История Рождества (неожиданно) очень еврейская
У них Рождество, у нас Ханука. По крайней мере, так обычно думают евреи. Куда ни глянь, рождественские вертепы и всевозможные телешоу показывают идеализированно-слащавые картины рождения Иисуса. Рождественские образы настолько пропитали нашу культуру, что почти невозможно не знать общую суть этой истории. Закройте глаза и подумайте о «рождестве». Несомненно, вы представите себе спящего младенца, молодую мать (иногда со светлыми волосами), уютный хлев с мирно спящими животными и трёх царей-мудрецов, несущих дары.
Многим евреям всё это представляется очень чуждым, даже под соусом разбросанных то там, то сям еврейских отсылок, например в словах традиционных гимнов: «Родился Царь Израиля» или «Приди, приди, Эммануил». Однако более внимательное прочтение оригинальной истории о рождении Иисуса в Евангелиях от Матфея и Луки неожиданно открывает нам, что эта история на самом деле глубоко еврейская.
Время страданий еврейского народа
Рождение Иисуса в Вифлееме произошло в особенно неспокойный период еврейской истории. Прошло около 150 лет со времён восстания Маккавеев против угнетателей-язычников (победу над которыми мы и празднуем в Хануку). А примерно через 70 лет после рождественских событий другие язычники, римляне, разрушат Второй Храм.
В то время, в самом начале первого века, еврейский народ оказался под беспощадной оккупацией Римской империи. Кровавые стычки, вызванные еврейским сопротивлением и последующим возмездием римлян, были обычным явлением. Ставленник римлян на троне Иудеи, Ирод Великий, был известен своей жестокостью.
Иисус воочию видел и испытал на себе
страдания своего народа, так часто
повторявшиеся на протяжении мировой истории.
В 4 г. до н. э. произошел особенно жестокий случай. Группа иудеев сбросила римского орла, которого Ирод в угоду римлянам установил над главным фронтоном Иерусалимского Храма. Ирод, который был уже болен и при смерти, пришёл в такую ярость, что приказал сжечь тех, кто это сделал, заживо. В ответ в Иудее вспыхнул очередной бунт против римлян. Подавив этот бунт, римские власти в качестве возмездия распяли две тысячи иудеев.1 Это был излюбленный метод Рима для пресечения инакомыслия: прибивать живых людей гвоздями к деревянным столбам.
Вот в это жестокое и тяжёлое для евреев время в одной бедной еврейской семье и родился Иисус. Он воочию видел и испытал на себе страдания своего народа, так часто повторявшиеся на протяжении мировой истории.
Чудесные рождения
Чудесное непорочное зачатие Иисуса, одна из центральных сюжетных линий Рождества, кажется одновременно и наиболее несовместимой с еврейским мировоззрением. Однако Евангелия представляют это чудо как кульминацию главной библейской сюжетной линии, восходящей к самой первой книге Торы. По словам профессора Эми-Джилл Левин, еврейского (не мессианского) специалиста по Новому Завету, утверждения о том, что история рождения Иисуса взята из языческой культуры, упускают из виду многочисленные примеры чудесных зачатий, встречающиеся в древнееврейских Писаниях.2
Лука начинает свой рассказ о жизни Иисуса с истории рождения двоюродного брата Иисуса, Иоанна Крестителя, странствующего раввина, который должен был приготовить путь для Мессии (Луки 1:5–25, 57–80). Родители Иоанна, Захария и Елисавета, оба были уже в преклонном возрасте и не могли иметь детей. И вот однажды, когда Захария исполнял свои обязанности священника-левита в Храме, ему явился ангел и возвестил, что Елисавета чудесным образом родит сына, которого следует назвать Иоанном и воспитать как назарея (Луки 1:14–15).
Это был Божий способ показать Израилю,
что Он собирается снова двигаться
среди них, с невиданной мощью.
Эта история перекликается с историями Авраама и Сарры; Исаака и Ревекки; Иакова и Рахили; или Ханны, матери пророка Самуила. И, как и его предки, Захария не сразу поверил благой вести (Луки 1:18; ср. Бытия 15:2; 16:2; 18:12–15). Это чудесное рождение было, если хотите, тонким способом Бога показать Израилю, что Он собирается снова двигаться среди них, причём с невиданной до этого мощью.
Конечно, гораздо более известная беременность в этой истории — это беременность Марии (Мириам), непорочное зачатие. Как и в истории с Захарией, тот же ангел является Марии, чтобы объявить, что она забеременеет и родит сына (Луки 1:26–33). Но Мария молода и ещё не замужем. У неё нет причин считать себя бесплодной, потому что она ещё девственница.
В отличие от случая с Елисаветой, в еврейских Писаниях нет точного аналога такого чуда. Матфей ссылается на пророчество Исаии (Исаия 7:14):
«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил».
Отрывок из Исаии, который цитирует Матфей, значит на самом деле намного больше, чем просто подтверждение совершенно особой роли, уготованной Иисусу. Матфей проводит связь с основополагающей темой всех еврейских Писаний — о том, что историю Израиля направляет Божья рука, чтобы в конечном итоге дать спасение Своему народу.
Как и Захария, Мария не понимает, как это возможно, но, когда ангел объясняет, что нет ничего невозможного для Бога, Мария отвечает с верой: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Луки 1:38).
Сновидец Иосиф
Во время этого сверхъестественного зачатия Мария была помолвлена с мужчиной из своей деревни по имени Иосиф. Ему тоже явился ангел Господень, но в отличие от Марии, которая встретилась с ангелом наяву, к Иосифу он пришёл во сне.
Ангел сказал Иосифу:
«Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию в жены, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого. Она же родит Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матфея 1:20–21).
Имя «Иисус» (Иешуа на иврите) означает «спасение».
Позже, когда жизнь младенца Иисуса оказалась в опасности, Иосиф узнаёт об этом опять-таки во сне и получает от ангела указание бежать со своей семьёй в Египет (Матфея 2:13). Когда Ирод умирает, Иосифа снова посещает во сне ангел и говорит, что они теперь могут безопасно вернуться в Израиль (Матфея 2:19–20). И каждый раз после такого сна Иосиф делает в точности так, как ему было сказано.
Этот Иосиф напоминает нам другого Иосифа, 11-го сына Иакова, которого его братья насмешливо называли баал хахаломот, буквально «повелитель сновидений» (Бытие 37:19). Тот Иосиф также видел сны, которые привели его (а потом и его семью) в Египет. Сны Иосифа — и его способность толковать их и следовать им — привели к спасению не только его семью, но и весь мир. Как Иосиф объяснил своим братьям:
«Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог» (Бытие 45:5–8).
Значимость параллелей между двумя Иосифами не могла ускользнуть от внимания Матфея и его первых читателей. Для них эти детали, несомненно, указывали на то, что Бог подводит историю Израиля к удивительному поворотному моменту.
Спасённый младенец
Матфей пишет, что жизнь младенца Иисуса оказалась в опасности из-за злобного и деспотичного царя Ирода. В попытке уничтожить потенциального Мессию, который мог бы однажды свергнуть его династию, Ирод приказал убить всех мальчиков возрастом до двух лет в Вифлееме и окрестностях (Матфея 2:16–18).
Матфей рассказывает эту историю таким образом, что читатель невольно вспоминает историю Моисея. Как объясняет в своём исследовании профессор Левин:
«В этом рассказе, традиционно называемом «избиение младенцев», Матфей проводит параллель между Иродом и фараоном (Исход 1:22), Иисусом и Моисеем (Исход 2:2–3). Подобно тому как жизнь Моисея оказывается в опасности, когда фараон приказывает бросать еврейских детей в Нил, жизнь Иисуса оказывается в опасности, когда Ирод приказывает убивать детей. Эта параллель Иисуса с Моисеем прослеживается и дальше через всё Евангелие от Матфея».3
Есть интересная параллель между историей Иисуса у Матфея и одним древним мидрашем (иудейским комментарием к Писанию). Мидраш предлагает дополнительное объяснение причины, по которой фараон приказал топить младенцев в Ниле: астрологи фараона якобы предсказали, что вскоре родится будущий освободитель Израиля.4 У Матфея убийственная ярость царя Ирода была также вызвана словами астрологов. Как пишет Матфей, Ирод узнал о рождении Иисуса от группы волхвов (в оригинале «маги»). Нееврейская христианская традиция ошибочно изображает волхвов царями или просто «мудрецами». Но на самом деле волхвы были жрецами-астрологами, вероятнее всего, из Персии.5
«Где родившийся Царь Иудейский?»
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему«» (Матфея 2:1–2).
Эта звезда описывается как исполнение мессианского пророчества, записанного в Числах 24:17:
«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава, и сокрушает всех сынов Сифовых».
Больше чем просто отголоски
И это лишь некоторые из множества очевидных элементов еврейской духовной традиции и отсылок к нашей еврейской истории в рождественском повествовании. Действие происходит в земле Израиля; Лука уделяет особое внимание событиям, связанным с городом Иерусалимом и Храмом (где происходит брит-мила Иисуса — церемония обрезания); пророческие песни, которые поют Мария, Захария и Анна, перекликаются с древними псалмами; многократно используется мессианский титул «Сын Давида» — все эти элементы повествования свидетельствуют о его родстве с еврейской историей и осуществлении в нём пророчеств, записанных в еврейских Писаниях.
Итак, в это Рождество я призываю вас прочитать древний еврейский рассказ о рождении Иисуса в Евангелии от Матфея. Это еврейская история о еврейском ребёнке, рождённом в еврейской семье в поворотный для Израиля момент истории. И каждый раз в это время года эта еврейская до мозга костей история захватывает воображение и надежды всего мира.
Примечания
- Ван Биема, Дэвид. Иерусалим во времена Иисуса. Time, 16 апреля 2001 г.
- Левин, Эми-Джилл. Еврейское происхождение рождественской истории. TheTorah, дата обращения 10.12.2024 г.
- Там же.
- Мидраш Рабба, Исход 1:21.
- В древности астрология была занятием, требующим глубоких знаний и серьёзного подхода, и значительно отличалась от того, что обычно выдают за астрологию в современном мире. Астрологи были, по сути, астрономами, которые помимо практического наблюдения за движением небесных тел, пытались читать по ним предзнаменования земных политических и экономических событий. В какой-то момент христианской истории нееврейская церковь стала считать, что волхвов было трое и все они были восточными царями. Очевидно, что история о трёх царях драматичнее и проще для понимания, чем история о неизвестном количестве персидских астрологов, которые пришли в Иудею в поисках Мессии. Но это неправильное понимание приводит к тому, что мы упускаем из вида истинную причину, почему Матфей посчитал важным рассказать своим читателям этот эпизод из истории Иисуса. Тот факт, что волхвы проделали весь путь из Персии, чтобы найти еврейского Мессию, свидетельствует о том, что еврейский народ за время своего изгнания в Вавилон/Персию оказал значительное влияние на образованные слои общества в этих языческих империях. Подробнее об этих событиях можно прочитать в Книге пророка Даниила, главы 1–6.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!