Подлинность родословия Иешуа
Когда мы открываем Новый Завет, первые же слова, которые мы читаем, излагают родословие (генеалогию) Иешуа. Евангелие от Матфея начинается так: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова». Далее Апостол приводит длинный перечень предков от патриарха Авраама через царя Давида вплоть до «приёмного» отца Иешуа, Иосифа. Цель Матфея ясна. Он хочет показать, что Иешуа — действительно бен-Давид, потомок Давида и, следовательно, соответствует критериям обещанного Мессии. Евангелие Луки, в свою очередь, подтверждает это соответствие критериям мессианства, ещё раз прослеживая родословие Иешуа до царя Давида — на этот раз через линию его матери Мириам (Марии).
Те, кто всё еще не верят в абсолютную истинность и безошибочность Священного Писания, могут усомниться в подлинности этих древних родословных записей. Оставим в стороне вопрос авторитета Писаний, который заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку и помимо него есть ряд чисто практических причин считать родословия в книгах Матфея и Луки точными.
Во-первых, родословия имели большое практическое значение для евреев, живших во времена Второго Храма — времена рождения Иешуа. Этот факт подтверждается в Талмуде, в мишнаистском трактате Киддушин, посвящённом обручениям. В главе 4 Кидушина оговаривается вопрос о том, кто и с кем может вступать в брак.
Поскольку Закон Моисея запрещал браки законнорожденных евреев с незаконнорожденными, каждая еврейская семья старалась вести и сохранять родословные записи максимально тщательно. Тот, кто не мог подтвердить своё происхождение такой записью, в глазах закона был «ни рыба, ни мясо». Такой человек не мог вступить в брак ни с доказанно законнорожденным израильтянином, ни с доказанным мамзером (незаконнорожденным). Единственным возможным вариантом создать семью для такого человека был брак с другим лицом столь же сомнительного происхождения.
Каким бы важным ни был вопрос родословия для простого израильтянина, он был ещё более принципиальным для коэнов (священников). Чистота Божьего священства соблюдалась самым строгим образом. Коэн, который не мог предоставить запись о чистой родословной линии, считался «осквернённого происхождения» и не допускался к выполнению каких-либо обязанностей священнослужителя.
Возвращаясь к изначальному вопросу о точности родословия Иешуа, мы знаем из Луки 1:5, что двоюродная сестра Марии, Елизавета, была замужем за священником по имени Захария. Согласно Киддушин 4:1, еврейка, родословие которой не до конца известно, не может выйти замуж за коэна, потомка священнической линии. Следовательно, мы можем предположить, что родословные записи семейства Марии, к которому принадлежала и Елизавета, на тот момент не были утрачены, и что приведенная Лукой родословная линия точна и основана на этих тщательно сохранявшихся семейных записях.
Поскольку, как мы уже выяснили, Мария явно имела известное и доказанно чистое израильское происхождение, мы можем предположить, что Иосиф тоже имел известное и чистое израильское происхождение. В противном случае их обручение с Марией было бы невозможно, потому что, согласно Киддушин 4:3, еврею, который не мог предоставить свою родословную запись, не позволялось жениться на еврейке известного и чистого происхождения.
Некоторые задаются вопросом: если, как сказано в Новом Завете, Мария родила Иешуа, будучи девственницей, как он мог принадлежать к роду Давида через Иосифа, который не был его биологическим отцом?
Ответ состоит в том, что во всех юридических смыслах и согласно всем нормам еврейской жизни Иосиф был отцом Йешуа. В Киддушин 4:1 говорится, что, если муж и жена живут вместе, рождённые в их браке дети считаются законнорожденными без необходимости как-либо дополнительно доказывать отцовство. Поскольку Иосиф и Мария были официально женаты на момент рождения Иешуа (и поскольку Иосиф не предъявил Марии обвинений в прелюбодеянии, когда она забеременела), считалось, что Иешуа был законным сыном Иосифа, а не приёмным.
Конечно, если бы Иосиф не был открыт для Божьего откровения, проблема «таинственной» беременности могла иметь для Марии очень серьёзные последствия. Она могла быть заклеймена как прелюбодейка и даже побита камнями, если бы Иосиф не осознал уникальность их ситуации. Но Иосиф, будучи благочестивым человеком, всё понял, когда ангел сказал ему: «… не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого». Таким образом Иешуа, рождённый от девы Сын Божий, стал сыном Иосифа в мессианской линии царя Давида.
Примечание:
Некоторые другие вопросы, связанные с родословием Иешуа, рассматриваются в статьях «Родословная Мессии» и «Проблема проклятия Иехонии в контексте родословия Иисуса».
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!