Еврейские корни праздника Пятидесятницы
Пятидесятница — еврейский праздник
Сегодня Пятидесятница (Троица) — важный праздник в христианском церковном календаре. Но знаете ли вы, что это праздник, установленный еврейскими Писаниями, который евреи отмечают до сих пор? На иврите он называется «Шавуот», что означает «недели», поэтому ещё известен как Праздник недель. Само название «Пятидесятница» происходит от слова «пятьдесят», поскольку отмечается на пятидесятый день после предыдущего праздника, Песаха (Пасхи).
Изначально Шавуот был праздником урожая — вторым из двух праздничных событий, связанных со сбором первых плодов. В 23 главе Книги Левит после описания Пасхи мы читаем следующее:
«И сказал Господь Моисею, говоря: «Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придёте в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесёт этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение; на другой день праздника вознесёт его священник»» (стихи 9-11).
Это было первое приношение начатков урожая — начало сбора ячменя, включавшее ритуал жертвоприношения. Далее мы читаем о втором приношении начатков — празднике Шавуот:
«Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу» (Левит 23:15-16).
На этот раз речь уже идёт об урожае пшеницы. Поскольку его отмечали через семь недель после первого приношения (на 50-й день, следующий после завершения семи недель), праздник называли «Шавуот», то есть «Недели».
Когда Израиль поселился в Земле обетованной и у них появилось постоянное святилище, вокруг принесения Господу первых плодов начал формироваться целый обряд. Народу было велено брать определённую часть первого урожая, класть его в корзины, относить в Скинию (позже Храм) и отдавать священнику в знак поклонения и благодарности Богу за землю, которую Он нам дал (Второзаконие 26:1-11).
Еврейский народ вспоминал путь веры целой нации.
Этот праздник был больше, чем просто приношение Богу начатков урожая — он был временем вспомнить о том, как Израиль пришёл в дарованную ему землю и Кто дал её ему во владение. Подобно тому, как каждый человек может рассказать собственную историю личного пути веры, еврейский народ вспоминал и пересказывал историю пути веры целой нации. Это означало никогда не забывать, откуда они пришли в прошлом, чтобы быть благодарными в настоящем. Это также означало помнить, что земля, на которой они жили, была даром от Господа. Ну и кроме того, это был прекрасный повод порадоваться, насладиться плодами земли и, да, весело отпраздновать с семьёй и гостями!
Пятидесятница/Шавуот: годовщина дарования Закона
Шавуот был заповедан как сельскохозяйственный праздник первого урожая, и он был единственным праздником, прямо не связанным с историей Израиля. И хотя в заповеданном в 26-й главе Второзакония обряде есть отсылка к этой истории, большая часть этого обряда уже была включена в празднование Песаха. Поэтому со временем Шавуот приобрёл новый смысл. Было высчитано, что день, в который Бог даровал Израилю Тору (Закон Моисея) на горе Синай, приходился точно на Шавуот. Ко времени рождения Иисуса в дополнение к тому, что это был праздник первых плодов, Шавуот стал ещё и годовщиной дарования Закона.
Именно в этот праздник, когда десятки тысяч паломников приносили начатки своего урожая в Храм, и произошли события 2-й главы Деяний. Если судить по описанию в Мишне (записанной около 200 г. н.э.), процессии паломников, двигавшихся в святой город, были больше похожи на праздничные шествия, а в качестве начатков приносили не только пшеницу:
«Живущие близко приносят инжир и виноград, живущие далеко приносят сушеный инжир и изюм. А впереди них идет бык, рога его позолочены и оливковый венок на его голове, халиль звучит впереди них — пока не достигают Иерусалима. Подошли близко к Иерусалиму — посылают вперёд вестников и приукрашивают свои бикурим [первые плоды]». (Мишна Бикурим 3:3)
Однако на этот раз Шавуот получился очень необычным!
День сошествия Святого Духа и физическое воплощения традиции
Во 2 главе Деяний рассказывается история дарования Святого Духа в день Пятидесятницы после вознесения Иисуса. Обратите внимание на слова, выделенные жирным шрифтом:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: «Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?»» (стихи 1-8).
В тот день присутствовавшие в горнице стали свидетелями как необычного слухового (громкий, непонятно откуда взявшийся звук), так и необычного визуального явления (языки пламени). Это определённо не было типичным событием на Шавуот! Ученики начали говорить на языках, которых они не знали, а пришедшие в Иерусалим на праздник евреи их понимали, каким бы ни был их родной язык.
Что же это было? Давайте вернёмся к 19 главе Книги Исход, когда на горе Синай Бог впервые дал Закон (помните, к первому веку Шавуот уже праздновался как годовщина того события), и мы увидим важные параллели:
«На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом [громогласным]. И сошёл Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошёл Моисей» (стихи 16-20).
Такие же звуковые и визуальные эффекты описываются и в 20 главе Исхода:
«Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, весь народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: «Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть». И сказал Моисей народу: «Не бойтесь; Бог к вам пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили». И стоял весь народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог» (стихи 18-21)
Могут ли чудесные явления из 2 главы Деяний быть связаны с явлениями из Исхода?
У многих присутствовавших при событиях 2-й главы Деяний громкий звук и огненные языки не могли не ассоциироваться с событиями из 19-20 глав Исхода, тем более что это был праздник годовщины дарования Закона, и гора Синай должна была занимать мысли многих из них. Могут ли чудесные явления из 2 главы Деяний быть связаны с явлениями из Исхода? Вполне вероятно. Еврейская традиция даёт более подробное описание событий Исхода, проводя ещё более близкие параллели со 2 главой Деяний.
В таргумах, пересказах еврейской Библии на родственном ивриту арамейском языке, говорится следующее: «Когда слово исходило из уст Святого, да будет благословенно Имя Его, в виде искр, или молний, или пламени, подобного горящим факелам … тогда огонь справа и язык пламени слева пролетали по воздуху, разворачивались и парили над головами израильтян, а затем возвращались и выгравировывались на скрижалях».1
Несомненно, эти параллели не могли не прийти на ум людям, ставшим очевидцами событий 2-й главы Деяний. Когда ученики Иисуса начали говорить на иных языках и были поняты паломниками, пришедшими из множества окрестных народов, одни изумлялись, другие недоумевали, и все спрашивали друг друга: «Что это значит?» (Деяния 2:11-12). Некоторые даже насмехались над ними: «А иные, насмехаясь, говорили: «Они напились сладкого вина». Пётр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им» (Деяния 2:13-14) — эти люди говорили о Боге и Его делах. Существовало предание, что когда Бог произносил Свои слова на Синае, они «разделялись» на семьдесят языков:
«На камнях жертвенника на горе Гевал (Втор. 27) были начертаны все слова Торы на семидесяти языках, то есть на всех языках человечества» (Мишна, Сота 7:5).
Люди должны были понять, что Бог по-новому воссоздаёт события, произошедшие когда-то на горе Синай.
Хотя Мишна и особенно Талмуд относятся к более позднему времени, чем I век н.э., многие традиции, записанные в них, восходят к гораздо более раннему периоду. Нет сомнений, что в день Шавуота/Пятидесятницы, описанный во 2 главе Деяний, все присутствовавшие там должны были понять, что Бог по-новому воссоздаёт события, произошедшие когда-то на горе Синай, и что слова учеников имели целью передать всем собравшимся людям личное откровение Бога. Громкий звук, языки огня и пламенные речи на языках всех присутствующих были физическим воплощением древней традиции.
Пётр объяснил, что события 2 главы Деяний — это исполнение предсказанного пророком Иоилем излияния Духа Божия в последние дни, одним из результатов которого будут «пророчества», то есть Бог будет говорить устами людей. То, что произошло во 2 главе книги Деяний, было результатом действия Божьего Духа.
Значение Пятидесятницы сегодня
Вторая глава Деяний описывает новое откровение в действии. Иерусалим стал местом воссоздания событий на горе Синай, а слова учеников были новым словом от Бога. Это не было отрицанием или заменой Торы (Закона Моисея). Наоборот, в событиях Нового Завета исполнились надежды, изложенные в Торе и Пророках, надежды еврейского народа на появление Мессии, и это появление потребовало нового слова свыше.
Больше того, слово Божье было возвещено всему миру. Оно обращалось как к евреям, так и к неевреям, чтобы в конце концов его услышал весь мир. И хотя во 2 главе Деяний не цитируется Исаия 56:72, на ум приходит именно это место писания: «Дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов».
Однажды человечество обретёт примирение и единство через веру в Мессию.
Какая прекрасная картина единства и примирения! В 11 главе Книги Бытия, у Вавилонской башни, Бог смешал языки народов мира, чтобы люди больше не могли понимать друг друга. Во 2 главе Деяний этот языковой барьер, по крайней мере на тот момент, был устранён. Евангелие обещает нам, что однажды человечество обретёт примирение и единство через веру в Мессию Иисуса. В Деяниях мы видим своего рода «аванс», или гарантийное обязательство, что в конце концов это действительно произойдёт.
Первые плоды и обетование будущего
Шавуот/Пятидесятница был вторым праздником в еврейском календаре, когда Богу приносили начатки урожая. Семью неделями ранее, в начале жатвы ячменя, приносили его начатки, теперь же начинался сбор пшеницы.
Когда поспевал первый урожай, он становился наглядным обещанием того, что за ним последует и остальное. Таким образом, понятие первых плодов стало метафорой начатков чего-либо, что должно последовать в намного больших объёмах. Новый Завет полон подобных образов:
Воскресение верующих. «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Коринфянам 15:20-23). Воскресение Иисуса подобно первому урожаю. Это обещание и гарантия, что последует большее воскресение, воскресение тех, кто уверует в Него.
Полнота Духа Святого. «И не только оно [всё творение], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Римлянам 8:23). Поскольку мы верующие, Дух Божий живёт в нас — как в каждом индивидуально, так и во всех вместе. Но полнота того, что это означает, откроется в будущем, когда мы испытаем полноту работы Духа в нашей жизни.
Умножение Божьего народа. «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа» (Римлянам 16:5). Также: «Прошу вас, братия — вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым» (1 Коринфянам 16:15). В полном соответствии со значением, которое имели первые плоды или начатки, Павел предвидел, что к вере придёт еще больше людей, как иудеев, так и язычников.
Завершение искупления. «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (Иакова 1:18). Иаков пишет, что верующие являются первым свидетельством того, что вселенную охватит Божье искупление еще большего масштаба. При всех наших несовершенствах и недостатках Бог называет нас первыми в чём-то гораздо большем. Мы первые плоды искупления, Божьи предвестники будущего.
Примечания:
- Цитируется Моше Вайнфельдом, по утверждению которого: «Похожие описания можно найти в Таргуме Псевдо-Ионафана, во фрагментах Таргума из Генизы и в Таргуме Неофита». См. эссе М. Вайнфельда «Уникальность Декалога» в книге «Десять заповедей в истории и традициях», ред. Сигал, Бен-Цийон и Гершон Леви (Иерусалим: Magnes Press, 1990), с. 40. Вайнфельд также упоминает, что о подобных традициях говорили Филон и рабби Акива.
- Этот стих цитируется в другом месте Нового Завета.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!