Сьюзан Перлман

Кто такой Иисус? Личное дело главного героя Евангелий

Кто такой Иисус? Личное дело главного героя Евангелий

Кто такой Иисус? Личное дело главного героя Евангелий

Иисус был евреем

Хотя на протяжении истории Иисуса изображали по-разному, он родился, вырос и умер евреем. Даже те, кто не верит в Иисуса, не могут сколько-нибудь обоснованно отрицать его еврейское происхождение:

«Большинство описаний жизни Иисуса упускают из виду, что Иисус по всем своим характеристикам является фигурой истинно еврейской, что такой человек, как он, мог вырасти только на почве иудаизма, только там и нигде больше. Иисус — подлинно еврейская личность, весь его труд и борьба, его действия и чувства, его слова и безмолвие несут на себе печать еврейского стиля, печать еврейского идеализма, всего лучшего, что было и есть в иудаизме, и что тогда существовало только в иудаизме. Он был евреем среди евреев. Ни из какого другого народа не мог бы произойти такой человек, как он, и ни в каком другом народе не мог бы такой человек, как он, нести свой труд; ни в каком другом народе он не мог бы найти апостолов, которые уверовали бы в него».1

Вы сильно удивитесь, если узнаете, что вышеприведенное заявление было сделано известным духовным лидером еврейского народа? Раввин Лео Бек был ведущим философом-богословом и историком религии. И хотя Бек категорически отвергал христианство, он безоговорочно признавал еврейство Иисуса. Он подчеркивал, что Иисус (Иешуа) был евреем, рождённым среди евреев и признанным другими его современниками-евреями.

Не нужно быть богословом, чтобы увидеть доказательства еврейства Иисуса, начиная с самого момента его рождения. Рассказ о его рождении в Вифлееме Иудейском повествует о мудрецах, пришедших в Иерусалим издалека и расспрашивавших царя Ирода: «Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Матфея 2:2).

Ирод был во всех отношениях несправедливым правителем и не являлся законным царём Иудеи. Неудивительно, что заявление и вопросы волхвов его обеспокоили. Ирод спросил более осведомлённых религиозных лидеров, где должен был родиться Мессия, и узнал, что место его рождения было предсказано еще пророком Михеем за сотни лет до этого:

«И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Матфея 2:6).

Тогда Ирод, чтобы сохранить престол, придумал дьявольский замысел, очень похожий на тот, который исполнил в своё время фараон, и приказал истребить в Вифлееме и окрестностях еврейских младенцев примерно подходящего возраста. Он хотел уничтожить того, кто должен был стать правителем Израиля. Но он не смог убить младенца, родившегося в Вифлееме у молодой еврейской девушки Мириам (Марии).

Все аспекты жизни Иешуа
идентифицировали его как еврея
и отождествляли его с еврейским народом.

Родословие его семьи (Матфея 1), его рождение и обрезание (Луки 2), его пидьон ха-бен (выкуп первенца) и бар-мицва, его дрошес в синагогах и даже его эпитафия — табличка на кресте над его головой с надписью «Царь Иудейский» (Матфея 27:37) — всё идентифицировало Иешуа как еврея и отождествляло его с еврейским народом.

Утверждал ли Иисус, что является еврейским Мессией?

Некоторые отстаивают мнение, что Иисус действительно был хорошим евреем — очень набожным, возможно, даже пророком — но он никогда не утверждал, что является Мессией. Некоторые говорят, что идея о том, что он был Спасителем и посредником между народом и Богом, продвигалась лишь его последователями.

Но что сам Иисус говорил о себе?

Однажды, путешествуя со своими учениками, он спросил их:

«»За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Они сказали: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Он говорит им: «А вы за кого почитаете Меня?» Симон же Пётр, отвечая, сказал: «Ты — Мессия, Сын Бога Живого». Тогда Иисус сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах»» (Матфея 16:13-17).

«Это я, который говорю с тобою».

В другой раз в Сихаре, когда Иисус был без учеников, Он встретил самарянку. Во время этой глубокой и необычной встречи с Иисусом она сказала ему: «»Знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам все». Иисус говорит ей: «Это Я, Который говорю с тобою»» (Иоанна 4:25-27). Она побежала рассказать жителям деревни о своей встрече, и те, побеседовав с ним какое-тот время, заявили о своей вере в его мессианство.

Один из комментаторов Библии, Джон Стотт, сказал, что «самой поразительной чертой учения Иисуса является то, что он так часто говорил о себе».2 И кем бы вы ни считали Иисуса, мы не можем игнорировать то, что он сам о себе утверждал.

Иисус в сравнении с религиозными лидерами — его современниками

Иисус отличался от других религиозных лидеров своего времени — в то время как они кичились самоуничижением, Иешуа активно продвигал себя и свое учение. Религиозные лидеры перенаправляли внимание людей с собственной личности на своё понимание истины, облечённое в туманные фразы.

Но Иисус говорил: «Я есмь путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6).

Если Иешуа не был Мессией, как сам о том утверждал, тогда, безусловно, он был самым высокомерным и богохульным раввином в истории Израиля. Так почему же так много людей поверили его утверждениям и последовали за ним? Что так впечатляло слушателей Иисуса?

Иешуа говорил истину прямо и открыто

Иисус говорил как власть имеющий

Еврейские мудрецы учили людей, цитируя мнения других раввинов, а затем указывали, какое из них следует считать наиболее авторитетным. Но Иешуа не упоминал о существовании разных мнений по обсуждаемому вопросу — он говорил по каждой теме прямо и авторитетно. Он не взвешивал и не рассматривал разные точки зрения, он говорил, что есть истина, прямо и открыто. В своей знаменитой Нагорной проповеди Иисус повторил некоторые положения закона, добавляя к ним собственное учение:

«Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую» (Матфея 5:38-39).

Принцип «око за око» был частью Торы, данной народу Моисеем. Учитывая, что закон Моисею дал сам Бог, как мог Иисус отстаивать мнение, выходящее за рамки учения Моисея? Если бы он не имел власти от Бога, это утверждение было бы не просто высокомерным, оно было бы ересью. Но Иешуа никогда не колебался в своих ответах.

Иисус заявлял о своей божественности

«»Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер?»… На это сказали Ему Иудеи: «Тебе нет ещё пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама?» Иисус сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь»» (Иоанна 8:53, 57-58).

В этом ошеломляющем заявлении Иисус не только подтвердил, что его существование предшествовало рождению Авраама, но и заявил о своей божественности.3 Он не только знал прошлое и настоящее (Матфея 10,23, 12,40, 16,27), но и говорил о будущем так, как будто видит его наяву (Луки 4,21). Он постоянно указывал на свою божественность, а также на своё мессианство тем, что на всех этапах своей жизни говорил как власть имеющий.

Когда Иисус говорил, люди слушали. Им могло не нравиться то, что он говорил, но отвлечься на что-то другое они не могли. Его просто невозможно было игнорировать.

Чудеса Иисуса

В Иудее I века чудотворцы не считались чем-то необычным. Тогда были и колдуны, и прорицатели, и целители. Одни были шарлатанами, другие общались с духами-покровителями, используя заклинания, амулеты и зелья для совершения своих магических действий. В отличие от Иисуса, никто из них не исцелял своими силами.

Иногда Иешуа использовал то, что можно было бы считать разновидностью медицинского лечения, например примочку (брение) на глаза слепого человека. Но даже если бы смесь грязи и слюны имела медицинские свойства, исцеление намного превзошло любой эффект, который мог бы иметь такой метод. Результат выходил далеко за рамки того, чего можно было бы добиться обычным лечением. Слепой от рождения человек вдруг прозрел. Но в основном Иисус просто спрашивал: «Желаешь ли исцелиться?» или «Веруешь ли?» — и многие исцелялись.

Иисус часто говорил людям не рассказывать другим о том, как они исцелились — он знал, что станет публичной фигурой, как только люди увидят его силу. И всё равно, когда стало известно, что он может исцелять даже самые безнадёжные недуги и что может накормить тысячи людей, умножив несколько хлебов и рыбин, за ним стали следовать толпы народа.

Однажды, когда Он учил в одном доме, несколько человек спустили своего друга на постели через крышу, потому что дом был так забит людьми, что не было ни малейшей возможности войти. Иешуа особо подчеркнул силу веры друзей, которые пошли на всё, чтобы их парализованный друг мог предстать пред Иисусом. Затем он велел этому парализованному взять свою постель и идти — что тот и сделал!

Иешуа был не просто посредником,
которого использовал Бог, Он заявлял,
что сам обладает силой Божьей.

Иисус исцелял, «чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». В отличие от пророков до него, он был не просто посредником, которого использовал Бог, Он заявлял, что сам обладает силой Божьей.

Возможно, самым удивительным из всех чудес Иешуа была его способность воскрешать человека из мёртвых. Это тоже не было совершенно неслыханным. Согласно еврейским Писаниям, пророк Елисей вернул к жизни мальчика (4 Царств 4). Однако в случае с Лазарем тот не только умер, но пролежал в могиле четыре дня, и тело уже частично разложилось. Тем не менее Иисус заверил Марфу, скорбящую сестру умершего, что её брат воскреснет. В то время было сильно распространено верование, что когда Мессия придёт, он воскресит всех мёртвых, поэтому, когда Иисус вернул Лазаря из могилы, это было беспрецедентным действием Бога (Иоанна 11 глава).

Чудеса Иисуса олицетворяли собой величие и власть. Его чудеса подтверждали его заявления о том, что он Мессия.

Тайна Иисуса

Тайна Иисуса приоткрывалась в притчах, которые он рассказывал, и его утверждениях, которые на первый взгляд казались непостижимыми, но при более глубоком рассмотрении указывали на его природу и его мессианство.

Встретившись с еврейским мудрецом Никодимом, Иешуа сказал, что тому необходимо родиться свыше. Никодим был озадачен. Иешуа объяснил принцип духовного перерождения, но понять его было ненамного легче, чем физически невозможное возвращение в утробу. Иисус использовал понятные образы, чтобы помочь людям перейти от знакомого к неизвестному, однако многое из того, что он говорил, всё равно оставалось загадкой для его слушателей.

А в последний день праздника Суккот он сказал молящимся в Храме, что всякий, кто испытывает жажду, должен испить воды живой из керен Иешуа. От того, что понять было легко, Он переходил к невидимому и неосязаемому. Иешуа мог бы говорить очень просто, но он предпочитал говорить истину на более глубоком уровне, который заставлял людей вдумываться в услышанные ими гиперболы, метафоры, недосказанности и иронию. Иешуа говорил так, чтобы побудить тех, с кем он встречался, исследовать тайны в своих сердцах и умах. Он менял жизни и перенаправлял пути всех, кто сталкивался с ним.

Он вел себя обособлено из-за того,
кем был и для чего пришёл.

Во многих отношениях Иешуа вёл вполне нормальную жизнь — рождённый в Вифлееме и выросший в Назарете, он был человеком своего времени и своей страны. Однако Он всегда вёл себя обособленно из-за того, кем был и для чего пришёл. Он коренным образом отличался от окружающих людей. Ещё с детства было очевидно, что Иешуа был не от мира сего в самом прямом смысле. Чего только стоит тот случай, когда по дороге из Иерусалима он отстал от Мириам и Иосифа, а когда испуганные родители нашли его в Храме, сказал: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?», недвусмысленно заявив о своём происхождении вне пределов этого мира (Луки 2:49).

Иисус рассказывал людям такие подробности их жизни, возможности узнать о которых обычным земным способом у него не было. Однако он не просто знал, что у них на сердце, — он переживал о них как о людях.

Иисус разговаривал и проводил время
с самыми разными людьми.

Иисус любил людей

Иешуа, в отличие от многих других лидеров того времени, проявлял глубокую любовь к людям — к самым разным. Иешуа даровал прощение, принятие, одобрение и признательность всем, кроме самодовольных и самоправедных людей, не желавших всё это получить. Иисус разговаривал и проводил время с самыми разными людьми — рыбаками, изгоями, женщинами с сомнительной репутацией, грешниками, сборщиками налогов, учёными, земледельцами, евреями, самарянами и римлянами. Ему нравилось общество маленьких детей. Он приветствовал и ценил общество женщин и даже принимал от них дары, в то время как другие раввины предпочитали не иметь с ними дело, боясь оскверниться.

Иешуа проявлял сострадание к отверженным.

Иешуа любил людей, но никогда не упускал возможности посрамить надменных или поставить в тупик высокомерных. Он был человеком с рабочими мозолистыми руками и великолепным чувством юмора, порождавшим остроумные высказывания. Он был сострадательным, заботливым и любящим человеком по отношению к тем, кто был уязвим, напуган, полон отчаяния и отвержен. Ни один человек ни разу не ушёл после общения с Иешуа, не став хоть немного лучше, чем до встречи с ним.

Иешуа ел с людьми, смеялся с ними, плакал с ними и о них, и в конце концов за них же умер.

Смерть и жертва Иисуса

По всем имеющимся свидетельствам, Иешуа не боролся за свою жизнь и даже не пытался защитить себя на законных основаниях — хотя таковые у него были. Когда представители власти пришли, чтобы забрать его, он мог бы напомнить им, что их власть не распространяется за пределы территории Храма. Иешуа мог бы напомнить им, что по еврейскому закону они не имели права брать его под стражу без предъявления обвинения. Если бы Иуда, ученик, предавший Иисуса римским властям, был его обвинителем, Иешуа мог бы оспорить честность Иуды как свидетеля, доказав, что Иуда был вором, крадущим из «общей кассы». Он мог бы ответить на ложные обвинения очевидной правдой.

Когда наместник спросил Иисуса, является ли тот «царём иудейским», он ответил: «Ты говоришь это» (Матфея 27:11б). Как не жалуется овца, которую ведут на заклание, так и Иешуа не открыл рта, чтобы произнести хоть слово протеста. Он знал, что ему суждено править, но он также знал, что сначала ему суждено умереть. Никто никогда не умирал так, как умер Иешуа, и никто никогда не достиг своей смертью настолько многого. Его смерть была не концом, а только началом.

Иисус изменил мир

Большинство из нас живет по календарю, который измеряет время количеством лет до того, как Иешуа ходил по земле, и количеством лет, прошедших с тех пор. Только сам этот факт свидетельствует о его глубоком влиянии на наш мир. Целые библиотеки могли бы быть заполнены книгами, написанными только о нём. Спустя столетия после того, как Иешуа жил на земле, Он продолжал вдохновлять композиторов, например Генделя, на создание таких музыкальных шедевров, как «Мессия». Такие великие мастера, как Микеланджело и Боттичелли, стремились прославить Иешуа в произведениях искусства, которые можно найти в самых известных музеях и галереях мира.

Благодаря Иисусу о еврейском народе и наших учениях слышали практически все — как живущие в глубинах джунглей, так и заседающие в высших учёных советах. Зачастую они даже знакомы с географией родной земли еврейского народа, особенно с Вифлеемом и Иерусалимом.

Величайшие философы и учёные — от Августина до Адлера и Эйнштейна —пытались постигнуть его учения и размышляли о его личности. А те философы, которые жили до Иешуа, говорили об этике и эстетике, которые затем воплотились в Его жизни.

Он изливал милость и прощение,
но это никак не умаляло его праведность.

Восточные религии учат, что люди, которые страдают, болеют и безвременно умирают, несут справедливое наказание за неподобающее поведение в прошлой жизни. В то время как эти религии считают страдание заслуженной кармой, которую нужно проходить снова и снова, жизнь за жизнью, Иешуа учил состраданию к страждущим. Он изливал милость и прощение, но это никак не умаляло его праведность. Вот почему люди любили его и любят до сих пор. Но даже если и не любят, это не отменяет его всеобъемлющего присутствия в мировой истории.

Смысл христианства

Не все, кто называл себя христианами, следовали примеру Иешуа. Он учил любви, смирению и уважению достоинства всех людей. Если «во имя Иисуса» совершаются акты ненависти, предубеждения и нетерпимости — перед вами полная неспособность следовать за тем, чье имя при этом используется. Любые христиане, проявляющие недостаток сострадания, игнорируют — и даже отвергают — пример Иисуса.

Слишком легко переложить на Иисуса вину за гонения, которым он никогда не учил и никогда не допускал. Люди более чем способны преследовать друг друга не из-за Иисуса, а вопреки ему. А те, кто действительно является Его учениками, должны обуздывать себя, чтобы не отклоняться от его учения.

Непрекращающееся влияние Иисуса

Но имя Иешуа продолжает оказывать и положительное влияние. Например, больницы были основаны из христианского сострадания к больным. Благодаря Иисусу миссионеры принесли школы и обучение грамоте в самые отдалённые места Земли. Медики и аграрии проделывали долгий путь, чтобы послужить тем, что они умеют, из любви к Иешуа. Такие люди, как Мартин Неймеллер, Рауль Валленберг и Корри Тен Бум, противостали Гитлеру и извергаемой им ненависти из-за любви, которую они нашли в Иешуа.

Его жизнь после распятия сделала
его самой влиятельной личностью
из когда-либо живших на Земле.

Если бы Иисус просто жил и умер, с его приходом мир не изменился бы навсегда. Но вот его воскресение делает Иисуса участником каждого эпизода последующей истории человчества. Его видимая жизнь после распятия сделала Иисуса самой могущественной и влиятельной личностью из когда-либо живших, потому что он всё ещё жив. И то, что он всё ещё живёт и желает изменять жизни людей, прекрасно для тех, кто хочет того, что он предлагает, и оскорбительно для тех, кто этого не хочет.

Когда Иисус ходил по земле, некоторые из раввинов и лидеров того времени действительно следовали за ним, но им требовалось огромное мужество, чтобы идти против течения. Некоторые из состоятельных людей, имевших положение и власть, смогли сквозь своё богатство увидеть ту духовную нищету, которую Иисус пришел устранить.

Сегодня многие высмеивают верующих в Иисуса как слабаков, ищущих лёгкого решения своих проблем. Некоторые рассматривают Иисуса как костыль, в котором здоровые люди не нуждаются. Для таких людей не имеет значения, действительно ли Иисус является тем, кем себя провозглашал. Принимать его во внимание — значит спуститься на уровень тех «духовных инвалидов», которых он всегда притягивает, а этого они никак не хотят.

Но Иисус остаётся все таким же терпеливым и любящим, каким был всегда. Он не ограничивает свою милость теми, кто хорошо образован и трудоспособен. Он не экономит свою милость лишь для тех, кто политкорректен и имеет хорошие связи. Он хочет дать надежду и угнетённым, и угнетателям, как имущим, так и неимущим. Но он остаётся невидим, неизвестен и неслышен для всех, кроме тех, у кого есть уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы понимать.


Примечания:

  1. Бэк Лео. Лекции Харнака о сущности христианства. Бреслау, 1902.
  2. Стотт Джон Р. В. Основы христианства. Лондон: InterVarsity Fellowship, 1968. С. 22.
  3. «Я Есмь» (в Синодальном переводе «Сущий») — это имя, которое Господь назвал Моисею, когда посылал его вывести сынов Израилевых. «Так скажи сынам Израилевым: Сущий (буквально «Я Есмь») послал меня к вам». (Исход 3:14)

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 Евреи за Иисуса