Раввин Исаак Лихтенштейн и отвергнутый Новый Завет
Ортодоксальный раввин Исаак Лихтенштейн родился 11 апреля 1825 года и более 35 лет служил окружным раввином Тапиоселе в Венгрии. В возрасте 60 лет он публично заявил о своей вере в то, что Иешуа (Иисус) был еврейским Мессией. И в последние годы своего служения на посту окружного раввина он открыто делился этим убеждением со своей общиной. А прихожане, вместо того чтобы выгнать своего раввина, боролись за то, чтобы он остался и его не сместили с поста!
Противостояние
Когда Лихтенштейн только начинал своё служение раввина, один из учителей еврейской коммунальной школы в Тапиоселе показал ему Библию, содержавшую немецкий перевод Нового Завета. Дэвид Бэрон писал:
«Раввин, который до этого был знаком лишь с Ветхим Заветом на иврите и никогда в жизни не видел Нового, взглянул на титульный лист и, увидев слова «Иисус Христос», ощутил, как его сердце вздрогнуло от ненависти и гнева. Он резко отчитал молодого учителя за то, что тот держит у себя такую книгу, и отобрал её у него… Как ни странно, вместо того чтобы уничтожить книгу или вырвать и сжечь страницы с Новым Заветом, раввин поставил её на дальнюю полку в своей библиотеке. Там эта драгоценность пылилась в течение тридцати лет!»1
Что же подтолкнуло раввина Лихтенштейна задуматься над тем, кем всё-таки был Иешуа? 1 апреля 1882 года четырнадцатилетняя Эстер Шоймоши, христианская девочка-служанка из деревни Тисаэслар, была послана с поручением и не вернулась домой. После безрезультатных поисков местные антисемиты распустили слух, что её убили евреи — якобы для того, чтобы использовать её кровь для своих ритуалов на Песах, который в тот год пришёлся на 4 апреля.
Ложные обвинения
Дело было передано в суд, по итогам которого в убийстве Эстер обвинили тринадцать местных евреев. Они провели пятнадцать месяцев в тюрьме, прежде чем обвинения были признаны ложными и их всё-таки оправдали.
Лихтенштейн писал:
«Как ни странно, именно ужасный кровавый навет в Тисаэсларе впервые побудил меня прочитать Новый Завет. Этот судебный процесс выманил из нор всех евреененавистников, и снова, как в старину, звучали крики: «Смерть евреям!» Безумие хлестало через край, и среди зачинщиков было немало тех, кто использовал имя Христа и Его учение как покрывало для своих гнусных дел. Мерзость попыток облечь в имя Христа откровенное зло возбудила негодование истинных христиан, которые с жаром пера и остротой слова обличали ложь, порождённую ненавистью антисемитов. В статьях, написанных несогласными христианами в защиту иудеев, я часто встречал места, где о Христе говорилось как о том, кто приносит человеку радость, как о Князе мира и Искупителе».2
Бэрон рассказывает, что произошло дальше:
«В душе [рабби Лихтенштейна] возникло тайное желание самостоятельно узнать и понять принципы христианства… Однажды, просматривая свою библиотеку, он наткнулся на старую и давно забытую книгу, которую тридцать лет назад отобрал в гневе у учителя. И начал читать — сначала со страхом, трепетом и сердцем, полным предрассудков».3
Но по мере прочтения Лихтенштейн так описывал свои чувства:
«Для меня Новый Завет носил клеймо самого грязного источника гордыни, самонадеянного эгоизма, ненависти и наихудших видов насилия; но… я чувствовал, что каким-то чудесным и необъяснимым образом я не мог оторваться. Внезапная ясность — будто свет вспыхнул в моей душе; глаза мои изумлённо вглядывались в даль, как это бывает, когда от удара током с глаз слепого спадает пелена. Он был для меня таким ободрением, как здоровье для тяжелобольного, как свобода для узника в оковах; ибо, ища шипы, я нашёл розы и вместо камней обнаружил жемчуг — сокровище небес; вместо ненависти любовь; вместо мести прощение; вместо рабства свободу; вместо гордыни смирение; вместо вражды мир; вместо смерти жизнь — спасение и воскресение».4
Тайна раскрыта
В течение двух или трёх лет он хранил свою веру в Иешуа под надежным замком в своём сердце. Однако, не упоминая имени Иисуса, Лихтенштейн начал излагать его учение и толковать его притчи. Община, конечно, заметила изменения в своём раввине, но никто не мог определить их источник. И вот наконец в один из шаббатов он открыто заявил, что верит в Иешуа как в обетованного Мессию Израиля.5
Лихтенштейн выпустил три брошюры, в которых объявил о своей новообретённой вере. Когда раввины Австро-Венгрии прочитали эти брошюры, они опубликовали заявление, что на самом деле брошюры написал миссионер и подписал их именем Лихтенштейна. Когда ложность этого обвинения была раскрыта, они стали утверждать, что правительство Великобритании через английских миссионеров подкупило Лихтенштейна написать эти брошюры. Но, когда было доказано, что и это неправда, они стали призывать его отречься.
«Господа, — ответил он, — я охотно отрекусь, если вы убедите меня, что я неправ». Он сказал им, что, проповедуя из Нового Завета, он не учил ничему, что противоречило бы словам Моисея и пророков.6
Попытка изгнания
Еврейские лидеры хотели изгнать Лихтенштейна из синагоги, но он знал, что, поскольку иудаизм являлся одной из государственных религий в Венгрии, это можно было сделать только по требованию его собственной общины в Тапиоселе. Почти шесть лет он продолжал служить там раввином.
Бэрон описывает это время так:
«Привязанность к нему людей из его общины была невероятно трогательной. На них оказывалось всяческое давление, чтобы они потребовали смещения своего раввина, но безрезультатно. В конце концов другие венгерские евреи, особенно в Будапеште, стали отказываться вести какие бы то ни было дела с евреями из Тапиоселе, из-за чего некоторые из членов общины раввина разорились, но всё равно продолжали поддерживать его. И нет сомнений, что по крайней мере часть из них приняли ту же веру, что и их раввин».7
В конечном итоге, доведя себя до обнищания, чтобы спасти от финансового краха некоторых членов своей общины, и с пошатнувшимся из-за непрекращающихся преследований здоровьем Лихтенштейн добровольно ушёл с поста окружного раввина в возрасте около 67 лет и поселился в Будапеште. Там его тоже безжалостно травили, как описал Генри Эйншпрух:
«За ним следили и даже физически нападали на улице. Его парикмахера подкупили за 50 крон, чтобы он изуродовал его красивую бороду. Его домовладелец внимательно следил за каждым, кто посещал его, и докладывал раввинским властям».8
В письме, объясняющем его вновь обретённую веру своему старшему сыну, доктору Эммануэлю Лихтенштейну, раввин Лихтенштейн писал:
«В особенности Новый Завет, который в наш прогрессивный век наиболее приспособлен для того, чтобы пролить новый свет на Сион, до сих пор полностью игнорируется. Поэтому исследуй Библию усердно, читай пророков непредвзято, учись понимать Новый Завет без предубеждений, и ты убедишься, что вечные истины находятся в неразрывной связи одна с другой и что даже те, которые кажутся наиболее противоречащими друг другу, на самом деле дополняют и объясняют друг друга».9
Раввин Лихтенштейн умер 16 ноября 1908 года в возрасте 83 лет. В одной из своих брошюр он задаёт вопрос: «Если Он [Иешуа] не Мессия, то кто Он?»10
Это по-прежнему остаётся хорошим вопросом, над которым стоит задуматься.
Примечания
- Бэрон Дэвид. Обращение раввина Лихтенштейна. // The Jewish Era. Том 11, № 1. Чикаго, 15 января 1902 г. С. 78.
- Лихтенштейн Исаак. Еврейское зеркало, или Писания отражают Христа. Лондон: Hebrew Christian Testimony to Israel, год неизвестен. С. 4-5
- Бэрон, указ. соч., с. 80.
- Лихтенштейн Исаак. Иудаизм и христианство. Эдинбург, Шотландия: Morrison and Gibb, 1893. С. 21–22.
- Бэрон, указ. соч., с. 81.
- Там же, с. 82.
- Там же, с. 82–83.
- Эйншпрух Генри. Раввин Исаак Лихтенштейн. Из сборника «Раввины встречаются с Мессией Иисусом».
- Лихтенштейн Исаак. Два письма, или Чего я действительно хочу. Лондон: Hebrew Christian Testimony to Israel, год неизвестен. С. 23.
- Лихтенштейн Исаак. Еврейское зеркало, или Писания отражают Христа. С. 19.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!