Мессианский мидраш: чудо Суккота
Праздник Кущей закончился. Толпы народа рассеялись, и те, кто пришёл в Иерусалим из отдалённых районов, отправились в обратный путь. Шалаши убрали вместе с потрепанными лулавами, измятыми и поломанными в процессе радостного празднования. Иерусалим возвращался к своему привычному суетливому ритму жизни. Люди всё ещё говорили о несравненном свете, сиявшем из Храма, отсветы которого озарили весь город. Однако, человеку, сидевшему у входа во двор Храма, было сложно понять эти разговоры. Он никогда не видел огромных светильников, сияющих в ночи. И хотя он ощущал исходящее от них тепло и слышал потрескивание, он никогда не видел огня. Потому что этот человек был слепым с рождения. «Я был слеп, когда праздник начался; теперь он закончился, и я по-прежнему слеп, – думал он. – И так, скорее всего, и будет до конца моих дней. Я так и буду сидеть тут изо дня в день, выпрашивая несколько жалких монет». Он кивнул в направлении звука шагов заходящего в Храм человека.
– Да благословит тебя Господь, – сказал он ветру.
Позже в тот день он услышал приближение группы людей. Эта группа остановилась перед ним, и слепой услышал, как кто-то из них спросил:
– Рабби, кто согрешил: этот человек или его родители, что он родился слепым?
Нищий напрягся в ожидании ответа, пытаясь сдержать свои эмоции. Он вряд ли смог бы спокойно вынести, если бы этот рабби сказал что-то о его родителях, которых он очень любил, и которые всегда относились к нему с состраданием, хотя они, наверняка, были разочарованы тем, что их сын был… ну, с изъяном.
Пока эти мысли проносились у него в голове, он услышал голос рабби:
– Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
Попрошайка замер от изумления, к нему пришла ещё одна мысль, но он был слишком испуган, чтобы сказать её вслух: «Это, должно быть, тот человек, о котором все говорят, – Иисус». Он слышал разные слухи и пересуды об Иисусе на протяжении многих недель. Люди свободно говорили о нём перед нищим, поскольку они почему-то думали, что, если он не видит, то и со слухом у него проблемы. Так что слепой многое слышал. Некоторые называли Иисуса сумасшедшим или лжецом, но многие говорили, что он – Пророк, приход которого обещали Писания, что он – Мессия, Помазанник.
Учитель продолжил говорить, как будто отвечая на не произнесенное «Кто ты?» слепого:
– Пока я в мире, я Свет миру.
Когда он произнес эти слова, слепой услышал, как кто-то сплюнул на землю, а потом были руки, которые мягко, но уверенно намазали ему глаза чем-то, по запаху напоминающим глину. В обычных обстоятельствах нищий, конечно же, отшатнулся бы, но он сидел неподвижно, пока тот человек не заговорил снова:
– Иди и омойся в купальне Силоам.
Не смея поверить тому, что всё это могло значить, нищий рывком поднялся на ноги и, спотыкаясь, пошёл по направлению к купальне. Когда он дошёл туда, он опустился на колени, судорожно вдохнул и начал плескать в глаза водой. И когда он смыл грязь, это было подобно слезам, смывающим тьму. Первое, что он увидел, был свет, размытый слезами…
Иоанн, еврей, живший в 1 веке и веривший в Иисуса, записал это чудо, случившееся на праздник Суккот (Иоанна 9:1-11). Исцеление Иисусом слепого шокировало людей тогда не только потому, что это было удивительное чудо само по себе, но и потому, что время этого чуда имело особый смысл. Совершение Иисусом этого чуда сразу после праздника Суккот не было простым совпадением, потому что Он использовал и исцеление, и праздник для того, чтобы сделать некоторые совершенно потрясающие заявления о себе самом. Тысячи лет спустя люди всё ещё пытаются осознать всю полноту смысла этого чуда. Внимательный анализ истории праздника Суккот, традиций его празднования во времена Иисуса, а также значения слова «свет» в еврейском Священном Писании помогут нам понять, что же имел в виду Иисус, когда назвал себя «светом миру».
Суккот — это празднование Божьего присутствия и обеспечения
С момента радикального выбора Адама и Евы в Эдемском саду человечество было изгнано из непосредственного и близкого присутствия Бога. Потом Бог призвал Авраама и пообещал сделать его потомков великим народом, через который благословятся все народы земли (Бытие 12). Патриархи нашей веры вели кочевой образ жизни (Бытие 33:17) и жили во временных шатрах или суккот (кущах, шалашах) в ожидании времени, когда Бог даст им землю, которая станет для них новым раем, как Он и обещал. Также и их потомки после выхода из египетского рабства жили в суккот сорок лет, странствуя по пустыне.
И хотя они сорок лет жили в лёгких, непрочных шатрах, Бог постоянно давал подтверждения Своей заботы о них: облачный столп днём и огненный столп ночью означал присутствие Бога со Своим народом. Бог также создал святое место для Себя среди народа: скинию (шатёр), место, где израильтяне могли обретать мир с Ним посредством жертвоприношений. Да, мы странствовали сорок лет, но мы странствовали не в одиночестве.
Бог назначил праздник Суккот (праздник Кущей) для того, чтобы мы помнили о Его присутствии с нами в те времена и радовались Его обеспечению:
«Скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу, … когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней… В кущах живите семь дней; всякий туземец Израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш» (Левит 23:34, 39-43)
Тем не менее праздник Кущей обращён не только в прошлое; он также предлагает заглянуть в будущее, когда данное Богом Аврааму обещание будет исполнено, и все народы земли благословятся через нацию, которую Бог выбрал изначально. Ключевое место Писания, где говорится об этом времени, звучит следующим образом:
«Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей» (Захария 14:16).
Согласно Писанию, радость, которую мы переживаем во время Праздника кущей, это лишь предвестие великой грядущей радости. «В самом деле, весь символизм этого Праздника, начиная с завершения сбора урожая, за который как раз и благодарили Господа, указывает на будущее. Сами раввины всегда признавали это»*.
Суккот во времена Иисуса
Люди, жившие во времена Иисуса, хорошо знали о пророческом значении праздника Кущей, поэтому все ритуалы и церемонии, совершаемые в эти дни, также имели пророческий смысл. Одним из самых грандиозных ритуалов был ритуал освещения Храма.
С течением времени Храм стал занимать центральное место в праздновании Суккот. Царь Соломон выбрал именно этот праздник в качестве времени посвящения первого Храма Богу. И когда люди праздновали это событие, шехина Божьей славы наполнила Храм. Бог явил свою благость и милость, вновь посетив Свой народ, чтобы жить среди них, как и во времена их странствий в пустыне.
Однако, спустя много лет после этого события, ковчег завета был захвачен, и слава Божья ушла из Храма. Тем не менее Храм оставался центром внимания в этот праздник, в нём проводились роскошные церемонии, такие как церемония освещения.
Согласно Мишне, на женском дворе Храма устанавливалось четыре светильника высотой 25 метров. Каждый светильник имел четыре ветви, а верхушку каждой из ветвей венчала огромная чаша. Четыре молодых мужчины с 10-литровыми кувшинами масла в руках залезали по лестнице к этим золотым чашам, чтобы наполнить их маслом и зажечь. Только представьте себе 16 красивейших факелов, поднимающихся к небу из этих огромных золотых светильников. Заметьте, что Храм стоял на холме, так что этот великолепный свет был виден всему городу. Этот огонь напоминал людям о том, как когда-то шехина Божьей славы наполняла Храм. И он призывал смотреть вперёд в ожидании времён, когда эта слава вернётся.
Это время возвращения Божьей славы связывалось с приходом Мессии. «Эта праздничная радость, истоки которой не совсем ясны, без сомнения, была связана с надеждами людей на прекрасный урожай на земле — радость о грядущем обращении языческого мира к Богу — и, соответственно, указывала на дни прихода Мессии»*.
В то время люди верили, что во времена Мессии все народы будут поклоняться Богу, согласно пророчеству Захарии и обещанию Бога Аврааму о том, что в нём благословятся все народы земли. Во времена Иисуса евреи ожидали этого дня с большим нетерпением. Глядя на великолепное освещение Храма, они радовались приближению намного более великого света.
Свет миру
Именно в такой атмосфере на сцене появился Иисус. Накануне встречи со слепым человеком Иисус учил на женском дворе Храма вскоре после церемонии освещения. Вполне может быть, что Он даже стоял рядом с этими великолепными светильниками, когда заявил всем собравшимся: «Я — свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоанна 8:12).
Свет всегда был символом Божьего откровения и знаком Его присутствия. Горящий куст, явившийся Моисею, огненный столп, за которым шли израильтяне, шехина Его славы, некогда пребывавшая в Храме — присутствие света всегда приравнивалось к присутствию Бога.
И свет также ассоциировался с Мессией, Помазанником Божьим:
«Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи» (Исайя 9:1-3).
Свет символизировал присутствие Бога. В тот день в Храме Иисус сказал, что Он и есть присутствие Бога — прямо там, среди них. Одновременно с этим Он заявил, что является Мессией. Он и был тем Светом, которого ждали люди.
Через несколько дней после того, как Иисус произнёс эти потрясающие слова на женском дворе Храма, Он даровал зрение слепому. Возможно, те, кто слышал Его слова и знал Писание, не очень удивились этому чуду. Ведь немного ранее в своём служении Иисус цитировал слова Исайи из 61 главы, относя их к себе:
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение…» (Луки 4:18).
Люди, слышавшие Его и видевшие сотворённое Им чудо, без сомнения поняли смысл и значение слов и дел Иисуса. Некоторые приняли Его слова и поверили в то, что Он и есть Мессия. Другие выбрали отвергнуть Его, спрашивая с презрением: «что за Мессия может прийти из Галилеи?» Очевидно, что они решили проигнорировать пророчество Исайи, приведенное выше — ведь там сказано, откуда придёт Мессия, свет миру.
Заключение
Есть разного рода слепота. Есть физическая слепота, которая не видит физический свет, а есть слепота другого рода — когда человек закрывает глаза на то, чему он или она не хочет верить. Если вы посмотрите на жизнь и смерть Иисуса, то ясно увидите, что Он пришёл, чтобы вылечить оба вида слепоты.
Но религиозные лидеры времен Иисуса отказались поверить в чудо Суккота.
«Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу… Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек [прозревший] сказал им в ответ: …От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Иоанна 9:24-33).
То, что отвергли духовные лидеры, нашёл слепой нищий. «Для него наступил день сбора урожая»**. Для него радость праздника Кущей стала личной реальностью, потому что он оказался в присутствии Света миру.
* Эдершейм, Альфред. Жизнь и время Иисуса Мессии. Grand Rapids, Eerdmans, 1976.
** МакКвейд, Элвуд. Излияние. New Jersey: Friends of Israel, 1990
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!