Эфраим Гольдштейн

Пророчества Иакова

Пророчества Иакова

Пророчества Иакова

Когда Иаков умирал, его дух возвысился до пророческих высот. Слова, сказанные на пороге смерти сыновьям, стали его последней волей и завещанием. В отличие от материальных ценностей или денежных сумм, которые у нас ассоциируются с завещаниями сегодня, заветы Иакова состояли из пророческих высказываний, благословений и проклятий, уходящих корнями в более ранние обещания Бога Аврааму, которые включали землю, народ и пришествие Мессии (Бытие 12:1-3). И хотя эти обетования не подразумевали богатств в обычном смысле этого слова, они были наивысшими духовными благословениями, которые Бог когда-либо даровал людям.

Сыновья Иакова олицетворяли собой будущие колена Израиля, поэтому его последние слова предрекли судьбу всего народа. У Иакова было особое слово для каждого из сыновей — пророческое предвестие их будущего. Слова Иакова, записанные 49-й главе Книги Бытие, пронизаны определённой резкостью, граничащей с сарказмом. Они отражают действия каждого сына и их последствия.

Рувиму Иаков сказал, что благословение первородства было утрачено им из-за его романа с наложницей отца. Благословение наследия также отошло от Симеона и Левия — второго и третьего сыновей Иакова. В их случае это было наказанием за акты насилия против ханаанского народа. Иаков пророчествовал, что Симеон и Левий будут рассеяны по всему Израилю. Что и произошло с коленом Левия, когда оно было отделено в качестве колена священников, и получило в наследие ряд городов, разбросанных на территориях каждого из остальных одиннадцати колен. Тем не менее для них Бог обратил судный аспект этого пророчества в благословение. Их рассеяние по разным коленам стало символом их избрания представлять весь народ перед Богом.

Затем Иаков обратился к Иуде, четвёртому сыну Лии. По логике вещей Иуда не заслуживал семейного наследства. Лучшее, что он когда-либо сделал, это убедил своих братьев не убивать Иосифа, а вместо этого продать его в рабство. Приложив немного больше усилий, Иуда мог бы вовсе отговорить их от преступления против брата, так что его попытку спасти Иосифа можно назвать лишь половинчатой.

В семье у Иуды тоже были проблемы. Его сыновья, умершие бездетными, не смогли должным образом позаботиться о своей невестке Фамарь. У самого Иуды тоже был неприятный инцидент с Фамарью. Переодевшись придорожной блудницей, Фамарь соблазнила Иуду. Позже, когда оказалось, что она носит его ребёнка, обман раскрылся, и Иуда осознал тот горький факт, что его сыновья подвели семью.

Фамарь родила от него двух сыновей, Фареса и Зару, которые и стали главными предками колена Иуды. Мессианская линия пошла через Фареса.

Но для Иуды у Иакова всё-таки было благословение, поскольку его действия, похоже, не попали под осуждение. В Бытие 49:8-10 записана первая часть этого благословения:

«Иуда! Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего».

Первая часть благословения Иуды заключалась в том, что братские колена почтят его в знак признания заслуг его потомков. Царь Давид и все последующие цари произошли от Иуды; Наассон, глава всех пророков, был потомком Иуды; Гофониил, первый судья Израиля, произошёл от Иуды; оба Храма будут построены потомками Иуды — Соломоном и Зоровавелем. И в конечном итоге Мессия, Сын Давида, согласно Откровению 21:22, заменит Собой Храм.

Другими аспектами благословения Иуды были победа над его врагами, правление народом, процветание потомков Иуды и то, что от его потомков произойдет Мессия.

Наследство Иуды, предсказанное Иаковом, было неожиданным и необычным. Оно не было типичным наследством, состоящим из денег, земли, домашнего скота и семейных реликвий. Вместо всего этого были лишь обещания грядущих событий. Если бы Иуда не был духовным человеком, он мог бы разочароваться в последнем даре своего отца.

Большая часть дара или наследства Иуды, провозглашённого Иаковом, была выражена в кратком пророчестве в Бытие 49:10. На протяжении веков этот загадочный отрывок вызывает непрекращающиеся споры:

«Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придёт Примиритель (Шило), и Ему покорность народов».

Для лучшего понимания этого важного дара его нужно тщательно «распаковать», фраза за фразой, чтобы не упустить ни одного смысла и значения.

Скипетр был символом правления или руководства народом. Он представлял собой своего рода жезл, показывающий, что его обладатель имеет право судить и карать. Из этого пророчества следует, что Иуда, который был всего лишь четвёртым сыном Иакова, должен был стать родоначальником господствующего и правящего колена в Израиле. Это произошло более чем 800 лет спустя после произнесения пророчества. Иуда стал отождествляться с престолом Израиля, только когда Давид стал царём.

«Не отойдёт» подразумевает, что никто не отнимет скипетр у Иуды или правление Иуды над народом, пока не будет достигнута определённая кульминация или цель.

Со словами «от чресел его» сложнее. Одно из толкований состоит в том, что, когда царь садился на свой трон, чтобы вынести приговор, скипетр или жезл помещался между его ногами. Пока царь вершил суд, скипетр оставался в этом положении как видимый символ его власти.

«Доколе не придёт Примиритель (Шило)» — самая сложная часть всего стиха. Кто или что такое Шило? В большинстве переводов Писания это еврейское слово оставлено как имя собственное, потому что его точное значение неизвестно. В одном переводе (The Hebrew Publishing Company) эта фраза передана как «доколе не придёт в Силом», что, по мнению некоторых, могло быть попыткой переводчика приуменьшить мессианский смысл данного текста. Хотя в Израиле и существовал город под названием Шило (Силом), он никогда не имел какого-то непреходящего значения, поэтому логично предположить, что эта фраза вряд ли могла иметь отношение к данному городу.

Как вариант, если опустить крошечную еврейскую букву йод в слове «Шило», то его можно было бы прочитать как «шело», буквально «от него», что позволило бы тогда толковать фразу как «пока не придёт тот, кому это принадлежит». В основе этой интерпретации лежит отрывок из Иезекииля 21:27 (21:32 в масоретском тексте), который, похоже, перекликается со словами из 49 главы Бытия:

«Низложу, низложу, низложу, и его не будет, доколе не придет Тот, Кому принадлежит он, и Я дам Ему».

В 21-й главе Иезекииля выражение, предположительно параллельное Шило, читается как «ашер ло», что переводится как «то, что его». Чтобы увидеть сходство между «шело» и «ашер ло», глубокие познания иврита не нужны.

Тем не менее вопрос остаётся прежний: кто такой «Шило» или же «тот, кому принадлежит»? У раввинов есть на это потрясающий ответ: это Мессия. В древнем арамейском переводе, Таргуме Онкелоса, сказано: «Мессия, чьё есть царство», — что является традиционно принятым толкованием в раввинистических кругах. Даже Раши, самый уважаемый и влиятельный из всех раввинов-комментаторов, сказал, что под Шило подразумевается Мессия.

В Числах 24:17 мы снова видим концепцию прихода Мессии из колена Иуды:

«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава…»

«Покорность народов» — слово йикхат, переведённое как «покорность», означает подчинение, движимое изнутри, то есть, когда люди подчиняются добровольно и охотно. «Народы» (амим) подразумевают как евреев, так и язычников.

Что это значит? Во-первых, что законное руководство народом Израиля перейдёт к колену Иуды. Затем, что колено Иуды сохранит видимую власть, пока не придёт Мессия. И наконец, что Мессии добровольно подчинятся как евреи, так и язычники.

На протяжении многих веков Бытие 49:10 считается важным мессианским пророчеством. Йозеф Вольф, миссионер, проповедовавший евреям в начале 19 века, описал в своих дневниках поездку из Австрии в Святую Землю, во время которой он столкнулся со множеством интересных людей. В его записях есть описание одной из таких встреч в 1812 году в Гибралтаре, когда он дискутировал с тамошним раввином по поводу этого самого места Писания.

Раввин перевел его так: «Наказание не отступит от Иуды…» Вольф показал раввину, что это противоречит тексту. Затем он спросил: «Кто такой Шило?» Используя гематрию (числовую систему толкований), раввин попытался доказать, что буквы в слове «Шило» означают Моисея.

Это свидетельствует о том, что почти два века назад по поводу данного отрывка велись те же самые дискуссии, которые мы ведём сегодня.

Как еврей, верующий в Иешуа, я предлагаю своё толкование этого стиха: Мессия должен был прийти к нашему народу, когда правление Иуды было ещё видимым. Последний период, когда сохранялись хоть какие-то видимые признаки правления Иуды, закончился в 70 году н.э. с разрушением Второго Храма. С тех пор никто не пытался управлять Израилем по праву власти колена Иуды, поскольку записи родословий были утеряны, и с того момента любой, кто мог бы выйти и публично заявить, что он Мессия, не имеел доказательств своих полномочий, потому что у нас нет надлежащих документов.

Иешуа пришёл в то время, когда родословия ещё велись и надлежащим образом хранились. Единственной причиной похода родителей Иешуа в Вифлеем накануне его рождения была их принадлежность к колену Иуды и линии Давида, и в целях переписи населения и корректного налогообложения они должны были вернуться в город, где велись записи их семейного древа (Луки 2:1-5).

Во времена Иешуа право потомков Давида на правление было очевидным для всех, но римляне не позволили истинному царю из линии Давида взойти на престол. Вместо этого царь Ирод и его семья делали вид, что имеют отношение к линии Давида, в попытке придать своему правлению большую легитимность.

Что касается покорности народов Примирителю (Шило), то и евреи, и язычники охотно и добровольно покорились Иешуа. Какому другому еврею за всю историю человечества отдали свою верность так много язычников? Только Иешуа!!

Несомненно, пророчество из книги Бытие 49:10, что Мессия придёт из колена Иудина, исполнилось в Иешуа, — и сегодня мы пожинаем плоды его исполнения.

 

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2025 Евреи за Иисуса