Как праздновать мессианский Рош Ха-Шана: встречаем новый год, вспоминая о древних обетованиях
Рош ха-Шана называют «днём противоречий». Возможно, потому что григорианский календарь, который большинство из нас использует для планирования своей жизни, не признаёт Рош ха-Шана началом нового года. Или, может быть, потому что мы знаем, что, даже согласно Торе, библейский год на самом деле начинается весной, с Песаха. И всё же Рош ха-Шана определённо сигнализирует каждый год о начале чего-то нового для еврейского народа. Это новое — очередной шанс вернуться к Богу, шанс посмотреть вперёд, шанс войти в Десять дней трепета.
Возможно, мы ощущаем своего рода противостояние между прошлым и будущим. Наши традиции привязывают нас к истории нашего народа, однако Рош ха-Шана побуждает нас смотреть вперёд: планировать, готовиться, учиться.
Давайте исследуем, что говорят традиции Рош ха-Шана как о древнем призвании нашего народа, так и о том, что будет дальше.
Вспомним историю Праздника труб
Рош ха-Шана буквально означает «глава года». Но изначально этот праздник назывался Йом-Труа (День труб). Об этом мы читаем в книге Левит.
«И сказал Господь Моисею, говоря: “Скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание. Никакой работы не работайте и приносите жертву Господу”» (Левит 23:23-25, выделено автором).
Слова Закона навсегда изменили мир.
Этот праздник получил название в честь своего основного действа: трубления в шофар (бараний рог). Звук шофара всегда возвещал о чём-то особенном: в зависимости от конкретного производимого звука это мог быть сигнал к общему сбору, сигнал готовиться к войне, сигнал сворачивать лагерь и двигаться, а иногда и сигнал просто остановиться и слушать. А ещё звук шофара призван напоминать всем евреям тот поворотный момент в нашей истории, когда трубный звук впервые созвал наш народ. Гора сильно дрожала, дым клубился вокруг неё, и «звук трубный становился сильнее и сильнее» (Исход 19:19). Моисей говорил, Бог отвечал, и слова Закона изменили путь народа Израиля — и мира — навсегда.
Помимо трубления в шофар Господь повелел сделать Йом-Труа священным днём отдыха и жертвоприношений. Особый шаббат и предписанные Богом приношения имели значение не только для самого этого дня. Они должны были подготовить нас к Ямим нораим (Десяти дням трепета). «Так же как шаббат, седьмой день недели, отделён от других дней, тишрей, седьмой месяц, отделён от других месяцев».1 Десять дней трепета, кульминацией которых является Йом-Кипур, напоминают нам о необходимости вернуться к Богу, что также означает отвернуться от греха.
В раввинистической традиции Рош ха-Шана стал «днём суда». Согласно текстам Писания, этот день был связан с искуплением. Среди прочих инструкций Тора предписывала принести в Йом-Труа «одного козла в жертву за грех, для очищения вас» (Числа 29:5).
Мы больше не можем приносить жертвы посредством огня, потому что у нас больше нет ни Скинии, ни Храма. Но мы верим, что в жертвоприношениях животных больше нет необходимости, потому что Иисус принёс совершенную и исчерпывающую жертву, как сказал апостол Павел (мессианский еврей, автор значительной части Нового Завета): «[Мессия] возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Ефесянам 5:2).
Читаем места Писания, не подвластные времени
Одна из традиций празднования Рош Ха-Шана — это чтение особых отрывков из Священного Писания. В синагогах в этот праздник всегда читается Акеда, история наших первых патриархов, Авраама и Исаака, из 22 главы Бытия.
Авраам верил и ждал, что Бог даст ему не просто сына, а обетованного сына. Исаак родился и рос на радость отцу, и Авраам, зная, что стареет, учил его всему, что знал, желая передать этот огонь веры.
И вот настал день, когда Господь сказал Аврааму: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Бытие 22:2).
Не стоит думать, что Аврааму было
легко пройти это испытание.
Оглядываясь назад, мы понимаем, что это было испытание. Но всё же не стоит думать, что Аврааму было легко его пройти. Что он должен был чувствовать, связывая своего единственного сына и укладывая его на жертвенник? И как велико было его облегчение, когда он обернулся, услышав голос Ангела Господня, который сказал: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Бытие 22:12, выделено автором). Бог дал взамен овна для жертвоприношения. Представляя себе барана, запутавшегося рогами в кустах, мы представляем радость Авраама и слышим эту радость в звуке шофара, который и сегодня изготавливается из бараньего рога.
В каком-то смысле вера, проявленная Авраамом в тот день, была одновременно и старой, и новой. Старой, потому что это был Бог, которому он доверял с того дня, как покинул дом своего отца, а новой, потому что его никогда раньше не просили принести в жертву собственного единственного сына.
Авраам заново узнал то, о чём мы тоже вспоминаем, читая эту историю: наше дело — доверять, а Бог всегда обеспечивает нас всем необходимым.
Готовим сладкие угощения
Разве еврейский праздник может быть праздником без еды? Если вы ещё никогда не пробовали печь домашний хлеб, начать никогда не поздно! Приготовьте халу (в Интернете можно найти множество рецептов) и обязательно придайте ей круглую форму. Круглые буханки хлеба символизируют наш отказ от греха и возврат к Богу.2
Как и на большинство наших праздников, блюда в меню Рош ха-Шана – это не просто еда, а символы. И иногда один и тот же пищевой продукт может иметь несколько значений! Плетёный или круглый хлеб ещё напоминает корону — символ Божьего царства. Нам — евреям, верующим в Иисуса —они также могут напомнить о бесконечной надежде, которую ми имеем в Мессии: о вечности с Богом.
Обмакните яблоки в мёд и пожелайте друг другу сладкого нового года: Ле-шана това!
Звук шофара
Однажды услышав звук шофара, вы не сможете его забыть. Он мгновенно привлекает полное внимание, заставляя нас отложить всё, что бы мы ни делали, перефокусироваться и замереть.
В синагоге на Рош ха-Шана вы услышите разные звуки трубы, имеющие разное значение. Все они являются звуками торжественными, призванными передать серьёзность обращения к Богу во время наших святых дней.
Интересно, что, хотя трубление в шофар было (и есть) обязанностью человека, поклоняющегося Богу, оно ещё было и призывом к битве. Однако даже в бою это был не просто призыв собрать собственные армии и силы, это был призыв, который означал, что Господь будет сражаться за Свой народ (2 Паралипоменон 13:14–16).
Ташлих
Если поблизости есть пруд, озеро или река, вы можете принять участие в символической традиции ташлиха (сбрасывания грехов). Ташлих — это осязаемое напоминание о необходимости просить прощения и прощать.
Приготовьте пакет с хлебными крошками, усадите близких в машину (или наденьте прогулочные ботинки) и отправляйтесь к ближайшему водоёму. По очереди бросайте крошки в воду и смотрите, как они уплывают или тонут. При этом читайте Михея 7:19 (выделено автором): «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши».
Это символизирует необходимость
заглянуть в себя как можно глубже
и отбросить свои грехи.
Участники церемонии, как молодые, так и пожилые, могут также покопаться у себя в карманах, чтобы найти крошки или ворсинки, которые не смогла оттуда вымыть стиральная машина, и тоже бросить их в воду. Это символизирует необходимость заглянуть в себя как можно глубже и отбросить свои грехи. А ещё это хорошее напоминание о том, что нужно спросить себя, не обидели ли мы кого-нибудь, и если обидели, то постараться загладить вину.
Как евреи, верующие в Иисуса, мы верим, что через Мессию Бог омыл наши грехи раз и навсегда. Ташлих — это «постоянный призыв к духовной бдительности», а также шанс обновиться и возобновить нашу надежду в Нём.
Бог собирает нас
Рош ха-Шана напоминает нам о неизменности Божьих обетований и о нашем призвании как Его народа. Этот особенный праздник всегда символизировал, что Бог собирает Свой народ к Себе и что мы возвращаемся к Нему.
На протяжении всей истории трубный звук призывал нас: «Придите!». И это произойдет снова. Павел пишет о трубном гласе, который мы однажды услышим: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба… Потом мы… вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фессалоникийцам 4:16-17, выделено автором).
Бог всегда был тем, кто призывал,
очищал и собирал нас.
Угощаясь хлебной «короной» за праздничным столом в этот Рош ха-Шана, возможно, вам будет интересно прочитать о короне, которую носил наш Царь Мессия. Матфей, ещё один еврей-последователь Иисуса первого века, описывает, как солдаты Пилата «сплетши венец из терна, возложили Ему на голову» (Матфея 27:29). С этой короной на голове Иисус, наш Царь, отдал свою жизнь, чтобы у нас были истинные отношения с Богом. И мы, мессианские евреи, благодарим Бога за то, что Он предоставил совершенную жертву, чтобы мы могли быть готовы к тому моменту, когда Он нас соберёт.
Как сказал царь Давид: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои» (Псалом 50:3)
Хотя Рош ха-Шана — это день торжественного и серьёзного призыва оставить свои грехи и обратиться к Богу, вполне уместно, что именно с него начинается сезон праздников, прославления и благодарения. Ведь нам есть за что благодарить! Среди множества всего, что совершил Бог, Он всегда был тем, кто призывал нас, очищал и собирал под Свои крылья.
- Вертхайм, Джени-Сью и Шапиро, Кэти. Еврейский календарный год с Иешуа. Сан-Франциско: Purple Pomegranate Productions, 2015. С. 13.
- Там же.
автор – Лора Костеа
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!