Сидур vs. Писание
Хотя евреи и считают Тору или Пятикнижие Моисея самым священным писанием иудейской религиозной литературы, наиболее близкой сердцу религиозного еврея книгой является его сидур, молитвенник. За исключением еженедельных синагогальных чтений, Священное Писание может быть ему незнакомо, но предписанные молитвы сидура не сходят с его уст изо дня в день. Еврейские дети заучивают их тексты на иврите — чаще всего механически — чтобы молиться по сидуру на языке оригинала.
Поскольку сидур занимает центральное место в жизни каждого религиозного иудея, он может послужить увлекательным введением в иудаизм для интересующихся неевреев. С точки зрения иудаизма, ничто на страницах этой книги не может считаться второстепенным. Она — выражение еврейского сердца, в котором веками происходила борьба нашего народа со своими религиозными чувствами.
Тем, кто знаком с ветхозаветной частью Писания, большая часть сидура покажется знакомой. Молитвенник изобилует псалмами, а также цитатами из Священного Писания и стихами, содержащими библейские аллюзии. Однако, к сожалению, показать еврею евангелие через сидур невозможно.
Есть момент, в котором сидур и Писание, так сказать, расходятся. Этот момент — вопрос греха и искупления. Проповедуя евангелие, прежде всего необходимо донести мысль, что Бог хочет иметь с нами личные отношения, и эти отношения являются основой достойной жизни. Здесь сидур соглашается, поскольку каждое утро после того, как религиозный еврей надевает молитвенное покрывало, сидур предписывает ему читать Псалом 35:8-11:
«Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоём мы видим свет. Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем».
Можно ли найти более прекрасное описание радости познания Господа? Но евангелие ставит перед нами проблему: мы грешники и потому отделены от Бога. В отношении этой проблемы сидур не соглашается с библейской точкой зрения, что падшее человечество не способно угодить Богу, если не будет возрождено. Среди предписываемых сидуром утренних молитв есть цитата из Талмуда, Брахот 60б:
«Бог мой! Душа, которую Ты даровал мне, чиста. Ты сотворил её, Ты сформировал её, Ты вдохнул её в меня. Ты сохраняешь её во мне, и Ты в будущем заберешь её у меня, а затем вернешь её мне в мире грядущем».
В отличие от библейского учения о том, что все мы, потомки Адама, унаследовали образ Божий в искаженном виде, иудаизм сидура рассматривает человечество как изначально хорошее, а каждую душу как новое и чистое творение Бога. Тем не менее, даже сидур не может игнорировать внутреннюю искажённость человечества, которую мы называем греховной природой. Сидур же называет этот недостаток «злым устремлением» или «злым началом», которое можно преодолеть добрыми делами. В одной из молитв сидура говорится:
«Да не одолеет нас злое начало… приобщи нас к доброму началу и добрым делам. И принуди все существо наше покориться Тебе».
Сидур рассматривает грех как к менее серьезную проблему, чем Библия. Иудаизм сидура и современных раввинов — это не религия Ветхого Завета. Это система, адаптированная к эпохе, когда нет Храма и нет жертвоприношений, во время которых проливалась кровь для искупления. Однако, теоретически, необходимость Храма признаётся ортодоксальными евреями в следующей молитве:
«Да будет воля Твоя, Всевышний Б-г наш и отцов наших, на то, чтобы приобщить нас к Торе и заповедям Твоим. И не вводи нас в грех, в преступление, в злодеяние, в искушение, в позор, чтобы восстановлен был Храм вскоре, в наши дни. И дай нам удел в Торе Твоей. И там мы будем служить Тебе в благоговении, как в давние времена и былые годы. И да будет приятно Всевышнему приношение Йехуды и Иерусалима, как в давние времена и былые годы».
Обычно при этом читается порядок ежедневных жертвоприношений из 28 главы Книги Чисел, а затем произносятся следующие слова:
«Владыка миров! Ты повелел нам приносить ежедневную жертву, чтобы коэны совершали свою службу, и левиты пели, и народ стоял в Храме. Но теперь за наши грехи разрушен Храм и прекратились жертвы, и коэны не служат, и левиты не поют, и народ не стоит в Храме. И Ты сказал: “И (вместо) быков принесем (слова) уст наших”. Поэтому мы молим, чтобы была воля Твоя, Господь, Бог наш и Бог отцов наших, чтобы молитва уст наших была так же важна и принята, и желанна Тобой, как если бы мы принесли ежедневную жертву в срок её и стояли бы на своём месте в Храме».
Эти три слова «как если бы» являются краеугольным камнем раввинистического иудаизма. После того как Иешуа воскрес из мёртвых, Бог позволил язычникам разрушить Храм. Это было знамением свершения суда над Израилем, Он дал нам знак, что Мессия уже пришёл и теперь искупление может быть найдено лишь в Нём, а не в жертвоприношениях животных. В то время многие из еврейского народа поверили последователям Иешуа, провозглашавшим благую весть среди них. Но господствующий раввинистический иудаизм эту весть не принял, заявив, что молитвы и добрые дела являются равносильной заменой жертвенного аспекта Торы (Закона).
Они постановили, что иудаизм должен остаться в той же форме, как если бы мы соблюдали Закон Моисея. На сегодняшний день еврейский народ не имеет возможности соблюдать Моисеев Закон. Большинство из его постановлений невозможно соблюдать за пределами Государства Израиль и без функционирующей храмовой службы. Раввины взяли немногие оставшиеся заповеди и расширили правила их соблюдения. Эта напускная весомость настолько усложняет иудаизм, что его приверженцы думают, что соблюдают весь Закон, хотя на самом деле это не так.
Факт остается фактом: Храм и жертвоприношения, две фундаментальные составляющие Закона Моисея, отсутствуют. Недостаточно просто продолжать жить так, как если бы Храм все ещё стоял целый и невредимый. Иудаизму необходимо вернуться к Писанию и выяснить, почему, собственно, исчез Храм. Необходимо осознать, что Мессия пришёл и умер за грех, и что только через Его жертву может быть исполнена Тора.
Сидур, еврейский молитвенник, содержит немало прекрасных молитв и возвышенных представлений о Боге, но он неполный. Он не может привести еврейский народ в правильные отношения с Творцом. Сидур уводит на ошибочный путь в том моменте, где он отклоняется от учения Писания.
Примечания:
Все цитаты приведены по изданию «Сидур Тефилат Азария. По обычаям сефардских, восточных и горских евреев». Байт Сфаради, Израиль – Йерушалаим, 2020. https://stmegi.com/upload/iblock/0c2/0c28db6aff176977c01b2a45b9969398.pdf
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!