Четыре способа взглянуть на Песах с нового ракурса
До Песаха остались считанные часы. Для кого-то предстоящая праздничная неделя ассоциируется с отказом от привычной вкусной еды, а кто-то может втайне радоваться, что эти дни — один из тех немногих случаев, когда не считается зазорным выпить за ужином целых четыре бокала вина. Но так или иначе, мы все любим этот праздник! И даже придерживаясь одних и тех же вековых традиций из года в год, с каждым новым годом у нас появляется возможность посмотреть на них свежим взглядом и с более глубоким пониманием. Предлагаем к размышлению четыре способа взглянуть на пасхальные празднества с нового ракурса.
1. Марк Хэтфилд: Пришельцы в чужой земле
Хотя Песах — бесспорно, радостный праздник, в этом году мы не можем не думать о более чем 4 миллионах беженцев, которые, спасаясь от войны в Украине, внезапно для себя оказались в странах с совершенно новой для них культурой, языком и образом жизни. Всё то, что мы лишь символически вспоминаем во время седера, для них является безрадостной реальностью жизни.
Марк Хэтфилд, президент и исполнительный директор Общества помощи евреям-иммигрантам, пишет: «История Песаха — это изначально история о том, как еврейский народ стал пришельцем в чужой земле. Она напоминает нам, что мы тоже когда-то были в роли беженцев и искали убежища, безопасности и свободы. Поэтому, возвышая голоса в песнях и молитве, мы взываем вместе с теми, кто жаждет освобождения. В этом году множество людей ведут борьбу за свою свободу. Так пусть же в следующем году мы все будем свободны».1 Давайте в этот Песах во время наших седеров выделим время, чтобы помолиться о мире в Украине, и давайте найдём способ поддержать тех, кто сегодня ищет убежища от новых попыток сделать свободных людей рабами.
2. Кантор Жаклин Рависзер: Роль женщин
Жаклин Рависзер служит кантором в реформистской общине города Орландо во Флориде. Она одна из основательниц сравнительно новой традиции «женского седера», подчеркивающей роль женщин в повествовании об исходе. По словам Жаклин: «Это даёт гораздо более личное и осмысленное отношение к истории Исхода… ведь в ней теперь есть место и для меня».2
В иудейской вере меня воспитала именно мать.
Жаклин не единственная, кто испытывает подобные чувства. Участницы одного из таких седеров в Балтиморе были в восторге от этой инициативы, и многие подчёркивали, что иудейскую веру взлелеяли в них именно матери. Сьюзен Штраус, присутствовавшая на седере со своей матерью и маленькой дочерью, сказала: «Хотя седер всегда проводят мужчины, в иудейской вере меня воспитала именно мама». Её мать, Рут Ровнер, добавила: «И меня тоже моя мама и бабушка».3
Идея Жаклин Равизер и опыт участниц женского седера никак не противоречат иудаизму. То, что вклад в наш исторический исход внесли как наши патриархи, так и матриархи, является историческим фактом. Тора повествует о героизме еврейских повивальных бабок, спасших огромное количество младенцев, которые в противном случае были бы утоплены по приказу фараона (Исход 1:15-21). В Талмуде рав Авира признаёт: «Еврейский народ был искуплен из Египта во многом благодаря праведным женщинам, жившим в то время» (Сота 11б). А что, если в этом году мы с вами расширим наш обычный пересказ истории Исхода, вспомнив о роли в ней таких женщин, как Шифра, Фуа, Иохаведа, Мириам, Сепфора и Бифья?
3. Джошуа Тернил: Афикоман и Мессия
Задавать вопросы — основной метод общения евреев. Для нас нет ничего ненормального в том, чтобы отвечать вопросом на вопрос. Джошуа Тернил, директор парижского отделения «Евреев за Иисуса», размышляет о важности такого способа общения, особенно на Песах. «Во время традиционного седера четверо сыновей задают нам четыре вопроса — некоторые из них кажутся искренними, другие же немного глупыми. Детское любопытство не только не пресекается, а наоборот, служит основой нашего пересказа истории Песаха».
Далее Джошуа рассказывает, как на одном из Седеров один простой вопрос вылился в интересный разговор: «Я часто праздную Песах с евреями, которые не разделяют мою веру в Иешуа как в Мессию. На одном из таких седеров мой хороший друг спросил: “Чем твоё празднование отличается от моего?”. Это дало мне возможность поделился с ним своим личным опытом, как исследование значений символики седера — от агнца до афикомана — привело меня к пониманию чрезвычайной важности личности Иешуа».
Афикоман — это тот кусочек мацы, который Иешуа преломил во время седера как прообраз Своего ломимого тела.
В сефардской традиции афикоман является прообразом Мессии. Это понимание разделяют и мессианские евреи. Афикоман — это тот кусочек мацы, который Иешуа преломил во время Своего последнего седера как прообраз собственного тела, которому предстояло быть истерзанным, пронзённым и погребённым, чтобы на третий день вернуться из мёртвых. Тернил говорит: «Празднуя Песах, я не только вспоминаю освобождение моих предков из рабства, но и размышляю о жертве, которую Иешуа принёс для нашего искупления, и с надеждой смотрю в будущее, веря в обещанное Им спасение».4
4. Дара Хорн: Личное освобождение
Дара Хорн, автор новой провокационной книги «Люди любят мёртвых евреев», отмечает, что современный американский взгляд на время сильно отличается от того, как его видит иудаизм. Хорн отмечает, что в концепции американской мечты и стремления к прогрессу «значение имеет только будущее», в то время как представление иудаизма о времени она описывает, как «спираль в спирали, точно запутанный старый телефонный шнур»5, в котором будущее, настоящее и прошлое переплетаются между собой. Еврейская традиция призывает нас оглядываться назад, даже когда мы смотрим вперёд.
Каждый Песах Агада наставляет всех нас, к какому бы поколению мы ни принадлежали, воспринимать себя так, как если бы мы лично были спасены из Египта, — в соответствии с повелением в Исход 13:8: «И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта». Песах — это не древняя сказка, не имеющая к нам никакого отношения, это личная история выживания каждого из нас.
Когда мы представляем себя на месте наших предков, это помогает нам внести ясность и в наше настоящее, и в наше будущее.
Хорн пишет: «Древняя раввинистическая традиция настоятельно утверждает, что из египетского рабства Бог освободил не только наших предков, но и нас самих. Эта традиция учит, что, когда на горе Синай Бог дал израильтянам законы Торы, там присутствовало не только жившее на то время поколение израильтян, но и все их будущие потомки».6 Когда мы представляем себя на месте наших предков, это помогает нам внести ясность не только в свое настоящее, но даже в будущее, подчеркивая нашу личную потребность в искуплении для своей собственной жизни и нашего мира.
От чего вам необходимо искупление прямо сейчас, в данный момент? Будьте смелее и просите Бога помочь вам. Если Он способен заставить море расступиться, значит Он достаточно силён, чтобы помочь и вам в час нужды.
Примечания:
- Хэтфилд Марк. Агада ХИАС.// hias.org, по состоянию на 13 марта 2022 г. https://www.hias.org/sites/default/files/hias_haggadah21-download-color_1.pdf.
- Кунерт Джефф. Женщины вносят новое слово в традицию седера в этот Песах.//Capital Gazette, по состоянию на 11 марта 2022 г. https://www.capitalgazette.com/os-passover-womens-seder-20110418-story.html.
- Альварес Рафаэль. Опираясь на старую традицию: Женский взгляд на Исход. Женский пасхальный седер предлагает новые способы признать важную роль женщин в иудаизме.//The Baltimore Sun, по состоянию на 11 марта 2022 г., https://www.baltimoresun.com/news/bs-xpm-1996-04-03-1996094019-story.html.
- Тернил Джошуа. Интервью Рэйчел Фридлендер, 15 марта 2022 г.
- Хорн Дара. Люди любят мертвых евреев. Электронная книга. WW Norton & Company, 2021, 15–16.
- Там же.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!