Тиш’а бе-ав
Тиш’а бе-ав, или 9-е ава, означает 9-й день еврейского месяца ав. Этот пост длится один день и служит напоминанием о разрушении Первого и Второго Иерусалимских Храмов (в 586 году до н.э. и 70 году н.э. соответственно).
День 9-го ава затмил собой все прочие иудейские посты и в еврейской традиции стал синонимом траура и скорби.
Пост в этот день стал обязательным с конца первого века н.э. – раньше всех остальных постов.
Отмечается 9-е ава постом. В канун Тиш’а бе-ав, перед началом поста, по традиции едят бейглы и яйца, посыпанные золой. Прочие траурные обычаи включают сидение на низких стульях и посещение кладбищ.
В синагогах в канун Тиш’а бе-ав читается Плач Иеремии, один из «пяти свитков».
По преданию, в день 9-го ава произошел целый ряд бедствий, включая разрушение обоих Храмов.
Согласно традиции, именно в день 9-го ава евреи были изгнаны из Англии в 1290 году и из Испании в 1492 году. В более недавней истории нацисты намеренно старались приурочивать свои акты жестокости так, чтобы они происходили 9-го ава.
Возможно, что в противовес беспросветной мрачности этого дня возникла традиция, согласно которой Мессия должен родиться 9-го ава (Дварим Рабба 13).
Применение в духовной жизни
Этот день можно использовать как возможность разделить со своими друзьями и знакомыми-евреями их печаль. В Писании сказано: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Римлянам 12:15). Неевреи или те, кто лично не участвовал в трагических событиях, все равно могут проявлять солидарность с еврейским народом, который оплакивает в этот день свои потери.
Небольшое предостережение: у христиан, которые имеют друзей среди ортодоксальных иудеев, соблюдающих Тиш’а бе-ав и прочие описанные здесь посты, наверняка возникнет желание объяснить им, что нам уже не нужен Храм, потому что Мессия Иешуа стал последней, совершенной жертвой. Несмотря на то, что в целом этот аргумент верен, лучше приурочить такие объяснения к другому дню и просто проявить сочувствие своим друзьям в день их траура, согласно Римлянам 12:15.
Более удачной идеей будет расспросить их о традиции, согласно которой Мессия должен родиться в Тиш’а бе-ав, и вставить мысль о том, что Бог в любой момент готов утешить нас в нашей печали через Иешуа.
Если у вас есть друг-еврей, который не соблюдает Тиш’а бе-ав в традиционном смысле, но признает его важность, вы можете вовлечь его в разговор о том зле, которое люди творят в этом мире. Затем объясните, что первопричина всего зла – наша греховная природа, из-за которой каждый из нас нуждается в искуплении, и Бог предлагает это искупление в Иешуа.
Этот день также можно использовать как повод поскорбеть и помолиться о тех, кто далек от Бога. В писаниях Нового Завета приводятся слова Иисуса и Павла, которые скорбели о том, что многие из их народа духовно далеки от Бога:
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матфея 23:37 и Луки 13:34)
«Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.» (Римлянам 9:1-5)
Мы тоже можем последовать их примеру, показывая свое небезразличие, молясь за неверующих и делая все возможное для их спасения.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!