Еврейские осенние праздники: Краткие ответы на основные «как», «зачем» и «почему»
Праздник труб или еврейский Новый год (Рош ха-Шана) (Левит 23:23–25)
В еврейских Писаниях
В седьмом месяце еврейского календаря, в первый день месяца Тишрей Тора предписывает отмечать Йом-Труа (Праздник труб, буквально «день труб»). Сегодня он больше известен как Рош ха-Шана, еврейский Новый год. Похоже, что в библейские времена было несколько точек отсчёта нового года, так же как сегодня академический, финансовый и календарный новые года в большинстве стран начинаются в разное время. В то время как Песах знаменовал одну из точек отсчёта года (Исход 12:1–2), Рош ха-Шана был второй такой точкой (согласно еврейской традиции, именно в этот день Бог совершал ежегодный суд над миром). Библейское значение Йом-Труа символизировал звук шофара, трубы из бараньего рога, который призывал людей остановиться и задуматься о своей жизни. За Праздником труб следовал десятидневный период анализа своих поступков за прошедший год и покаяния, который сейчас называется Ямим нораим, или Дни трепета.
В Новом Завете
Хотя праздник не упоминается напрямую, можно провести параллель между Праздником труб и служением Иоанна Крестителя, который призывал людей к покаянию.
В жизни современных евреев
Хотя Рош ха-Шана и подводит нас к серьезности Йом-Кипура, но всё равно является праздником полным веселья. Люди желают друг другу здоровья и счастья в наступившем новом году, а семьи собираются за праздничным столом с традиционными сладкими угощениями, самым известным из который являются яблоки, обмакиваемые в мёд. В синагогах читается история о том, как Авраам почти принёс в жертву своего сына Исаака.
День Искупления (Йом Кипур) (Левит 23:26–32, Левит 16)
В еврейских Писаниях
Дни Трепета (см. выше) завершались самым священным днём в библейском календаре — Йом-Кипуром, Днём Искупления. Только в этот единственный день первосвященник имел право войти во Святое Святых с кровью жертвенных животных, чтобы совершить церемонию искупления за грехи свои, своей семьи и всего народа. Его возвращение из-за завесы живым означало радостную весть о том, что жертва была признана достаточной и принята Богом во искупление грехов.
Ещё одно жертвенное животное, козла, не убивали, но первосвященник возлагал на него руки, исповедовал над ним все беззакония и преступления Израиля, символически перекладывая грехи народа на животное, после чего козла отпускали в пустыню. Именно от этого обряда и произошло всем известное выражение «козёл отпущения»
В Новом Завете
Йом-Кипур представляет собой прообраз смерти и воскресения Мессии Иисуса. Он пролил свою кровь и отдал свою жизнь, чтобы совершить полное и окончательное искупление грехов. Его воскресение из мёртвых — его возвращение живым — стало радостной вестью о том, что его жертва была признана достаточной и принята Богом как исчерпывающая и окончательная плата за грех. В Послании к Евреям (9:6-14) говорится, что церемония Йом-Кипура времён Скинии не способна была до конца очистить совесть поклоняющегося Богу, и через это сравнение указывается на совершенство и полноту жертвы Иисуса и Его священнического служения за нас.
В 1 Петра 2:24 сказано, что Иисус «грехи наши вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды». То есть Мессия стал для нас главным и окончательным козлом отпущения, унеся наши грехи на крест.
Этот праздник также вскользь упоминается в Деяниях 27:9 как «пост» (Йом-Кипур считается единственным календарным постом, предписанным Торой), по прошествии которого мореплавание становилось особенно опасным.
В жизни современных евреев
Йом Кипур — это день поста, поскольку именно так традиционно понимается выражение «смиряйте души ваши» в Левит 16:29. В синагогах в этот день читается книга Ионы с её ключевой темой покаяния и произносятся молитвы о прощении.
Праздник Кущей (Суккот) (Левит 23:33–43)
В еврейских Писаниях
Через пять дней после Йом-Кипура, на пятнадцатый день месяца Тишрей, Тора предписывала Израилю отмечать последний из ежегодных праздников в библейском календаре. Еврейское название этого праздника — Суккот, что означает «шалаши», «шатры» или «кущи». Бог повелел, чтобы в течение семи дней народ жил в шалашах в воспоминание о том, как они жили в подобных хлипких сооружениях во время сорока лет скитаний по пустыне. Эти шалаши служили свидетельством благодати Господа, который защищал народ в течение их странствий, и суровым напоминанием о причине этих скитании — неверии.
Суккот также знаменовал окончание последнего сбора урожая уходящего сельскохозяйственного года. В течение недели празднования люди делали «букеты» из пальмовых листьев и веток («возьмите себе ветви красивых деревьев — ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных» Левит 23:40) и радовались урожаю, которым благословил их Бог.
Пророк Захария (14:16) предрёк, что в конце времён верующие из всех народов будут приходить в Иерусалим поклоняться Господу и праздновать Суккот.
В Новом Завете
Возможно, именно это понимание Суккота как прообраза сбора последнего урожая побудило Петра, когда в момент преображения он увидел Иисуса в окружении Моисея и Илии одетым в славу своего царства, сказать: «Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи…» (Марка 9:5). Возможно, в этот краткий миг славы, он подумал, что Царство вот-вот проявится во всей своей полноте, и попытался исполнить повеление из пророчества Захарии.
В жизни современных евреев
Евреи и сейчас «живут в шалашах» во время этого праздника. Шалаш или шатёр называется сукка, и представляет собой лёгкое сооружение с тремя стенами и крышей из ветвей, тростника или пальмовых листьев. Другие элементы праздника — это лулав (нечто вроде букета из растений, описанных в Левит 23:40 и традиционно понимаемых как пальмовые ветви, листья мирта и листья ивы) и цитрон, называемый этрог.
Ответить
Хотите присоединиться к обсуждению?Не стесняйтесь вносить свой вклад!