Рич Робинсон

Почему наши предки не последовали за Иисусом?

Почему наши предки не последовали за Иисусом?

Почему наши предки не последовали за Иисусом?

Проблема

«Неприятие современниками Иисуса как обещанного Мессии неизбежно требует некоторого объяснения для христиан»1
(Дэвид Грешем, пасынок христианского писателя К. С. Льюиса, перешедший в иудаизм после смерти своей матери-еврейки).

Простой ответ

А вы когда-нибудь видели, чтобы все евреи в чём-либо друг с другом согласились?

Ладно, вы, вероятно, ожидали ответа получше. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Каким Мессией был Иисус?

Большинство евреев во времена Иисуса ожидали иного Мессию, мало похожего на того, каким оказался Иисус. Евреи жили под оккупацией римлян, далеко не первых в череде иноплеменных завоевателей, и народ жаждал такого Мессию, который сбросил бы владычество Рима и восстановил независимость народа Израиля. Здесь стоит отметить несколько моментов:

  • Нередко упоминается, что помимо модели “воина” были и другие представления о Мессии, которые витали в воздухе того времени. Но давайте будем честными. Обычный «среднестатистический еврей» того времени хотел бы видеть именно Мессию-воина.
  • Во время празднования Хануки2 некоторые религиозные лидеры настойчиво расспрашивали Иисуса, требуя прямо сказать, Мессия он или нет. Учитывая историю Хануки, они наверняка думали о Маккавеях (оказавших героическое вооружённое сопротивление политическому и религиозному притеснению греками). Вероятно, они предполагали, что, если Иисус действительно был Мессией, он должен быть неким супер-Маккавеем (хотя по-прежнему всего лишь человеком).
  • Иисус же, наоборот, учил, что быть Мессией означает пострадать и умереть, чтобы искупить грехи людей. И об этом сказано в Танахе. Иисусу предстояло стать «страдающим рабом» из книги Исайи. А ещё Иисус сказал, что воскреснет из мёртвых, и действительно воскрес.
  • Однако это не было желанной новостью для большинства евреев. Воскресший из мёртвых или нет, кому нужен был Мессия, который безропотно страдал — причём от рук ненавистных римлян — а затем умер?
  • Даже у учеников Иисуса были проблемы с принятием такой концепции Мессии. Когда Иисус сказал своим ученикам, что цель его прихода заключается в том, чтобы пострадать, умереть и воскреснуть, Пётр возразил ему прямо в лицо: «Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобой!». Они начали принимать эту концепцию только после того, как увидели воскресшего Иисуса.

Какие мы люди?

Еще одна причина, по которой евреи во времена Иисуса не последовали за ним, проистекает из самой сути человеческой природы.

Иисус ясно и недвусмысленно указал им на неудобный факт, с которым мы вроде как соглашаемся теоретически, но редко о нём говорим: люди грешат. (Если бы мы не грешили, нам бы не нужен был Йом-Кипур, верно?)

Зачем нам нужен искупительный Мессия?

Даже в Танахе в любой конкретно взятый момент времени большинство евреев не были послушны Богу. Пророки Израиля постоянно упрекали и лидеров, и народ за нарушение Торы и её этики — другими словами, за их грехи. И разве не было бы хорошо, если бы можно было не думать о наших собственных грехах, а вместо этого сосредоточиться на избавлении от захватчиков и угнетателей?

Мессия, который обличал наши грехи и говорил, что умрёт в качестве искупительной жертвы за них, был обречён на неприятие. Разве Йом-Кипур не искупает наши грехи каждый год? Зачем нам нужен искупительный Мессия?

Отметим несколько моментов:

  • Во-первых, зачем делать такой сильный акцент на грехе? Почему пророки обличали Израиль, его вождей и народ? Почему Иисус делал то же самое? Потому что грех — это неизмеримо более серьёзная проблема, чем даже римское господство или порабощение израильтян фараоном в Египте. В конце концов, что сделало фараона поработителем? Грех в его сердце. Что сделало Цезаря и Ирода угнетателями? Греховное стремление к власти за счёт других. Что заставляет вас и меня плохо поступать с людьми или бездействовать, когда есть возможность сделать им добро? Ничего, кроме нашей собственной склонности к греху. Грех — это духовная болезнь, которая поражает каждого из нас.
  • Во-вторых, целью Иисуса было добраться до корня зла этого мира. Говоря словами некогда известного персонажа американских комиксов: «Мы встретились с врагом, и этот враг — мы сами».3 Иисус пришёл, чтобы искупить наши грехи своей смертью, позволив нам стать более хорошими людьми, которые сосредотачиваются на Боге и служении другим людям, а не на самих себе, и принеся тем самым примирение между людьми на многих уровнях.

С какими лидерами сталкивался Иисус?

Возможно, обычные люди не хотели видеть свою греховность без прикрас или верить в Мессию-жертву вместо непобедимого воина, но как насчёт еврейских лидеров?4 Они же всю свою жизнь изучали и толковали Писания. Разве хотя бы они не должны были знать, чему эти Писания учат, и поэтому уверовать в Иисуса?

Еврейские религиозные лидеры той эпохи делились на две основные группы: фарисеи и саддукеи. Вот несколько фактов о них:

  • Саддукеи контролировали управление Храмом. Они поддерживали тесные связи с Римом (сейчас мы бы сказали, что они сотрудничали с завоевателями) и были аристократами, изолированными от простого народа. Большинство священников, служивших в Храме, были саддукеями.
  • Фарисеи же, напротив, пользовались популярностью у народа. На наш взгляд сегодня они кажутся более «религиозными», тогда как саддукеи кажутся более «светскими». У фарисеев были свои традиции толкования Торы, которые широко соблюдались и практиковались, и они очень заботились о ритуальной чистоте.
  • Иисус вступил в конфликт с обеими группами, но особенно с фарисеями. Он обличал состояние их сердец, называя «лицемерами» (например, Матфея 23:15). Он также критиковал их религиозные практики за то, что те были обременительными и зачастую показными (например, Матфея 23:1–7).

Сегодня мы, возможно, хотели бы что-то сказать в защиту еврейского руководства той эпохи. Но популярность Иисуса во время его земного служения позволяет предположить, что многие сочли его обличения и критику оправданными. Кроме того, хорошо известно, что фарисеи и саддукеи (и другие менее многочисленные еврейские религиозные группы) часто критиковали друг друга. То есть, Иисус был не единственным, кто подвергал их критике.

Признанные лидеры не приняли Мессию,
который не подтвердил их лидерство.

Однако нет ничего удивительного, что большинство авторитетных еврейских лидеров не стали последователями Мессии, который не подтвердил их лидерство. Даже лучшие из нас имеют в своей жизни грех (Йом-Кипур был нам дан не без причины). А лидеры, как правило, готовы на многое, чтобы сохранить своё лидерство, власть и влияние.

В случае с фарисеями они были обеспокоены тем, что популярность Иисуса умаляет их собственное влияние. Вряд ли это является чем-то необычным в мире религиозного и политического лидерства. Но именно по этой причине большинство фарисеев (хотя и были исключения) не были склонны ни становиться последователями Иисуса, ни принимать его как Мессию. Это шло бы вразрез как с их желанием сохранить своё влияние, так и с их собственным пониманием того, кем и каким должен был быть Мессия.

Мы сейчас другие?

Итак, мы выделили три причины, почему Иисус даже в его времена не был принят большинством евреев как Мессия:

  1. Иисус не оправдал ожиданий того, каким должен быть Мессия.
  2. Следование за Иисусом подразумевало необходимость признать неприятный факт склонности наших сердец ко греху.
  3. Религиозным лидерам было невыгодно следовать за Иисусом.

Однако важно отметить, что многие евреи всё-таки стали его последователями. Фактически, раннее движение верующих в Иисуса поначалу было исключительно еврейским.

Также важно отметить, что историю Израиля, записанную в Танахе, приятной тоже не зовёшь. Наши предки, как правило, в массе своей не были послушны Богу. Именно их неспособность идти за Господом в конечном итоге привела к вавилонскому плену.

Стали ли мы хоть немного другими в первом веке? А сегодня мы как-нибудь изменились?

Нет, не изменились. Но всё же Бог любит нас. Он любит нас настолько сильно, что послал нам Мессию, который отдал свою жизнь за наши грехи.


Примечания:

  1. Бразье П. Х. Еврейские симпатии: К. С. Льюис об иудаизме и евреях. Юджин: Pickwick Publications, 2021. Стр. 5–6.
  2. См. Иоанна 10:22, где она названа «праздником обновления».
  3. Опоссум Пого.
  4. Раввинов, какими мы их знаем сегодня, в то время ещё не существовало, хотя титул «раввин» использовался по отношению к разным учителям.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *