Перед Мессией должен прийти пророк Илия: анализ пророчества о предтече
Пророчество: Малахия 4:5-6 (Еврейская Библия 3: 23–24)
Исполнение: Матфея 11:14-15; 16:14; 17:9-13; Марка 6:14-16; 9:11-13; Луки 1:16-17; Иоанна 1:21
«Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием».
Эти слова пророка Малахии не единственное упоминание в Еврейском Писании о том, что перед приходом Мессии должен прийти «предтеча». Исаия 40:3-4 говорит о голосе в пустыне, призывающем приготовить путь Господу. Тот же Малахия в 3:1 пророчествует о посланнике, готовящем путь Богу. И наконец, в Малахии 4:5-6 прямым текстом говорится, что перед тем, как «наступит день Господень великий и страшный», Бог пошлёт к Израилю пророка Илию. Миссия Илии – приготовить путь для Господа через примирение отцов и детей.
Основываясь на этом месте Писания, а также на том факте, что Илия не умер, а был взят живым на небеса (4 Царств 2: 9-12), еврейская традиция часто говорит о его грядущем возвращении. Например, в Мишне (Эдуйот 8:7) говорится, что Илия придет, чтобы разрешить все споры и устранить все противоречия в священных книгах. В этой части Мишны идет обсуждение того, что именно Илии предстоит совершить. В конце отрывка мы читаем: «Мудрецы говорят: [Илия придёт]… чтобы установить мир во всем мире, как сказано…»[1], и затем цитируется вышеуказанный отрывок из Малахии.
В Мишне (Сота 9:15) Илия также участвует в воскрешении мертвых: «Воскресение мертвых произойдет через светлой памяти Илию»[2]. Ожидалось, что воскресение произойдет в конце истории человечества, поэтому Илия здесь определенно ассоциируется с концом времеё. И, конечно же, в Песах для этого пророка накрывают отдельное место за столом, ставят особую чашу с вином и открывают дверь, чтобы он мог войти. Эта пасхальная традиция отражает надежду народа, что, если придет Илия, то и приход самого Мессии не за горами.
Во времена Иисуса ожидание прихода Мессии витало в воздухе, поэтому и рождались предположения, что и Иоанн Креститель, и сам Иисус были кем-то из вновь пришедших на землю библейских персонажей давних времен.
Как пример, давайте рассмотрим отрывок из Евангелия от Матфея:
«Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Матфея 16:13-14).
Довольно интересный набор догадок! Одни думали, что к жизни вернулся Иоанн Креститель, которого ранее обезглавили (Матфея 14:10). Другие думали, что Иисус был пророком Илией. А третьи предполагали, что Он был возвратившимся Иеремией – возможно, потому что оба они проповедовали о суде и резко высказывались относительно упования людей на Храм. И обобщенный вариант «один из пророков» завершает список догадок.
В Евангелии от Марка тоже можно увидеть несколько похожих предположений о том, кто такой Иисус. Ирод был убежден, что это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, – при том, что он сам его и казнил!
«Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых» (Марка 6:14-16).
Еще больше усложняло ситуацию то, что люди строили подобные предположения не только об Иисусе, но и об Иоанне Крестителе. Вот отрывок из Евангелия от Иоанна:
«И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.
Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что́ ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: «исправьте путь Господу», как сказал пророк Исаия.
А посланные были из фарисеев; и они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он‐то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Иоанна 1:19-27).
Здесь Иоанну высказывают разные предположения о нём – является ли он Мессией, Илией или пророком (вероятно, пророком, подобным Моисею из 18-й главы Второзакония)? Иоанн отвечает, что не является никем из перечисленных, но он тот, кто готовит путь Господу, и цитирует книгу Исаии 40:3. Последняя часть отрывка показывает, что, по всей видимости, крещение, подобное тому, что проводил Иоанн, ожидалось в самом конце времен.
Соответственно, людям хотелось знать: если ты не из тех, кто должен появиться в преддверии конца света, зачем ты тогда всё это делаешь? А может они искали источник власти и силы, которой обладал Иоанн: «Кто уполномочил тебя это делать?» Мессия и Илия, приход которого ожидался в последние времена, рассматривались как личности, наделённые наивысшей властью (если Илия должен был разрешить все споры, значит, его решение было исключительно авторитетным).
Иоанн же указывает им на Иисуса, но по имени Его не называет. Другими словами, он говорит, что сам не является Мессией, но пришествие Мессии уже близко, а он, Иоанн, — не кто иной, как Его предвестник.
Интересно, что в Евангелии от Иоанна сам Иоанн Креститель отрицает, что является Илией, тогда как в Евангелии от Матфея, Марка и Луки Иисус говорит слушателям, что Иоанн — это действительно Илия. Давайте внимательно рассмотрим эти три Евангелия, чтобы понять, почему Евангелие от Иоанна отличается.
В 11-й главе Евангелия от Матфея, в 14-15 стихах Иисус говорит о величии Иоанна Крестителя:
«И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит!»
Немного больше Матфей говорит об Илии и Иоанне Крестителе в 17-й главе. Она начинается с преображения, во время которого Петр, Иаков и Иоанн, взойдя на гору, видят Иисуса во славе, разговаривающим с Моисеем и Илией. Затем мы читаем:
«И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Матфея 17:9-13).
Вопрос учеников несомненно был вызван тем, что они только что видели Илию с Иисусом. Это напомнило им об учении книжников, что Илия должен прийти перед концом времён и до появления Мессии. Ответ Иисуса интересен: сначала он соглашается, что Илия придёт и «устроит всё» — в будущем времени. Затем он сразу говорит, что Илия уже пришел и пострадал (заключение и казнь), как и самому Иисусу предстоит пострадать.
Что касается будущего, то вполне может быть, что Илия появится перед вторым пришествием Иисуса, что и приведёт к окончательному восстановлению «всего». Но скоро начнутся предварительные этапы этого процесса восстановления через распятие и воскресение Иисуса.
В этом контексте примиряются две на первый взгляд противоречащие друг другу идеи: восстановление всего и страдающий и умирающий Мессия. Первый этап восстановления происходит через смерть Мессии, а Иоанн Креститель – это возвратившийся Илия. В том же смысле, в котором Мессию можно рассматривать как Давида, восставшего чтобы править вечно («большего Давида»), — Иоанн Креститель тоже был «бо́льшим Илией».
В Евангелии от Марка описание этой ситуации похоже на Евангелие от Матфея:
«И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём» (Марка 9:11-13).
Смысл здесь, по-видимому, в следующем: если Илия должен «устроить (восстановить) всё», то как может Иисус – именующий Себя Своим любимым титулом «Сын Человеческий» – после этого страдать? Разве Он не должен триумфально воссесть на трон? Что ж, Илия действительно может прийти в будущем, но на тот момент Иоанн Креститель пришёл как «больший Илия» и пострадал так же, как суждено пострадать Мессии. Путь к восстановлению вымощен страданиями и смертью, пока всё не будет полностью и окончательно восстановлено во время второго пришествия Иисуса.
И наконец, Евангелие от Луки:
«Он [Иоанн Креститель] многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидёт пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Луки 1:16-17).
Здесь Лука ясно указывает, что Иоанн пришёл «в духе и силе Илии» — он не является в буквальном смысле повторно явившимся настоящим пророком. Ссылаясь на Малахию 4:5-6 (Евреям 3:23-24), он показывает, что Иоанн начал процесс примирения через своё крещение покаяния, и таким образом готовил людей к пришествию Иисуса.
Это объясняет, почему в Евангелии от Иоанна сам Иоанн Креститель отрицает, что он Илия. Люди, пришедшие узнать, кем он был на самом деле, имеют в виду личностей последнего времени, приход которых ожидается в конце истории этого мира перед началом царствования Мессии. Но труд Иоанна был только началом подготовительного этапа. Он не Илия, который должен возвратиться в конце истории человечества, а «больший Илия» — предтеча, предвестник Мессии, пришедший в духе и силе этого древнего пророка.
Больший Давид и больший Илия — вот кто такие Иисус и Иоанн Креститель.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Издание Мишны Филипа Блэкмана, том 4, Раздел Незикин.
[2] там же, том 3, Раздел Нашим.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!