Небеса — еврейское понятие или нет? Что Еврейская Библия говорит о жизни после смерти?
Еврейской девочке приснились небеса
Чёрную завесу ночного неба внезапно разрезала ослепительная золотая полоса — как будто ткань космоса разорвалась, открывая «другую сторону». Я почувствовала, как невидимая сила подняла меня в воздух, и поняла, что лечу на небеса! Оказавшись там, я с удивлением разглядывала окружавший меня великолепный золотой свет. Мне очень хотелось увидеть, кто там был и что там происходило. Но я никого не видела, и, насколько я могла судить, ничего и не происходило, кроме прекрасного света, сияющего повсюду. Вскоре мне стало скучно, и я вернулась на землю.
Я проснулась, слегка встревоженная этим сном, но зацикливаться на нём не стала. Однако я всегда о нём помнила и спустя годы поняла его значение.
Не думаю, что сны о небесах снятся многим еврейским детям. Хотя, правду сказать, росла я немного иначе, чем большинство еврейских детей. Мы были семьёй мессианских евреев и верили, что Иешуа (Иисус) — это Мессия, а мессианских евреев в традиционных синагогах не приветствовали.
Мессианские синагоги в те времена были редкостью, поэтому я посещала обычную церковную воскресную школу, где, помимо прочего, узнала, что Иисус пришёл для того, чтобы люди могли иметь «вечную жизнь». Под вечной жизнью подразумевались небеса, и если мне о них что-нибудь и рассказывали, то это не производило на меня особого впечатления — что, очевидно, и отразилось в моём сне.
Небеса — «не особо еврейское» понятие
С возрастом я обнаружила, что вера в небеса (они же рай), как и в ад, не считается чем-то особо еврейским. Многие из нашего народа верят только в «возможность» какой-либо жизни после смерти — если вообще верят. Современный иудаизм делает упор на добрые дела в этом мире, что само по себе является наградой. Вместо буквальной жизни после смерти мы надеемся продолжать жить в наших достижениях, наших детях и воспоминаниях других людей о нас.
С одной стороны, акцент на добрые дела здесь и сейчас — это один из аспектов, которые мне в иудаизме нравятся. Пытаться внести свой вклад в то, чтобы сделать мир лучше здесь и сейчас, всегда имеет смысл, независимо от того, являетесь вы человеком «религиозным» или светским, Но все мы знаем, что однажды для каждого из нас «здесь и сейчас» закончится. А что потом?
Жизнь становится немного странной, если думать о смерти как о конце всего. Большинство людей эта мысль пугает или вызывает депрессию, или и то и другое одновременно, поэтому неудивительно, что многие из нас живут, пытаясь либо забыть о смерти, либо превратить свою жизнь в райское безболезненное существование, которым она никогда не станет. Но если в этой жизни рай недостижим, на что нам тогда надеяться?
Небеса как продукт Голливуда
Создаётся впечатление, что многим людям — и евреям, и неевреям — идея рая всё же нравится, даже если они не совсем в него верят. Популярная фантастика, особенно фильмы и телесериалы, изображает небеса/рай как некое совершенное место, куда после смерти попадают хорошие люди. Многие сценарии на тему небес представляют собой комедии о так называемом втором шансе: людей, которые были недостаточно хорошими, чтобы получить пропуск в рай, отправляют обратно на землю, дабы заслужить себе в нём место, и весь этот процесс сопровождается кучей смешных ситуаций. Мы знаем, что это глупые фантазии, но они нам нравятся, потому что — ну, кому не хотелось бы, чтобы небеса именно так и работали?
Но что, если небеса реальны? Если такое место существует, то оно существует вне зависимости от наших мнений и представлений о нём, от нашей веры и уж тем более от нашего чувства юмора. Если в вас живёт надежда, что небеса это не просто самоуспокоительная иллюзия, предлагаем вам посмотреть, что говорит на тему вечной жизни еврейская Библия — и сравнить, насколько ваши собственные надежды и чаяния соответствуют информации из Писаний.
Небеса и загадочные исчезновения
Нам представляется, что, если бы в Библии упоминалось, что человек попал на небеса, минуя смерть, это было бы крайне важным событием, которое сопровождалось бы длинным объяснением произошедшего, и о котором бы все знали и помнили. Тем не менее, согласно некоторым еврейским и христианским толкованиям, с человеком по имени Енох именно так и произошло — но в книге Бытие об этом упоминается очень кратко, почти обыденно:
«Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его».
(Бытие 5:23-24)
Некоторые отмахиваются от такого толкования, полагая, что фраза «Бог взял его» — это иносказание, означающее «он умер». Но контекст заставляет нас задуматься. Глава 5 представляет собой родословие ранних поколений потомков Адама и Евы. В основном там перечисляется, кто кого родил, как долго прожил, а после указания количества прожитых каждым человеком лет следует стандартная завершающая фраза: «и он умер». Кроме Еноха. Он прожил вдвое меньше любого из своих непосредственных предков и потомков, и внезапно «не стало его», а объясняется вся эта аномалия тем, что «Бог взял его». Мертвого, живого ли, но куда Бог взял Еноха?
Независимо от того, умер Илия или нет,
согласно Торе, он был унесён на небеса.
Другим подобным случаем было загадочное исчезновение пророка Илии. Согласно 4 Царств 2:11:
«Когда они [Елисей и Илия] шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо».
Мы не знаем наверняка, попал ли Илия на небеса, не умерев, хотя, конечно, многие ревностные иудеи и христиане верят в это. Но умер он или нет, куда он исчез? Согласно Танаху, он был унесён на небеса.
Искупление в загробной жизни
«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаивает сердце мое в груди моей!»
(Иов 19:25-27)
Книга Иова — душераздирающая история хорошего человека, который ужасно страдает, и из-за этого в его праведность никто не верит, и даже друзья совершенно неправильно его понимают. Однако Иов говорит о том самом Боге, который допустил эти страдания, как о своём «Искупителе» (на иврите гоэль)*. Комментатор Джон Уолтон пишет: «Обязанность гоэля — возместить потери и спасти достоинство того, кто понёс утрату».
Иов говорит о том, что «в последний день» увидит Бога своими глазами. Он верит, что после того, как его кожа (и, предположительно, всё остальное его тело вместе с ней) станет прахом, у него появится восстановленное тело, физическими глазами которого он увидит Бога. Некоторые считают это указанием на воскресение**. Но так или иначе мысль Иова о том, чтобы увидеть Бога, связана с искуплением, которое является очень важной темой в еврейской Библии. Уверенность Иова в Искупителе и в том, что однажды он увидит Бога, даёт ему надежду и порождает страстное желание этой встречи.
Порождает ли мысль о встрече с Богом надежду и желание в вашем сердце? До тех пор, пока Бог не станет тем, кого вы больше всего хотите увидеть, небеса, вероятно, не будут для вас источником особых надежд.
Радость присутствия Бога в грядущем мире
«Ибо Ты не оставишь души моей в аде (шеоле) и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек».
(Псалом 15:10-11)
В этом удивительном псалме царь Давид, по всей видимости, пророчествует о жизни после смерти и избавлении души от преисподней (шеола). Он верит, что Бог не оставит его и что смерть не положит конец их отношениям. Он описывает присутствие Бога как место совершенной радости, где будет «блаженство вовек». И хотя в этом псалме не говорится о небесах или рае как таковых, в нём определённо идёт речь о продолжении существования человека после этой смертной жизни.
Если мы не находим радости в Боге,
нет причин надеяться на вечное
блаженство в Его присутствии.
«Блаженство вовек» звучит как список заветных желаний, всего самого наилучшего, что человек способен себе представить и надеется найти на небесах. В своём детском сне я отправилась на поиски этого блаженства, но не нашла его. Однако в этом псалме мы видим, что источником совершенной вечной радости и блаженства является присутствие Бога.
В Новом Завете указывается, что в этом псалме царь Давид говорил не просто о себе, но и о грядущем Мессии.*** Похоже, что Давид был уверен в реальности жизни после смерти, потому что он был уверен в Боге и в обещанном Богом Искупителе. Может быть, даже в том же самом Искупителе, о котором упоминал Иов?
Найдём ли мы на небесах какие-нибудь ещё источники блаженства, кроме присутствия Бога? Новый Завет говорит нам, что никто не видел, не слышал и даже не может себе представить, «что приготовил Бог любящим Его» (1 Коринфянам 2:9). Но если мы не находим радости прежде всего в присутствии Бога, если мы не любим и не жаждем быть с Ним, тогда действительно нет оснований надеяться на вечное блаженство, которое описано как находящееся в Его деснице.
Вечное блаженство
«Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе [кроме Тебя]? И с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог — твердыня сердца моего и часть моя вовек.
(Псалтирь 72:24-26)
Этот псалом Асафа тоже говорит о надежде на вечное пребывание с Богом — и самое большое желание псалмопевца о небесах именно в этом и состоит. «Кто мне на небе кроме Тебя?» не означает, что на небесах есть место только для двоих, это значит, что жизнь после смерти — это «часть» тех, кто желает присутствия Бога больше, чем чего-либо другого на земле.
Если небеса — это вечная радость
в присутствии Бога, то это абсолютно
еврейская концепция в самом
классическом смысле этого слова.
Асаф говорит, что с Богом не может соперничать никто и ничто. Думали ли вы когда-нибудь о небесах как о месте, где Бог является высшим и не имеющим себе равных источником удовлетворения, и что Он навсегда исполнит ваши величайшие чаяния? Если в этой жизни мы устремляем наше главное желание к чему-то-то или кому-то помимо Бога, есть ли смысл предполагать, что мы будем хотеть Его присутствия больше всего на свете в следующей?
Если небеса — это то, что еврейская Библия описывает как вечную радость пребывания в присутствии Бога, то это абсолютно еврейская концепция в самом первоначальном и классическом смысле этого слова. Так что, если вам тяжело думать о смерти и так же трудно радоваться в предвкушении небес, то это, очевидно, совершенно не еврейский образ мыслей.
Цель вечности
«Он создал всё прекрасным в своё время. Он также вложил осознание вечности в сердца людей, но они не могут постичь всего, что делает Бог, от начала до конца».
(Екклеcиаст 3:11; НРП)
Книга Экклезиаста может и нагонять депрессию, и утешать — в зависимости от того, как на неё смотреть. Она показывает, что абсолютно нормально падать духом и разочаровываться из-за проблем, несправедливостей и особенно временного характера жизни «под солнцем». Однако автор (многие считают, что им был царь Соломон) также понимает, что жизнь — это нечто гораздо большее, чем то, что мы видим «под солнцем». На протяжении всей книги он описывает Бога как создателя, даятеля и судью. И приведенный выше отрывок даёт большую надежду перед лицом нашей смертности.
Есть разные мнения относительно того, что именно подразумевается под «вложил осознание вечности в сердца людей», но одно можно сказать наверняка: это больше, чем просто инстинкт выживания. У всех животных есть стремление к самосохранению, но у нас, людей, есть нечто большее. Мы не просто хотим, чтобы наша жизнь продолжалась, мы хотим, чтобы она что-то значила. По опыту мы знаем, что всему хорошему приходит конец, но вопрос, который мучает нас, является духовным: может ли благо быть благом, если оно недолговечно?
Бог позаботился о том, чтобы мы жаждали большего, чем то, что может предложить наша земная жизнь. Вся книга Экклезиаста показывает, что, что бы мы ни делали, пытаясь создать подобие рая на земле, это никогда не получится. Если вечности не существует, то нам приходится прибегать ко всякого рода интеллектуальным ухищрениям, чтобы убедить себя в том, что у этой жизни таки есть цель, хотя в конечном итоге мы превратимся в прах, и всё, что было или не было нами сделано, будет забыто.
В глубине души мы чувствуем, что созданы для вечности. Что в свою очередь поднимает важный вопрос.
Мы хотим провести вечность с Богом или без Него?
Может показаться, что, если бы рай существовал, то каждый хотел бы туда попасть, и все хорошие люди заслуживали бы там места. Но что, если реальны именно такие небеса, как в библейских описаниях, которые мы с вами только что разобрали? Вы уверены, что действительно хотите туда? И что тогда означает заслужить их? Если вы готовы задать себе эти вопросы, а главное — честно на них ответить, не исключено, что ваши же собственные ответы вас шокируют. Меня мои шокировали. Потому что небеса не будут иметь для вас особой привлекательности, пока вы не будете готовы познать, полюбить и поклоняться Богу таким, какой Он есть на самом деле. Мне кажется, это не происходит само собой ни у евреев, ни у язычников. Но мы и не должны довольствоваться тем, что происходит само по себе.
Это возвращает меня к моему детскому сну о рае и к тому, как я истолковала его годы спустя.
Во сне меня влекла к себе красота Бога, но когда я начала оглядываться вокруг, я не искала там самого Бога… Я искала классные места, классных людей и классное времяпрепровождение, которое, как я предполагала, Он приготовил там для меня.
Оглядываясь назад, я понимаю, что мой сон научил меня тому, что, если я не хочу Бога превыше всего, я не хочу и рая. И хотя я верила в Бога и делала всё возможное, чтобы помочь другим поверить в Него, у меня была склонность привязываться ко всему тому хорошему, что Он мне дал, вместо того чтобы переполняться благодарностью и радостью осознания того, что я принадлежу Ему. Когда я осознала, насколько «глубоко поверхностными» были мои отношения с Богом, я пришла в ужас. Я попросила Бога изменить моё сердце, и Он это сделал.
Еврейская Библия ясно даёт понять,
что небеса — это наивысшее
переживание присутствия Бога.
Что бы ещё ни имели нам предложить небеса, еврейская Библия ясно даёт понять, что рай — это в первую очередь наивысшее переживание присутствия Бога и Его удивительных качеств. Некоторые качества Бога, такие как Его красота и слава, привлекательны по определению, но они неотделимы от Его силы, власти и многих других качеств, которые имеет Он, и не имеем мы — того, что делает нас в гораздо меньшей степени хозяевами своей жизни, чем нам хотелось бы думать.
А вы? Я не знаю, как вы относитесь к Богу, но, если вы игнорируете либо избегаете Бога в этой жизни, неужели вы действительно думаете, что захотите провести вечность с Ним в следующей? Большинство из нас заинтересованы в том, что Бог может дать или сделать для нас, и в этом нет ничего плохого. Однако многие из нас просто пожимают плечами, игнорируя или попросту отказываясь соблюдать то, чего Он хочет и ожидает от нас — и вот это уже плохо. Библия называет это грехом и говорит нам, что он является непрекращающейся проблемой ещё с начала времен.
Грех — это не просто какой-то моральный проступок, это дисфункция нашей души — состояние, которое заставляет нас настолько стремиться следовать своим собственным путём, что мы не способны проявить к Богу доверие и послушание, которых Он заслуживает. И если нам невыносимо признать за Богом право устанавливать для нас границы здесь и сейчас, как мы вообще можем думать, что хотим, а тем более заслуживаем, быть в Его присутствии вечно?
Плохая новость состоит в том, что, похоже, никто из нас на самом деле не способен желать Бога так, как следует, — так, как нам нужно, чтобы наслаждаться Им в мире грядущем. Вот почему пророк Исаия сказал: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Исаия 53:6).
Бог хочет, чтобы мы знали Его
и наслаждались Им вечно.
Хорошая новость присутствует в той же 53 главе Исаии: «и Господь возложил на Него грехи всех нас» (ст. 6). Прочитайте всю главу. Посмотрите, что она описывает. Но держите при этом в памяти, что книга Исаии находится в еврейской Библии. Мы считаем, что он говорил о пришествии Иисуса, еврейского Мессии, который искупает нас и даёт нам возможность желать присутствия Бога, получить примирение, которое Он предлагает, и радоваться тому, что Он — Бог, а мы — нет.
Бог хочет, чтобы мы знали Его и наслаждались Им вечно — не как феей-крёстной, исполняющей наши мечты, а как Творцом и возлюбленным наших душ. Он может сверхъестественным образом изменить сердца и восстановить наше желание Его как единственного источника всего подлинного блага и удовольствия и в этом мире, и в грядущем. Именно это Он сделал для меня. Попросите у Него того же самого для себя. Если вам нужна поддержка, свяжитесь с нами.
Примечания
* См. определение термина «гоэль» в Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
** Средневековый еврейский философ Маймонид включил воскресение в число своих «Принципов веры», которые стали своего рода кредо для ортодоксальных иудеев.
*** Деяния 2:22–39 и Деяния 13:30–37.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!