Рич Робинсон

Краткий обзор больших пророков

Краткий обзор больших пророков

Краткий обзор больших пророков

Семнадцать пророческих книг составляют около четверти еврейских Священных Писаний. Эти семнадцать книг принято делить на две условные группы: большие и малые пророки. Деление это основано не на значимости данных им пророческих откровений, а на объёме написанных ими книг. Чтобы наглядно представить разницу, просто скажем, что в еврейской Библии малые пророки обычно включаются в один свиток, называемый «Двенадцать» и по размеру примерно равный одной единственной Книге Исайи.

В этом материале предлагаем вам краткий обзор четырёх больших пророков еврейских Писаний.

Исаия

740–700 гг. до нашей эры.

Ключевые темы

  • Предупреждение о предстоящем изгнании и обещание возвращения.
  • Грядущий Мессия и мессианская эра.
  • Суверенная власть Бога, продемонстрированная в исторических событиях и исполнении пророчества.
  • Святость и величие Бога.

Интересные факты

  • Исайя был современником Осии и Михея.
  • Его называют «князем пророков» за грандиозность его пророчеств.
  • Глава 6 вдохновила написание знаменитого гимна «Свят, свят, свят».
  • Основная тема глав 1–39 — предостережения о грядущем суде; главы 40–66 посвящены искуплению и надежде.
  • Во время служения Исайи северное царство, Израиль, было захвачено Ассирией (722 г. до н. э.).
  • Книга Исайи содержит ключевые мессианские пророчества (см. «Связь с НЗ»), включая знаменитое пророчество о «Страдающем рабе» (52:13–53:12), указывающее в конечном итоге на одного конкретного человека из Израиля, который должен был претерпеть мучительную смерть в искупление за грехи своего народа.
  • Пророчества, записанные в этой книге, выходят за рамки истории Израиля и говорят об искуплении всего мира.

Связь с Новым Заветом

Многие пророчества Исайи исполнились в Новом Завете, в том числе:

  • Служение Иоанна Крестителя (сравните Исайя 40:1-3/Матфея 3:3, Марка 1:2, Луки 4:17; Иоанна 1:23);
  • Непорочное зачатие Иисуса (Исайя 7:14/Матфея 1:22-23);
  • Его служение в Галилее (Исайя 9:1-2/Матфея 4:12-16);
  • Его служения исцеления и милосердия (Исайя 53:4/Матфея 8:17; Исайя 42:1-13/Матфея 12:15-21);
  • Природа человеческого сердца (сравните Исайя 6:10/Матфея 13:14-15, Марка 7:6, Иоанна 12:40 и Деяния 28:26-27; также Исайя 29:13/Матфея 15:7-9);
  • Верный остаток Израиля (сравните Исаия 1:9/Римлянам 9:29; также Исаия 10:22/Римлянам 9:27-28);
  • Приход язычников к вере (сравните Исаия 65:1/Римлянам 10:20; также Исаия 11:10/ Римлянам 15:12);
  • В Деяниях 8:26-39 апостол Филипп встречает эфиопского евнуха, читающего в дороге 53-ю главу Исаии и не понимающего, о ком в ней говорится, и объясняет, что она пророчествует об Иисусе.

Иеремия

626–587 гг. до нашей эры.

Ключевые темы

  • Высшая власть Бога как над жизнью отдельных людей, так и над народами и историей (Сравните с Исаией, который сильнее подчеркивает последнее.)
  • Принятие Божьего наказания (Израилем в плену) как путь к исцелению (см. Иеремия 29:4-7)
  • Иеремия был сыном священника и при обычных обстоятельствах тоже служил бы в этом качестве.

Интересные факты

  • Служение Иеремии выпало на время правления последних четырёх царей Иудеи, как раз перед Вавилонским пленением.
  • Его послание прошло эволюцию от призыва к покаянию, чтобы предотвратить пленение, до уверенности в его неизбежности и призыва принять плен как божественное наказание, чтобы стать на путь восстановления.
  • Книга Иеремии содержит известное пророчество о «новом завете» (Иеремия 31:31-34).
  • Мессия назван «Отраслью», в других переводах «Ветвью» (Иеремия 23:5-6; 33:15-16).
  • Мессианского царя будут называть «Господь — оправдание наше» (Иеремия 23:6; 33:16).
  • Иеремию часто называют «плачущим пророком» из-за преобладающих тем скорби о грехах и беззакониях еврейского народа, что не удивительно в свете выпавших на его долю испытаний и боли: его не раз пытались убить, бросали в тюрьму и избивали те, к кому было обращено его послание.
  • Стихи 33:10-11 являются частью еврейской свадебной церемонии (последнее из Семи благословений).

Связь с Новым Заветом

Исполнение пророчеств Иеремии:

  • Истребление младенцев Иродом (Иеремия 31:15, цитируется в Матфея 2:18);
  • Заключение Нового Завета (Иеремия 31:31-34, цитируется в Евреям 8:8-12 и упоминается в Луки 22:20; 1 Коринфянам 11:25; 2 Кор. 3:6, Евреям 9:15; 12:24);
  • Очищение Храма (Иеремия 7:11, цитируется в Матфея 21:13);
  • Божья суверенная власть призвать к Себе язычников (Римлянам 9:20-24 ссылается на Иеремия 18:6).

Иезекииль

582–570 гг. до нашей эры

Ключевые темы

  • Святость Бога: В то время как Исаия описывает святость Бога с точки зрения Его суверенной власти над народами и историей, Иезекииль подчеркивает надмирную, внушающую благоговение природу Бога, показанную ему в пророческих видениях.
  • Ответственность перед Богом: глава 18 Иезекииля подчеркивает необходимость для каждого человека — и каждого поколения — противостоять собственному греху. Более того, те, кому доверено быть «стражем», обязаны открыто обличать зло (см. Иезекииль 3:17, 33:2-9).

Интересные факты

  • Иезекииль был священником и писал свою книгу, находясь вместе с соотечественниками в плену в Вавилоне.
  • По велению Бога Иезекииль часто выражал Его послания посредством символических инсценировок или перформанса; например, лежал много дней на боку у всех на виду (глава 4), жёг, рубил ножом и рассеивал по ветру свои сбритые волосы (глава 5).
  • В отличие от аудитории Иеремии, соотечественники, находившиеся вместе с Иезекиилем в изгнании, любили его слушать, но, похоже, видели в нём и его перформансах не более чем забаву! (Иезекииль 33:30-33)
  • Книга Иезекииля содержит пророчество о восстановлении Израиля, в том числе видение сухих костей, которые соединятся и облекутся плотью (Иезекииль 37:1-14).
  • Даёт обширное описание видения будущего Храма на земле Израиля в главах 40-48.
  • Книга содержит множество фантастических видений, включая восседающего на престоле Бога в первой главе. Некоторые авторы вырывают этот отрывок из контекста, что порождает всевозможные причудливые теории, например, что Иезекииль был эпилептиком или что Бог — это пришелец из космоса!

Связь с Новым Заветом

  • Увещевания против действий Божьего народа, оскверняющего имя Бога своим образом жизни: в Римлянам 2:24 Павел цитирует Иезекиль 36:22
  • Гог и Магог, упомянутые в Иезекииль гл. 38–39, упоминаются также в Откровении 20:7 в пророчестве о последней битве с силами сатаны.
  • «Река жизни» в Иезекииль 47:12 также описана в Откровении 22:1-2.

Даниил

604–535 гг. до нашей эры.

Ключевые темы

  • Суверенная власть Бога над жизнью каждого из людей, над историей и, в частности, над политическими властями и человеческим злом.
  • Жить верно и мудро как верующий в среде неверующих.

Интересные факты

  • Книга Даниила описывает события, происходившие во время его пребывания в плену в Вавилоне при правлении четырёх царей: Навуходоносора, Валтасара, Дария Мидянина и Кира.
  • Написана на двух языках: иврите (1:1–2:4а; 8:1–12:13) и арамейском (2:4б–7:28).
  • В еврейском расположении библейских книг Даниил включён не в Пророков (Невиим), а в Писания (Ктувим).
  • Содержит знаменитые истории о трёх мужах в огненной печи (глава 3) и Данииле в львином рву (глава 6).
  • Даниил 9:24–27 обычно трактуется церковью как пророчество о времени первого пришествия и смерти Мессии (хотя и не цитируется в Новом Завете).
  • Включает видения конца времён (см. «Связь с НЗ»).
  • Упоминается воскресение мёртвых в 12:2.

Связь с Новым Заветом

  • Выражение «Сын Человеческий», которое Иисус использовал, говоря о самом себе, является отсылкой к Даниил 7:13, где упоминается некая сверхъестественная личность, которой дана была вечная власть, слава и царство, — и это именование на самом деле указывает на божественную природу Иисуса в гораздо большей мере, чем на человеческую.
  • «Грядущий на облаках небесных» (Матфея 26:64; Марка 14:62) также является отсылкой к Даниил 7:13; см. также Откровение 1:7 (объединяет Даниил 7:13 с Захария 12:10).
  • «Мерзость запустения» в Матфея 24:15-16 — это ссылка на Даниил 9:2, 11:31, 12:11.
  • Изображение Иисуса в Откровении 1:13-14 перекликается с Даниил 7:9, 13.
  • Истории о рве со львами и раскалённой печи упоминаются в Евреям 11:33-34.

 

1 ответить
  1. Maria Dziuba
    Maria Dziuba говорит:

    Велика подяка автору за чудову статтю. Я зберегу цю статтю для вивчення , щоб мати змогу пояснювати цінність та мету Старого Заповіту та Пророків невіруючим.

    Ответить

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2025 Евреи за Иисуса