Рич Робинсон

,

Может ли Иисус быть Мессией, если Он не принёс мир?

Может ли Иисус быть Мессией, если Он не принёс мир?

Может ли Иисус быть Мессией, если Он не принёс мир?

Давайте подробнее рассмотрим это часто встречающееся возражение…


Если вы еврей, вы, вероятно, слышали или говорили это сами: «Если Иисус был Мессией, то почему он не принёс мир?» В мире, полном конфликтов и антисемитизма, этот вопрос стоит для нас крайне остро.

Традиционное еврейское представление о пришествии Мессии подразумевает, что он положит конец всем войнам и принесёт мир Израилю и всему миру. Даже евреи, которые уже давно отказались от идеи Мессии, надеются, что Мессия, в которого они не верят, принесёт мир во всем мире!

Однако, рассуждают они, поскольку Иисус совершенно очевидно этого не сделал, он не может быть тем самым Мессией. Точка. Войны на земле идут практически безостановочно. Прямо сейчас, когда я пишу эти строки, Израиль продолжает войну с ХАМАС, а Украина находится в состоянии войны уже два с половиной года. Иисус — «Князь мира»? Это смешно.

Если только не…

О каком мире идёт речь?

Однажды на местном телевидении я увидел новостной сюжет, где репортёр спросил обычного прохожего о какой-то насущной гражданской проблеме, и тот ответил: «Кто-нибудь должен что-то с этим сделать!» Тележурналист спросил: «Что должно быть сделано?» На что человек ответил: «Я не знаю. Хоть что-нибудь

Зачастую и о Мессии думают так же. Когда он придёт, он должен что-нибудь сделать, чтобы прекратить войны и установить мир. Но чего именно мы ожидаем от него? Хотим ли мы, чтобы он щёлкнул пальцами и волшебным образом остановил бомбы и танки? Хотим ли мы, чтобы он сам возглавил величайшую войну всех времён, чтобы уничтожить врагов Израиля и всех тех, кто разжигает конфликты по всему миру? Ну конечно, ведь именно это и принесёт мир!

Но вот в чём проблема с подобными надеждами. Если бы Бог каким-то образом немедленно прекратил все войны, но не изменил при этом человеческую природу, мир очень скоро вернулся бы к прежнему состоянию. Опять бы вспыхнули конфликты, полетели ракеты, пули и бомбы, возобновилась торговля наркотиками и людьми, и повторились холокосты.

Зло в этом мире не возникает «где-то там», в каком-то абстрактном месте, которое можно отключить выключателем. Оно возникает в сердце человека. В старом политико-сатирическом комиксе «Пого» один из персонажей говорит: «Мы встретились с врагом, и этот враг — мы сами!» И мы остаёмся врагами самим себе по сей день.

Это может звучать как возложение вины на жертву, но факт остаётся фактом: все мы способны делать выбор в пользу зла, особенно когда это поощряется культурными тенденциями вокруг нас. В гитлеровской Германии «респектабельные» люди очень быстро стали антисемитами, а во времена Французской революции идеалисты, провозглашавшие «свободу, равенство, братство», вскоре докатились до кровавой бойни.

Мы все знаем, как наши лучшие
моральные качества могут
испариться в момент стресса.

Это экстремальные примеры, которые, к счастью, незнакомы большинству из нас. Но все мы знаем, что наши лучшие моральные качества могут быстро испариться в момент стресса, после слишком большого количества выпитого или в ситуации, когда сдерживающие нас правила приличия внезапно перестают действовать. То, что мы делаем в таких ситуациях, может раскрыть нечто пугающее о реальности истинных нас.1

В еврейской традиции есть поговорка о равной ценности всех человеческих жизней: «Кто сказал, что твоя кровь краснее?» Это выражение можно также применить к человеческой склонности творить зло. Поэтому, если мы просим Бога о мире во всём мире, тогда то, что нам действительно нужно, это чтобы Он изменил суть каждого из нас.

Как Иисус может быть Мессией? Почему он не принёс мир? Но он как раз-таки приносит мир: изменяя наши сердца, наш характер и наше отношение. Факт состоит в том, что мир не может наступить каким-то иным способом.

День, когда было два Мессии

Еврейская традиция даёт нам популярное представление о Мессии как о воине, который принесёт мир, уничтожив врагов Израиля. Как я попытался показать выше, этот метод не способен дать долгосрочный эффект. Но в еврейской традиции присутствует также представление о своего рода «контр-Мессии» —который погибает в битве, страдает и умирает.

Первого Мессию называют Машиах бен-Давид (Мессия сын Давида). Второго — Машиах бен-Йосеф (Мессия сын Иосифа).

Как иудаизм пришёл к мысли о двух Мессиях — как будто с одним было мало сложностей? Эта идея на самом деле возникла при толковании еврейских Писаний, Танаха. В них мы видим, что пророки Израиля как будто противоречат сами себе.

Иногда пророки описывают смиренного страдальца, отвергнутого собственным народом и молча терпящего незаслуженные муки, но чья смерть оказывает благотворное влияние на духовное здоровье еврейского народа. Исаия 52:13–53:12 — самый известный отрывок из подобных. Ещё одно такое описание мы находим в Захарии 9:9, где «царь» — понимаемый как Мессия — въезжает в город верхом на осле, что свидетельствует о его кротости.

Но в других случаях пророки описывают победоносного царя-воина, который приносит справедливость и— по завершении своих военных свершений — преобразовывает мир через всеобщее познание Бога. Исайя 11:1–9 — один из таких примеров.

Скорее всего, вы не слышали об этих противоречиях в еврейской школе или своей группе по исследованию Писаний. Большая часть того, что мы сегодня называем «мейнстримовым иудаизмом», уже давно отказалась от образа кроткого и смиренного Мессии в пользу Мессии-воина и царя. А что тут удивительного? Евреи достаточно долго терпели угнетение — до такой степени, что у всех вошло в привычку изображать нас беспомощными и слабыми перед лицом наших угнетателей. Поэтому давайте ожидать Мессию, который будет этаким «супер-Маккавеем» — крутым воином и победителем, как Иуда Маккавей и его братья.

Такой Мессия чувствовал бы себя как дома в первые годы существования Государства Израиль с его героическими халуцим, «пионерами». Они во всех отношениях контрастировали с (исторически неверным!) представлением о евреях из гетто, безропотно идущих на смерть во время Холокоста. Такой Мессия с удовольствием смотрел бы на еврейских боксёров начала двадцатого века, побеждавших своих противников на ринге. Кому нужен Мессия, который умирает? Хватит уже с нас умирающих евреев!

Тем не менее Танах рисует нам два образа. Наша задача — как-то это принять. Мы не имеем права просто выбросить один из этих образов, если он нам не нравится.

Итак, вот два основных варианта толкования этих двух описаний Мессии, если мы признаём, что оба они присутствуют в Писаниях.

Два разных Мессии?

Как мы видели выше, несколько течений раввинистической традиции толковали эти пророческие портреты как описание двух разных мессий, Мессии бен-Иосифа и Мессии бен-Давида.2

Замечательный сборник материалов Рафаэля Патаи под названием «Тексты о Мессии» кратко объясняет Мессию бен-Иосифа так, как его описывает еврейская традиция.

«Машиах бен-Йосеф, которого также называют Машиах бен-Эфраим по имени его предка Ефрема (Эфраима), сына Иосифа, предположительно будет первым главнокомандующим армией Израиля в мессианских войнах. Он одержит множество выдающихся побед, но его судьба — умереть от рук Армилуса в великой битве, в которой Израиль будет побеждён Гогом и Магогом. Его труп сорок дней останется незахороненным на улицах Иерусалима, но ни зверь, ни хищная птица не посмеют прикоснуться к нему. Затем придёт Машиах бен-Давид, и его первым действием будет воскрешение своего трагически погибшего предшественника».3

Патаи высказывает предположение, что такие отрывки, как 53 глава Исаии, в которых говорится о страдающем рабе Божьем, стали основой для формирования раввинистической идеи о Мессии бен-Иосифе. Другой пример — Даниила 9:24–26, где говорится о смерти Машиаха («Помазанника» в русских переводах).

Только один Мессия?

Итак, современный иудаизм склонен к тому, чтобы отбросить портрет страдающего Мессии и оставить только портрет воина, тогда как раввины нашли в Танахе два портрета Мессии и повесили в своих гостиных оба.

Однако еврейские авторы Нового Завета приняли оба эти варианта, но истолковали их по-другому. Вместо двух разных Мессий, они увидели образ одного Мессии, который дважды появляется на сцене истории еврейского народа — и всего человечества.

[Мессия] не для того пришёл, чтобы Ему
служили, но, чтобы послужить и отдать
душу Свою для искупления многих.

Во-первых, Новый Завет показывает нам Иисуса как личность, чьей жизненной миссией фактически было пострадать и умереть — не пав в битве, как в рассказах о Мессии бен-Иосифе, а в искупление за наши грехи. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Марка 10:45).

Во-вторых, Иисус не раз говорил, что в будущем по прошествии некоторого времени он вернётся. Например, в Луки 19:11–13 мы читаем:

«Когда же они слушали это, [Иисус] присовокупил притчу, ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие. И так сказал: «Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: «Употребляйте их в оборот, пока я возвращусь»»».

Дальше он продолжает рассказывать притчу, но из приведенного отрывка уже ясно, что нет, описываемые события это не финальный мессианский момент всех времён («они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие»). И да, должно пройти некоторое время, прежде чем он вернётся («пока я возвращусь»). В другой раз Иисус сказал своим последователям: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоанна 14:3). «И когда пойду» относится к его смерти, а «приду опять» — к предстоящему возвращению. Один Мессия — два пришествия.

И мы не хотим этим сказать: «Иисус ничего не сделал для установления мира в первый свой приход, просто подождите второго!» Иисус уже сделал нечто очень важное для установления мира, когда умер, чтобы искупить грех и решить проблемы человеческого сердца. И Иисус завершит свою работу по установлению мира, когда вернётся, чтобы царствовать как царь, когда Бог сочтёт, что время пришло.4

Путь к миру

Принёс ли Иисус миру мир? Да, потому что он дал каждому из нас возможность поверить в его искупительную смерть и очистить наши сердца (значительно, если не полностью) в этой жизни. Это в свою очередь позволяет нам становиться частью решения проблемы, а не самой проблемой, неся Божий шалом другим.

Он приглашает нас с вами сделать шаг,
чтобы приблизить этот мир,
позволив Иисусу преобразить нас.

Принесёт ли Иисус миру мир? Да, когда у всех будет возможность получить прощение своих грехов и очистить свои сердца, Иисус принесёт тот мир, каким его представляет себе большинство евреев: прекращение войн и вражды между людьми.

Напротив штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке на стене высечены слова из Исайи 2:4:

«И перекуют мечи свои на орала,
и копья свои — на серпы:
не поднимет народ на народ меча,
и не будут более учиться воевать».

«Это время придёт», — говорит Иисус. А тем временем он приглашает нас с вами сделать шаг, чтобы приблизить этот мир, позволив первому пришествию Иисуса преобразить нас. Хотите вы ли такого мира?


Примечания:

  1. Если вы в это не верите, советую вам прочитать книгу Уильяма Голдинга «Повелитель мух». В ней описывается, как группа обычных школьников, оказавшись на острове, погружается в анархию, порочность и чистое зло. Или почитайте роман Синклера Льюиса «У нас это невозможно», написанный в 1930-х годах. Это возможно у нас, и «у нас» означает в человеческом сердце: вашем и моём. Если вам нужны примеры не из художественной литературы, а из реальной жизни, почитайте о Стэнфордском тюремном эксперименте или экспериментах Милгрэма.
  2. В часто цитируемом отрывке из Вавилонского Талмуда (Сукка 52а) завязывается дискуссия о толковании Захарии 12:12, где говорится: «и будет земля рыдать» (имеются в виду жители земли). В чем будет причина этой скорби? Рабби Доса и другой раввин расходятся во мнениях по этому вопросу. Один объясняет: «Причина — убийство Мессии, сына Иосифа», а другой: «Причина — уничтожение злых наклонностей… И это хорошо по мнению того, кто объясняет, что причиной является убийство Мессии, сына Иосифа, поскольку согласуется со стихом из Священного Писания: «И они воззрят на Меня, потому что пронзили его, и будут рыдать о нём, как рыдают об единородном сыне»». В последнем предложении приведенной цитаты упоминается ещё один стих, Захария 12:10 (который, следует отметить, в Синодальном переводе значительно отличается от этого в Талмуде). Дальше раввины продолжают дискутировать о том, кого или что «убивают» в этом отрывке. Однако главное здесь то, что в Талмуде присутствует концепция Мессии бен-Иосифа, а несколькими предложениями позже упоминается и Мессия бен-Давид.
  3. Рафаэль Патаи. Тексты о Мессии: еврейские легенды на протяжении трех тысяч лет. Детройт: Wayne State University Press, 1988.
  4. Для справки: Иисус не единственная личность, о ком предсказано, что он должен дважды появиться в еврейской истории. Общеизвестно предсказание о возвращении пророка Илии; и, по крайней мере по мнению некоторых, нечто подобное предсказано о царе Давиде.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *