Всё о дожде
Библейские термины
Еврейские Писания: В иврите для обозначения понятия «дождь» в основном используются слова матар и гешем. Сезон дождей в Израиле делился на два периода, каждый из которых имел своё название: ранние дожди (осенние) назывались йорэ, а поздние (весенние) малькош. Реже встречаются термины, означающие осадки разной интенсивности (лёгкий дождик или ливень).
Новый Завет: Греческие слова, обозначающие дождь: врохи и иетос.
Значимость
Древний мир был преимущественно аграрным; однако для географического региона, где происходили большинство библейских событий, характерен сухой климат и нередки засухи. Поэтому дождь был благословенным источником жизни. Ранние дожди обеспечивали всходы сельскохозяйственных культур; поздние дожди означали их успешный рост и созревание.
Упоминания в Священном Писании
В Библии много сказано о «дожде» и связанных с ним явлениях.
Упоминания в положительном смысле
Дождь был одним из главных благословений, которые Бог обещал даровать, во-первых, как условное благословение за послушание, а также как часть Божьей «всеобщей благодати». Но упоминания о дожде не ограничиваются только этим.
- В Левит 26:4 Бог обещает, что, если Израиль будет послушен, то: «Я дам вам дожди в своё время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой»
- Исход 16:4 рассказывает, как Бог «одождил» манну с неба, чтобы Израиль не голодал в пустыне. Причём для описания падения манны с неба использовано то же слово, что означает обычный дождь.
- Во Второзаконии 32:2 учение Моисея, данное ему Богом, сравнивается с дающим жизнь дождём: «Польётся как дождь учение моё».
- В Притчах 16:15 благосклонность человеческого правителя, царя, сравнивается с дождём.
- В Псалме 146:8 дождь демонстрирует созидательную и обеспечительную силу Бога.
- В Исаия 45:8 искупление и праведность сравниваются с дождём.
- В Осия 6:3 с дождём сравнивается познание Бога и Его личное присутствие.
- В Захария 14:17 Бог обещает дождь в ответ на жертву хвалы, принесённую народами в Иерусалиме во время Праздника кущей.
- В Матфея 5:45 И Деяниях 14:17 мы видим, что дождь — это не только обещанное Божье благословение за послушание. Он милосердно посылает Свой дождь всем.
- Согласно описанию Праздника кущей в 7-й главе Евангелия от Иоанна, в последний день праздника в Храме происходило великолепное «водное шоу». Эта драматическая церемония представляла собой молитву, которая разыгрывалась в виде пышной процессии, воздававшей Богу славу за дар дождя и молившей Его продолжать посылать дожди на землю Израиля. Иисус воспользовался возможностью указать на Свою связь с этой надеждой на благодатный дождь. В стихе 38 Он заявил: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Иоанн объясняет, что Он говорил о Святом Духе, который приносит нам жизнь и благословение, когда мы позволяем Ему наполнить нас.
- В Деяниях 14:15-17 Павел, проповедуя жителям Листры, использует факт прихода дождей в качестве доказательства реальности истинного Бога,.
Упоминания в отрицательном смысле
В основном упоминания про дождь в негативном ключе являются обратной стороной упоминаний о нём же в позитивном смысле: при описании кары за непослушание. Однако, как и с положительными значениями, присутствует ряд нюансов.
- В Бытие 7:4 говорится о Ноевом потопе как о каре: «ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли».
- Во Второзаконии 11:17 и в 3-й Царств 8:35 говорится, что Бог «заключит небо» и не даст дождей Израилю за их несоблюдение завета.
- Господь «изливает дождём» наказания так же, как и благословения: серу и огонь на Содом и Гоморру (Бытие 19:24), град на Египет (Исход 9:23), горящие угли на нечестивых (Псалом 10:6).
- В Притчах 25:14 ложные обещания или пустое хвастовство о собственной щедрости сравниваются с облаками без дождя. Иуда в 12 стихе использует ту же метафору, говоря о непорядочных учителях, которые якобы обещают жизнь, но, подобно безводным облакам, их слова — просто иллюзии, полные пустых обещаний.
- В Захарии 14:17 Бог предупреждает, что Он не даст дождя народам, которые не поклонятся Ему в Иерусалиме на Празднике кущей.
- В отличии от истинного Бога идолы не способны производить дождь (Иеремия 14:22).
- В Матфея 7:27 дождь символизирует трудности на нашем жизненном пути, пройти через которые можно только следуя учению Иисуса.
Практическое применение
Жизнь без дождя — это просто существование, борьба за выживание, как в физическом, так и в духовном смысле.
Чтобы полностью осознать и оценить всю силу, заложенную в образе дождя, следует помнить о сельскохозяйственном характере общества и засушливом климате региона, в котором разворачиваются события Библии. Только тогда те из нас, кто живёт в странах с изобилием водных ресурсов и с преобладающим вторичным сектором экономики, смогут увидеть полноту его практического применения в нашей духовной жизни.
- Послушание Богу приносит благословение в нашу жизнь; непослушание приводит к обратному.
Поскольку условное обещание дождя как благословения было дано определённым людям в определенном месте1, не стоит ожидать в буквальном смысле дождь в качестве автоматической награды за послушание. Но зато можно смело надеяться, что послушание принесёт духовные благословения, рост и обновление. - Ожидание благословений от Бога, в том числе и возвращения Иисуса, даёт нам возможность учиться терпению (Иакова 5:7) и пребывать в состоянии постоянной молитвы (Иакова 5:18) — в обоих стихах используются образы дождя.
- В Своей всеобщей благодати Бог благословляет всё человечество Своей милостью, включая благословение дождём. И Бог продолжает давать эти животворящие дары и тем, кто чтит Его, и тем, кто этого не делает. Мы можем использовать этот аргумент, свидетельствуя о своей вере.
- Слово Бога сравнивается с дождём, потому что оно даёт жизнь. Если мы пренебрегаем им, то обязательно ощутим духовную засуху. Ведь мы, те у кого есть свободный доступ к Писанию, имеем все основания ценить и пользоваться этим благословением. И, подобно тому, как мы молимся о буквальном дожде для регионов, страдающих от засухи, или поддерживаем различные организации, которые бурят в тех местах скважины и т.д., мы можем молиться и поддерживать усилия тех, кто несёт Божье Слово духовно истощённым и жаждущим людям.
- Нужно так же благодарить Господа за хороших учителей, и даже политиков и правителей, которые ведут нас в правильном направлении, так как Библия говорит, что они тоже подобны дождю. Они являются благословением от Бога, которое обеспечивает нас всем необходимым для жизни и процветания.
- Даже нежеланные катастрофические дожди, метафора бурь жизни, помогают нам проверить надёжность нашего духовного фундамента. Иешуа — наш крепкий Камень, но время от времени нам может быть необходимо переносить бури, которые позволяют нам проверить, а точно ли мы построили свою жизнь на Нём.
- В дождливый день, возможно, стоит устроить «тематическое размышление»: всмотреться и вслушаться в дождь и задуматься над некоторыми местами Писаний, которые сравнивают праведность, присутствие Бога и спасение2 с дождём. Дождливый день также может быть хорошим временем поразмышлять о сцене из 7 главы Евангелия от Иоанна с молитвой о дожде, представленной в виде целой водной церемонии, и словах Иисуса, сказанных в тот день народу, а также помолиться за спасение других и благословении для себя, поблагодарить Бога за Его дар Святого Духа и проанализировать, как вы испытали на собственном опыте живую воду, обещанную Иисусом?
Примечания
- За исключением обетования «народам», которое является апокалиптическим пророчеством о конце времён.
- Сравнение дождя и спасения отличается от обещания дождя в качестве награды за послушание, поскольку благословение спасения невозможно каким-либо образом заслужить; так же оно отличается и от всеобщей благодати, поскольку спасение может быть получено только при выполнении поставленных Богом условий.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!