Я мессианский еврей. Мне нужно исполнять Тору?
Как евреи-последователи Иешуа (Иисуса), мы дорожим своей принадлежностью к еврейскому народу и верим в святость и значимость Торы. Тора — это Слово Божье, которое никогда не исчезнет. Мы верим, что еврейский народ призван быть светом для других народов через завет, который Бог заключил с нами. Мы также верим, что жертва Иешуа искупила нас, и что спасение всегда зависело от веры в Бога и принятия даруемого Им искупления на Его условиях.
«Евреи за Иисуса» — это некоммерческая организация, часть более широкого движения мессианского иудаизма. Среди его последователей вы найдете как тех, кто старается максимально соблюдать все 613 заповедей (насколько это получается, ведь многие заповеди больше невозможно исполнить), так и тех, кто не делает этого.
В этой статье мы предлагаем вам обзор мест из Библии, касающихся данной проблемы, а также советы, как, размышляя об этом, сформировать собственное понимание вопросов соблюдения Торы евреями, верующими в Иисуса.
Тора — это дар
19-я глава Книги Исход рассказывает историю, как еврейский народ получил Десять заповедей на горе Синай. Таким образом Бог отделил нас для Себя, чтобы иметь возможность жить среди нас. Кроме того, Тора была дана, чтобы активировать наше призвание быть светом для всех народов. Раввинистические писания даже говорят, что голос Бога был разделён на 70 языков, подобно языкам пламени, чтобы все народы земли могли слышать Его наставления (Шемот Рабба 5:9). Позволив Торе влиять на нашу жизнь и менять её, мы получили освящение (были отделены) и смогли указать другим путь к Богу Израиля.
Тора и Мессия — основополагающие дары Бога еврейскому народу, а через еврейский народ — и всему миру.
Толкования Торы
В то время как некоторые пытались буквально исполнять написанное в Торе — например, караимы (движение в иудаизме, зародившееся в IX веке н.э., которое отрицало авторитет раввинов), — основная масса нашего народа со временем выработала традиции, которые помогают нам применять Божьи заповеди в повседневной жизни. Талмуд — это сборник таких традиций (Мишна) и раввинистических дискуссий вокруг них (Гемара).
Иудаизм под влиянием Талмуда сосредоточился на том, как исповедовать иудейскую веру без Храма в условиях изгнания из Иерусалима в 70 году н.э. Авторы Нового Завета были современниками некоторых из ранних раввинов (танаев), которые появляются в Талмуде. И те, и другие были озабочены вопросами соблюдения Торы как до, так и после 70 года н.э.
Как и весь наш народ, верующие в Иешуа евреи тоже были отправлены в изгнание после падения Иерусалима. И Новый Завет служит нам руководством, как претворять в жизнь основополагающий смысл Торы теперь, когда Храма больше нет. Он также включает инструкции для неевреев, последовавших за еврейским Мессией, и объясняет, как язычники могут поклоняться Богу Израиля и поддерживать отношения с Ним, не становясь евреями.
Что Новый Завет говорит о Торе?
Иешуа учил, что ключевым условием исполнения заповеди является состояние сердца, а не просто выполнение необходимого действия. Например, Тора говорит не убивать. Но Иешуа сказал, что даже если вы тайно ненавидите кого-то, вы уже нарушили эту заповедь в своем сердце. Тора говорит не прелюбодействовать, но Иешуа сказал, что, даже если мы смотрим на кого-то с похотью, мы уже виновны в нарушении этой заповеди (Матфея 5:21–30).
Еврейские Писания утверждают, что, когда придет Мессия, Он будет толкователем Торы и научит нас правильно исполнять все заповеди. Это именно то, что делал Иешуа при жизни. Он не только толковал Тору, но и говорил, что пришел, чтобы исполнить её, а не отменить (Матфея 5:17).
Правильное толкование слова «исполнить» (plēroō) — «сделать что-то действенным» или «наполнить до краёв». Представьте Тору в виде стакана с водой. Раньше он был наполнен только частично, но Мессия, придя, наполнил его до краёв. То есть, Тора и раньше была значимой, а теперь её значимость ещё больше возросла.
Новый Завет показывает нам, как личность Иисуса придает дополнительный смысл многим символам Торы. Например, Он — наш великий Первосвященник (Евреям 4:14) и наш пасхальный Агнец (1 Коринфянам 5:7). До разрушения Храма мы могли заплатить за свое нарушение заповедей жертвоприношением. Но теперь у нас больше нет Храма. Что же может стать искупительной жертвой за наш грех? Через свою смерть и воскресение Иешуа стал той самой абсолютной жертвой. Павел пишет, что Он — цель (телос) всей Торы.
Нужно ли нам сегодня соблюдать Тору?
Хотя Писание, без сомнения, учит, что спасение достигается не через следование закону, а через веру в жертву Мессии Иешуа, есть две причины, по которым мы, евреи, всё же считаем полезным соблюдать заповеди Торы.
Во-первых, Тора — это часть Священного Писания. Вместе с остальной частью Танаха и Новым Заветом, она является откровением о Божьей воле. Учение, изложенное в Торе, по-прежнему актуально, ценно, значимо и полезно. Павел писал: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею 3:16-17).
Во-вторых, Тора — неотъемлемая часть нашей еврейской идентичности. Мы, евреи, призваны быть светом миру и свидетельством верности Бога. А как мы сможем исполнить это призвание, если не будем в полной мере идентифицировать себя как евреи?
Соблюдение заповедей Торы, традиций и обычаев раввинистического иудаизма может помочь нам реализовать свое призвание как представителей еврейского народа. Сюда входит соблюдение праздников, отделение времени для шаббата и практика еврейских ценностей в своей повседневной жизни. Каждый мессианский еврей выражает это призвание по-своему, основываясь на собственных убеждениях о том, что значит быть еврейским свидетелем Иешуа.
Иешуа сделал любовь центром всей Торы, когда учил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» … «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:37–40).
Павел подробно останавливается на этом в своем письме к верующим из Коринфа, объясняя, что мы можем делать всё абсолютно правильно в соответствии с буквой закона и даже активно использовать наши сверхъестественные дары и таланты, но если при этом в нас нет любви, то мы — ничто (1 Коринфянам 13:2).
Под водительством Святого Духа и находясь в живых отношениях с Богом, каждый из нас должен активно искать Божьего руководства, чтобы понимать, как жить в соответствии с Его любовью и Его повелениями.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!