Ариэль Рэндл

,

Что рассказывают о нас наши еврейские имена?

Что рассказывают о нас наши еврейские имена?

Что рассказывают о нас наши еврейские имена?

Дрор, Дуду, Оснат, Саги, Гад, Моран, Ям. Хотите верьте, хотите нет, но всё это популярные еврейские имена, каждое из которых имеет очень красивое значение. Однако, если в русскоязычной среде вы когда-либо встречали Гада, он, вероятно, довольно быстро объяснял вам, что это просто его имя, а не жизненное кредо. И в переводе с иврита это неблагозвучное для нас имя имеет очень даже крутое значение: «счастье» или «удача».

Каким бы комичным ни было то, что многие израильские имена звучат, мягко говоря, странно для русскоязычного (и не только русскоязычного, а в принципе европейского) уха, это больше, чем просто забавное лингвистическое совпадение. В первые годы сионистского движения середины двадцатого века его первопроходцы стремились максимально отмежеваться от диаспоры. Они предпочитали называть своих детей чисто израильскими именами, происходящими из иврита, а не идиша. Некоторые продолжали использовать традиционные библейские имена (тот же Гад, если не забыли, был одним из сыновей праотца Иакова), но многие новые олимы (иммигранты, приехавшие в Израиль) начали использовать в качестве имён слова из современного иврита, особенно те, которые символически связаны с физической Землёй Израильской, например, Ротем («цветок пустыни») или Геффен («виноградная лоза»). Новые имена ознаменовали новую эру для еврейского народа и важное восстановление нашей связи с нашей древней родиной.

Отношение евреев к именам

После теракта 7 октября в Израиле и последовавшего за ним роста антисемитизма во всём мире многие из нас вспомнили о временах после Холокоста. Будем ли мы в опасности, если узнают, что мы евреи? Станут ли Вайссы и Стейнберги снова Смитами и Ивановыми?

Хотя во времена жестокого противостояния еврейское имя может нести бремя и опасность публичной идентификации нашего наследия, оно также может иметь вдохновляющее значение, вселяющее надежду на лучшее будущее.

В еврейских Писаниях мы видим,
что имена всегда несли смысловую
нагрузку истории нашего народа.

В еврейских Писаниях мы видим, что имена всегда несли смысловую нагрузку истории нашего народа. Они столетиями несли бремя страданий и сияли маяками триумфа. Они передавали духовную истину и обещали наследие и надежду на будущее. Они играли роль в формировании нашей коллективной идентичности. Они даже помогали нам определиться с целями нашей жизни.

Значение имен в еврейских Писаниях

Иаков: «Боровшийся с Богом»

Патриарх Иаков пережил, пожалуй, самое запоминающееся божественное изменение имени в еврейских Писаниях. В 32-й главе Бытия описывается очень странная встреча Иакова с некой загадочной личностью, которую часто интерпретируют как ангела или проявление Бога.

Всю ночь Иаков боролся (физически!) с этим божественным существом, в результате чего получил вывих бедра. Несмотря на боль, он продолжал бороться и настаивал, чтобы противник благословил его. Тот в ответ сказал: «Отныне твоё имя будет не Иаков, а Израиль, потому что ты боролся с Богом и людьми и победил» (Бытие 32:28, НРП).

«Иаков» означает «занять чьё-либо место» или «обгонять». Это имя ему дали потому, что он родился, держась за пятку своего брата-близнеца, и родители истолковали это как врождённое стремление занять место брата. К моменту своей ночной борьбы с ангелом Иаков провёл большую часть жизни, пытаясь проложить себе путь к успеху в культуре, которая говорила ему, что, если он родился вторым, он обречён всегда быть на вторых ролях.

На этом фоне смена имени Иакова приобретает ещё более глубокое значение. Его усилия не были напрасными, и Сам Бог счёл Иакова достойным борьбы с Ним. Имя «Израиль» можно интерпретировать как «тот, кто борется с Богом», и оно воплощает в себе готовность Иакова держаться за Бога и не отпускать его, даже посреди боли и борьбы. Одним словом, новое имя «Израиль» подтвердило, что Бог увидел, узнал и благословил Иакова.

Моисей: «Извлечённый из воды»

Моисей родился в то время, когда фараон приказал убивать всех еврейских новорожденных мужского пола, бросая их в реку Нил. Чтобы спасти жизнь Моисея, его мать Йохевед положила его в корзину и пустила по реке. Дочь фараона обнаружила Моисея в воде и вытащила его, чем спасла ему жизнь, а затем приняла его как собственного сына.

Имя Моисея даёт понять, что вода
будет оставаться важной темой
на протяжении всей его жизни.

Имя Моисея даёт понять, что вода будет оставаться важной темой на протяжении всей его жизни. Однажды Моисей совершит чудо, которое превратит реку Нил, тот самый водоём, который должен был положить конец его жизни, в реку крови. Тем самым он призвал правосудие за всех тех, кого тогда не вытащили из воды.

Когда израильтяне бежали от своих египетских угнетателей, Моисей протянул свой посох, и Бог разделил воды Красного моря, позволив израильтянам пройти по суше, после чего воды сомкнулись и утопили преследовавших их египетских солдат. Будучи «извлечён» из этих вод, Израиль вошел в то же искупление, что Моисей, как народ, избранный Богом в качестве Его первенца (Исход 4).

Девора: «Могучая пчела»

Девора была пророчицей, судьёй и военачальницей, сыгравшей решающую роль в сплочении израильских войск против хананеев и приведшей их к победе в важной битве (Судьи 4–5).

Имя Девора происходит от еврейского слова давар, что означает «пчела». Хотя сама по себе пчела — существо крошечное, пчёл часто считают символом женской силы. Ульи, как известно, матриархальны: пчелиная матка управляет всей жизнью и деятельностью своего роя.

И хотя пчёлы производят мёд, они также больно жалят. Такое сочетание противоположностей отражает сущность Деворы, поэтической пророчицы, которая при необходимости не колебалась идти во главе войска в битву. Она воплотила широту характера, указывающую нам на многогранный характер её Создателя. Бог ведёт Свой народ одновременно милостиво и справедливо, с нежностью и с силой.

Гедеон: «Муж сильный»

Я неравнодушна к имени Гедеон —я назвала им одного из своих детей. Это имя происходит от того же еврейского корня, что и «великий воин», и несёт в себе силу. Но когда в библейском повествовании мы впервые встречаемся с Гедеоном, будущим судьёй, он скрывается от врагов Израиля — что никак не назовёшь проявлением отваги.

Бог знал, кем может стать Гедеон,
ещё до того, как это понял сам Гедеон.
Он знал, что прячущийся человек
может стать победителем.

Несмотря на это, ангел Господень обратился к Гедеону, назвав его «муж сильный» (в другом переводе «могучий воин») (Судьи 6:12). Бог знал, кем может стать Гедеон, ещё до того, как это понял сам Гедеон. Он знал, что прячущийся человек может стать победителем. Эти слова говорят каждому, кто их читает, даже сотни или тысячи лет спустя, что Бог видит нас через призму Своей конечной цели для нашей жизни, независимо от того, на каком этапе нашего пути мы находимся. Когда Гедеон неоднократно просил Бога подтвердить это призвание, Господь в конечном итоге привёл его и его армию к невероятной и потрясающей победе.

Эммануил: «С нами Бог»

Согласно текстам Нового Завета, ещё одним именем Иисуса было Эммануил, что означает «с нами Бог», взятое из книги пророка Исаии (7:14). Это древнее пророчество предвещало пришествие Мессии, в лице которого Бог будет пребывать среди людей и наведёт мост над пропастью между Богом и человечеством.

Именем Эммануил Иисуса чаще всего называют во время рождественских праздников, потому что оно в совершенстве отражает его рождение — пришествие Бога в физический мир. Имя, произнесённое пророком почти за тысячу лет до рождения Иисуса, должно было означать именно то, что воплотил Иисус: что Бог любит нас так сильно, что Он захотел войти в наш мир, испытать наши радости и печали, наши победы и невзгоды. Даже сейчас это имя является напоминанием о том, что мы никогда не одиноки на своём жизненном пути. С нами Бог.

У вашего имени есть цель

Наши имена — это больше, чем то,
как нас называют, или то, что
написано в нашем паспорте.
Наше имя формирует нашу личность.

В каждом имени есть своя история. Сегодня в иудаизме имя мальчика даётся одновременно с его брит-мила (брис) — церемонией обрезания, которая вводит этого ребёнка в завет между Богом и Израилем. Точно так же девочкам часто дают имя во время симхат-бат — церемонии, символизирующей радость рождения новой дочери нашего народа. Эти церемонии напоминают нам, что наши имена — это больше, чем то, как нас называют, или то, что написано в нашем паспорте. Наше имя формирует нашу личность. И значения наших имён — будь они на иврите, идише или любых других языках — в совокупности рассказывают нашу историю как еврейского народа.

Наше имя — одна из самых важных составляющих того, кем мы являемся, и всё же это то, что мы не выбираем. Есть части нашей личности, выбранные за нас, но есть и те, которые мы имеем возможность выбрать сами. Мы можем выбрать идти с Богом, который в конечном итоге открывает цель, для которой мы были созданы. Бог знает каждого из нас по имени, и Он призвал нас познать Его (Псалом 90:14; Исаия 43:7). Что ещё могло бы более убедительно напомнить нам о том, что не только наши имена, но и сама наша жизнь имеет цель и значение?

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *