Пурим означает выживание
Инстинкт выживания у евреев невероятно силён — и на то есть веские причины. Иногда кажется, что вся наша история — это бесконечная борьба за выживание. И далеко не один наш праздник посвящён именно этой теме.
С тех пор как в октябре 2023 года в Израиле началась война, я постоянно слушаю песню «Ам Исраэль хай» («Народ Израиля жив»). Эта фраза, по преданию, была впервые произнесена еврейским военным капелланом после победы в одном из сражений в конце Второй мировой войны. А в 1967 году её превратил в песню Шломо Карлебах. С тех пор она неизменно звучит на самых разных мероприятиях: от политических митингов и баскетбольных матчей до церемонии вручения почётной степени Голде Меир и визита израильского премьер-министра на ванзейскую виллу в Берлине.1
Как хорошо, что у нас есть традиции, песни и праздники, помогающие нам помнить. Когда евреев по всему миру охватывает страх — как это происходит сегодня — мы можем обратиться к истории и почерпнуть в ней надежду. Мы можем оглянуться назад, увидеть все препятствия, которые когда-то вставали перед нами, и осознать: мы всё ещё здесь.
Каким-то образом, вопреки всему, поколение за поколением, мы продолжаем существовать. Но в чём секрет выживания евреев? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к истории Пурима.
Книга Эстер
Аман, правая рука персидского царя, ненавидел Мордехая. Как верный своей вере иудей Мордехай отказался склониться перед Аманом, подобно всем остальным персидским подданым. Разъярённый Аман решил, что ненавидит теперь всех евреев, и что единственный способ утолить его ненависть — стереть их с лица земли.
Тогда Мордехай обратился к своей юной родственнице Эстер, чтобы она поговорила с царём и разрушила замысел Амана. Эстер поставила на карту свою собственную жизнь ради спасения своего народа — и в итоге, в результате череды событий, которую иначе как чудом не назовёшь, еврейский народ выжил.
Антисемитизм тогда и сейчас
Вот что Книга Эстер говорит об Амане и его замысле против евреев:
«И когда увидел Аман, что Мардохей не кланяется и не падает ниц пред ним, то исполнился гнева Аман. И показалось ему ничтожным наложить руку на одного Мардохея; но так как сказали ему, из какого народа Мардохей, то задумал Аман истребить всех иудеев, которые были во всем царстве Артаксеркса, как народ Мардохеев».
(Есфирь 3:5–6, выделено автором)
Злость Амана на одного человека переросла в план уничтожить весь еврейский народ.
Злиться на одного еврея, но желать стереть с лица земли их всех? По-моему, это жутко напоминает кое-что из того, что мы слышим и видим в наши дни.
Перед лицом древнего зла — антисемитизма — нашим самым мощным оружием всегда было одно: способность объединяться и стоять друг за друга.
Сила единства
Мы часто слышим споры: кто настоящий герой Пурима — Мордехай или Эстер? Ответ прост: оба. Они не смогли бы исполнить свою роль в этой истории без поддержки друг друга.
Эстер скрыла свою этническую принадлежность, последовав наставлениям дяди. А Мордехай проявлял неизменную родственную верность, каждый день приходя во двор царя, чтобы удостовериться, что с Эстер всё в порядке. Когда Мордехай призвал её вступиться, Эстер сначала колебалась, но в итоге сделала, как он сказал. А когда Эстер попросила Мордехая организовать всех евреев Шушана, чтобы они постились вместе с ней, Мордехай пошёл и сделал всё, как повелела ему Эстер (Есфирь 4:17).
Эстер и Мордехай были частью одной
большой взаимосвязанной мозаики.
Их взаимное уважение и доверие стали фундаментом этой истории. Эта мысль особенно важна сегодня, когда мы порой видим раскол вместо единства внутри еврейских сообществ.
Эстер и Мордехай были частью одной большой взаимосвязанной мозаики. Эстер обрела мужество, лишь положившись на поддержку своего народа в посте и молитве. Любовь к своему народу мотивировала её, а любовь народа, проявленная к ней, придала ей силы.
Жертвенный героизм
Часто мы воспринимаем Эстер как политическую фигуру, царицу. Но в тот поворотный момент она была всего лишь женщиной, любящей свой народ. Мы знаем, чем закончилась эта история, но сама Эстер этого не знала. Она вошла в тронный зал, где находились два человека, обладавших властью уничтожить её (и один из них очень этого хотел), со словами: «Если я погибну — значит, погибну» (Есфирь 4:16).
Читая мегилат (свиток) дальше, мы видим, что Эстер поставила свою жизнь на кон не один раз, а дважды. Она не отступила, пока не получила гарантий безопасности своего народа. «И продолжала Есфирь говорить пред царем и пала к ногам его, и плакала и умоляла его отвратить злобу Амана Вугеянина и замысел его, который он замыслил против Иудеев» (Есфирь 8:3).
Память еврейского народа хранит немало примеров готовности жертвовать собой ради блага других и верности Господу. Задолго до Эстер были Авраам и Ицхак. Был Давид, вышедший на единоборство против великана. У каждого из этих персонажей свой путь, но все они — часть одной великой истории. И на них эта история не закончилась.
Большинство евреев вряд ли станут проводить параллели между Эстер и Иисусом, однако верующие в Него обращают внимание на некоторые схожие моменты. Эстер была выдающейся еврейкой, готовой пожертвовать собой ради спасения своих соплеменников, и в этом она в определённой степени предвосхищает образ грядущего Мессии. Апостол Павел, раввин первого века, писал, что Иисус «смирил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам» (Филиппийцам 2:7). Послав Иисуса, Бог даровал миру Мессию — высшего ходатая, который добровольно отдал Свою жизнь, принеся спасение, распространившееся не только на евреев, но и на все народы земли.
Союзник, которого мы не видим
История Пурима показывает, насколько важно для евреев быть едиными. Мы видим, что готовность жертвовать собой ради других — это часть нашей сущности. Но в этом повествовании есть ещё один очень важный урок, который в Книге Эстер напрямую не проговаривается.
Вероятно, самый часто упоминаемый факт о Книге Эстер — это полное отсутствие в её тексте (в библейской книге!) имени Бога. И тем не менее Его присутствие ощущается на каждой странице.
Если мы не поленимся дочитать книгу до конца, мы увидим, какое мощное действие оказывает Его незримая рука. Как писал раввин Ицхак Леезер: «Разве судьба Амана не учит нас тому, как бдительно Бог надзирает за делами людей — и насколько тщетны все коварные замыслы гордецов и нечестивцев, желающих причинить зло тем, кто слишком слаб, чтобы защитить себя от надвигающейся опасности?»2 Возможно, нынешняя ситуация в мире — это время для всех, кто уповает на Бога Израиля, вспомнить, что наша история ещё не закончена.
В последние полтора года я часто слышу один и тот же вопрос: Кто вступится за еврейский народ перед лицом растущего антисемитизма? Возможно, даже сейчас наш самый главный союзник — Тот, кого мы не видим.
Выживание еврейского народа
всегда основывалось на вере в Того,
кто сделал нас евреями.
Точно так же, как наша история продолжается, есть продолжение и у знаменитой строчки «Ам Исраэль хай». Шломо Карлебах в своей песне дополнил её словами: «Од Авину хай» — «Наш Отец жив». Он вдохновился фразой из библейского рассказа о воссоединении Иосифа с братьями. Когда Иосиф наконец открыл им, кто он, его первым вопросом было: «Жив ли мой отец?» (Бытие 45:3). Согласно сайту My Jewish Learning, в версии Карлебаха этот вопрос стал утверждением.3 Народ Израиля жив, потому что наш Отец жив.
Иосиф должен был поверить братьям на слово, потому что в тот момент он сам не мог увидеть отца. Может быть, и нам стоит просто поверить.
У нас есть для этого все основания, потому что история Пурима (как и все наши истории) показывает, что выживание еврейского народа всегда основывалось на вере в Того, кто сделал нас евреями.
«Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека».
(Псалом 117:8)
Примечания:
- My Jewish Learning. Ам Исраэль Хай: Значение и история еврейского объединяющего лозунга. // My Jewish Learning, по состоянию на 9 марта 2025 г.
- Леезер, Исаак. Рука Провидения. // Антология Пурима. Филадельфия: Jewish Publication Society, 1949. Гл. 8, «Воспламенение».
- My Jewish Learning. Ам Исраэль Хай.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!