Евреи за Иисуса

,

От Песаха до Пятидесятницы

От Песаха до Пятидесятницы

От Песаха до Пятидесятницы

Хотя многие христианские конфессии празднуют Пятидесятницу (она же День Святой Троицы), многие из них почему-то забывают, что до создания Церкви это был еврейский праздник. Как нетрудно догадаться, название «Пятидесятница» происходит от слова «пятьдесят», но его оригинальное еврейское название — Шавуот, что означает «недели» (или в церковнославянской традиции перевода «седмицы»).

Праздник весеннего урожая

Евреи времён Иисуса, праздновали Пятидесятницу (или Шавуот) на пятидесятый день после приношения первых плодов новой жатвы (снопа потрясания). Церемония приношения первых плодов происходила во время семидневного Праздника опресноков. Первый плод весенней жатвы представлял собой сноп ячменя, первой сельскохозяйственной культуры, созревавшей весной. Семь недель спустя период весенней жатвы заканчивался сбором урожая пшеницы, и от этой части урожая было предписано делать новое приношение. Заповедь о Шавуоте, Празднике седмиц, и приношениях, которые полагалось в честь него дедать, мы находим в книге Левит 23:15-17:

«Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу: от жилищ ваших приносите два хлеба возношения, которые должны состоять из двух десятых частей ефы пшеничной муки и должны быть испечены кислые, как первый плод Господу».

Ещё в давние времена существовали разногласия насчёт того, как именно следует высчитывать конкретную дату празднования Шавуота. Дело в том, что в оригинальном древнееврейском тексте в стихе 15 фраза, переведённая как «от первого дня после праздника», на самом деле звучит как «от следующего дня после шаббата». Существовали две основные версии толкования текста этого стиха. Саддукеи считали, что «шаббат» в этом стихе следует понимать буквально: как седьмой день календарной недели — поэтому ячменный сноп следовало приносить в первый день после шаббата, на какой бы день Песаха или Праздника опресноков тот ни выпадал. И тогда выходило, что Шавуот всегда должен приходиться на седьмое воскресенье после Песаха. Фарисеи, однако, трактовали «шаббат» не как буквальную субботу, а как день покоя и отдыха, который было предписано соблюдать в первый день Праздника опресноков (Левит 23:5-8). Это всегда было пятнадцатое число еврейского месяца нисана, независимо от дня недели. Согласно этой интерпретации, ячменный сноп потрясания приносился шестнадцатого нисана, а Шавуот наступал через семь недель, в шестой день месяца сивана, опять же таки независимо от дня недели. Пока существовал Храм и, по сути, правили саддукеи, их точка зрения преобладала. Однако сегодня дата Шавуота основывается на теперь уже общепринятой интерпретации фарисеев.

Наряду с несостыковкой дат возникли разногласия и в трактовке сути праздника. Хотя изначально Шавуот был праздником благодарения за урожай пшеницы, со временем он приобрёл гораздо большее значение. В Книге Юбилеев (времен Второго Храма) указывается, что Шавуот также отмечался как день ежегодного воспоминания о Божьем обещании Ною никогда больше не уничтожать мир потопом.

Сегодня более широко распространена основанная на раввинских расчетах идея, что Шавуот был тем днём, когда Бог дал Моисею Закон на горе Синай, — и он стал отмечаться как праздник дарования Закона. Именно поэтому в первый день праздника, который, как и Песах, длится целую неделю, в синагогах читают Десять заповедей, а святилище украшают растениями и цветами, призванными напоминать склоны горы Синай. А в качестве дани первоначально заложенному смыслу праздника сбора урожая литургия также включает чтение Книги Руфь, так как в ней описан летний период сбора урожая в Израиле.

Урожай Нового Завета

Для верующих в Иешуа Шавуот является прообразом того, что произошло через семь недель после распятия и воскресения Мессии. В день Пятидесятницы на собравшихся в горнице учеников сошла великая сила, и с тех пор многие верующие отмечают этот день как праздник сошествия Святого Духа. Однако это не совсем верно. Мы читаем в Евангелии от Иоанна 20:21-22, что воскресший Мессия дунул на каждого из учеников и сказал им: «Примите Духа Святого» — за несколько недель до Пятидесятницы!

События Пятидесятницы были «днём рождения» Церкви — слияния исполненных Духом учеников в единый организм — живое тело Мессии. В Пятидесятницу Святой Дух сошёл на каждого из учеников, чтобы положить начало единой истории Церкви. Так же как дарование Закона на Синае сформировало основу духовного сообщества Израиля, видимое проявление Святого Духа на учениках ознаменовало создание духовного сообщества верующих в Мессию. В первом случае Закон (постановления и правила морали и социальной организации) объединил и сплотил Израиль, во втором верующие в Мессию были объединены уже не правилами, а Святым Духом внутри них.

Религиозные события в Израиле в тот весенний период от Песаха до Пятидесятницы раскрывают Божий план собрать для Себя урожай святого народа. Сначала Иешуа добровольно идёт на смерть как совершенная непорочная жертва. Затем Он воскресает и становится первенцем из умерших, как сказал апостол Павел в 1 Коринфянам 15:20. Через семь недель после воскресения яркое проявление Святого Духа среди первых еврейских верующих становится катализатором массового распространения веры в Мессию. Паломники в Иерусалиме, услышавшие и принявшие благую весть о спасении, с радостью несут её в свои родные земли. Там её принимают язычники, а также другие евреи, и Церковь пускает корни за пределами Израиля.

Включение язычников в завет предсказано изначально

Таким образом, включение язычников в число народа Божьего исполнило пророческое значение хлебов возношения, жертвуемых «как первый плод Господу» в Шавуот, когда Первосвященник совершал приношение именно двух хлебов из пшеничной муки тонкого помола, испеченных на закваске. Данное за много столетий до всех этих событий повеление о приношении двух хлебов пророчески символизировало Тело Мессии, состоящее из верующих евреев и верующих язычников. Хотя хлеба выпекались из пшеничной муки высшей степени очистки, в них содержалась закваска, символ греха. Это говорит о том, что Церковь хоть и чиста (очищена жертвенной кровью Иешуа), но всё же сохраняет свою человеческую греховную природу до того дня, когда она будет представлена как Невеста Мессии, без пятна и порока.

Для чего мы празднуем Пятидесятницу сегодня?

Сегодня мы должны воспринимать Пятидесятницу как послание о посеве евангельского семени и жатве спасённых душ, искупленных людей, чтобы они стали частью Тела Мессии. Именно такой урожай Бог хочет получить от каждого из народов.

Некоторые ошибочно полагают, что главная цель Церкви — предоставить людям место для поклонения Богу и для наслаждения Его присутствием. Таким образом мы фактически принимаем лишь одну из функций Тела за главную цель его существования, что порождает синдром «горницы», побуждающий нас сбиваться в кучку в укромном месте и ожидать действия Бога. Конечно, бывают моменты, когда нам следует просить и ожидать от Господа Его силы, но Он хочет, чтобы энергична и динамичная Церковь несла Его послание о спасении во все концы земли (Деяния 1:8). Он не хочет, чтобы мы сидели, закрывшись от всех, в ожидании чудес. Он хочет, чтобы мы шли к тем, кто не знает Мессию, и говорили в силе Святого Духа о Божьем спасении.

Великое событие Пятидесятницы заключается вовсе не в том, что произошло в горнице, а в том, что произошло потом на улицах. «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деяния 2:47б). И празднуя этот день рождения Церкви, нам полезно будет поразмышлять о том, что наша главная цель — это всё-таки провозглашение евангелия. Если мы, народ Божий, будем верны этой задаче, урожай будет умножаться.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *