть три лица, которые навсегда останутся в нашей памяти. После всех молитв, всего этого ожидания, почему молодая мать Шири Бибас и её двое рыжеволосых детей вернулись домой в гробах? Тогда, в феврале 2025-го, у многих было ощущение, будто 7 октября повторилось снова.

Где ты был, Господь?

Слышал ли Бог Давида?

«Где Ты, Боже?» — этот вопрос Давид задавал много раз в Псалмах. Когда он был пастухом, Давид защищал своё стадо от стихийных бедствий и хищников. Возможно, именно тогда Давид понял, что Богу можно доверять свои страхи и надежды.

Этот человек, которого очень любил Бог, также знал, каково это, когда твои молитвы остаются без ответа. Когда его новорожденный сын заболел, Писание говорит нам: «И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле» (2 Царств 12:16). Однако на эту самую горячую и личную мольбу Давид получил отказ.

Псалом 21, автором которого считается Давид, начинается словами: «Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня?». В некоторых еврейских традициях этот псалом считается мессианским. И эти же слова повторил Иисус, умирая на кресте (Матфея 27:46).

Ответил ли Бог Иисусу?

Перед своей казнью от рук римских оккупантов Иерусалима Иисус прошёл через суд. Суд стал возможен благодаря предательству друга. А перед тем, как Иисуса предали, он молился. Молился изо всех телесных и душевных сил — и молитва его была сродни той, которой молился Давид. Он молился о жизни.

Даже Иисус пережил молитву без ответа.

Он взял учеников с собой в Гефсиманский сад «и, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты»» (Матфея 26:39).

Да, даже Иисус пережил молитву без ответа. Из сада его повели туда, куда он не хотел идти.

Слышит ли нас Бог?

В последнее время я особенно много думаю о том, через что прошёл Иисус. Единственное, что может хоть немного объяснить страдания в этом мире (и в Израиле в частности), — это осознание того, что мой еврейский Мессия тоже страдал. Понимание того, что на короткое время он обитал в хрупком теле, подобном моему, и испытал горечь этого мира, как и мы.

Я также думаю о реакции Давида на смерть своего сына; очевидно, что он тоже думал о загробной жизни. Он встал с молитвы, пошёл поклониться Богу, а затем пошёл есть. Слуги спросили его, скорбит ли он всё ещё о своем сыне? Давид ответил: «Я пойду к нему, а он не возвратится ко мне» (2 Царств 12:23).

Когда наши молитвы остаются без ответа,
лучшее решение — продолжать молиться.

Вчера я играла в прятки с моим маленьким сыном. Он до сих пор думает, что, когда он закрывает глаза, я его не вижу (потому что он не видит меня). Мы были в парке, и он побежал в укромный, по его мнению, уголок. Он плотно зажмурил глаза и свернулся калачиком, твёрдо уверенный, что находится вне поля моего зрения. Но я всё это время видела его.

И я поняла, что с Богом я веду себя так же. Если я не вижу Его, то часто мне кажется, что и Он не видит меня.

Поэтому, когда наши молитвы остаются без ответа, возможно, лучшее решение — продолжать молиться. Может быть, мы перейдём от попыток найти правильные слова или услышать ответ, которого мы так жаждем, к осознанию, что Бог всегда остаётся рядом.

Мы можем продолжать молиться, потому что молитва без ответа — это часть истории, но это не вся история. Тот же Давид сказал: «Всю ночь может длиться плач, но утром приходит радость» (Псалом 29:5 НРП).

Моя драгоценная подруга научила меня держаться за такую надежду. Недавно она скончалась после четырехлетней борьбы с раком. Для её семьи и друзей было мучительно видеть, как она переживает всю эту боль и неопределённость, а затем уходит из жизни. Но когда мы за две недели до её смерти разговаривали и вместе молились, она сказала мне: «Если бы я знала то, что знает Бог, я бы не спорила с Ним».

Из уст другого человека это могло бы прозвучать как шаблонный ответ на сложный вопрос. Но для моей подруги этот ответ был результатом долгого пути с Богом. Она на собственном опыте убедилась, что Бог заслуживает доверия, несмотря ни на что. И на протяжении всего своего пути она показывала своим детям и многим другим людям, как прекрасно может быть доверие. Она решила верить в более широкую картину Божьей благости, даже когда все кусочки её пазла не складывались в целостную картину.

Молитва без ответа тягостна. Но эта тяжесть не исчезнет, если прекратить молиться. Наоборот, её можно облегчить только тогда, когда мы разделим ее с Господом и друг с другом. Продолжая бороться с неопределенностью и болью, мы можем снова возвращаться к вопросу, где же Бог. И когда такое случается, давайте усвоим следующую истину: «Он находится в тебе, проходящем через боль, а не в том, что причиняет эту боль».*


Примечания:

* Д-р Пол Бранд, цитируется в «Библия с уроками для семейных пар» (Мичиган: Zondervan, 1994), с. 558.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2025 Евреи за Иисуса