Пинхас — פינחס
- Тора: Пинхас (Финеес) Числа 25:10-30:1
- Хафтара: 3 Царств 18:46-19:21
- Новый Завет: Рим. 11:2-32
Эта недельная глава начинается с награждения Финееса (Пинхаса) заветом мира и вечного священства за то, что он не побоялся проявить ревность Божью в отношении идолопоклонников, а попросту говоря — убить их.
А жизнь остальных пошла дальше. Прошло уже 39 лет после выхода еврейского народа из Египта, и Бог велит провести еще одну перепись мужчин в возрасте от 20 до 60 лет, не считая колено левитов. Таких мужчин насчиталось 601 730 (что на 1820 меньше, чем в прошлой переписи, когда нсчиталось 603 550 мужчин того же возраста).
Ко времени этой переписи уже не осталось никого из участников предыдущей переписи, кроме тех, кто ее проводил. Это значит, что поколения, вышедшего из Египта в возрасте свыше 20 лет, уже не осталось. Мидраш рассказывает, что каждый год на 9 ава весь народ рыл себе могилы и проводил в них эту одну ночь. Наутро звучала команда: «Отделите живых от мертвых» — и все, кто остался жив, вставал, а мертвые оставались в вырытых ими же могилах. И так продолжалось вплоть до 9 ава 40-го года после выхода из Египта, когда, к большому удивлению людей, из могил поутру вставли все. На всякий случай народ решил провести еще несколько ночей в могалах, во избежание ошибки, но потом поняли, что время их странствования и наказания подошло к концу.
Дальше глава рассказывает интересную историю о том, как дочери Салпаада выбили себе наследство, несмотря на то, что прецендентов получения наследства женщинами, а не мужчинами, в истории еврейского народа еще не было. Но Господь согласился — и они получили свое законное право наследовать своего отца, не давшего им ни одного брата.
Дальше следует один из самых грустных отрывков Торы. Моисей, который все эти годы вел сынов Израиля, учил их, обличал их, который лично общался с Господом и дважды (!) получал от него Закон, этот самый Моисей услышал слова Господни, которые сознательно или подсознательно ждал уже давно: «взойди на сию гору Аварим, и посмотри на землю, которую Я даю сынам Израилевым; и когда посмотришь на нее, приложись к народу своему и ты, как приложился Аарон, брат твой; потому что вы не послушались повеления Моего в пустыне Син, во время распри общества, чтоб явить пред глазами их святость Мою при водах [Меривы]» (Числа 27:12-14).
Что бы сделал любой человек на месте Моисея, узнав, что ему вот-вот придется умереть? Причем информация эта пришла из самого верного источника — от Самого Бога. Наверное, каждый поступил бы по-разному, но каждый по-своему попытался бы приготовиться к смерти. И Моисей тоже решил приготовиться к смерти, но сделал это в своем стиле — он попросил Всевышнего дать народу другого лидера вместо него самого. Так на служение был поставлен Йегошуа бен-Нун, известный в русской Библии как Иисус Навин.
Последние две главы этой парши дают подробный список жертв, которые нужно приносить в скинии по разным дням, праздникам и особым случаям.
ХАФТАРА на эту главу читается из «Мелахим Алеф», что соответствует в русской Библии 3 Книге Царств. Пророк Илия только что «разобрался» со лжепророками Ваала, и о нем только что доложили царице Иезевели, которая тут же издала смертный приговор Илие. Илия настолько расстроился, что ушел в пустыню и стал просить себе смерти у Бога. У Илии проявились все признаки начинающейся депрессии, вызванной сильнейшим стрессом. И Господь решает эту проблему по-Своему. Сначала, он дает ему наесться и выспаться, чтобы Илия подкрепил свои силы. Потом он дает ему следующее задание, чтобы у него обновилось видение. А затем он обноваляет само его отношение к ситуации, объясняя, что не один он такой остался и что у Бога еще есть люди, подобные ему. Меры Божьи подействовали, и Илия отправился на свое очередное задание для Господа.
В этом же отрывке мы читаем одно из самых чудесных описаний действия Божьего. Его полезно помнить нам всем, особенно тем, кто постоянно ищет чудес и знамений от Господа. Да, в нашей жизни былвают и ветры, и землетрясения, и огонь, и много чего еще другого сильного, яркого и потрясающего. Но чаще всего голос Божий слышится всего лишь в «веянии тихого ветра»
В НОВОМ ЗАВЕТЕ Павел цитирует историю с Илией для объяснения того, что всегда существует остаток, верный Господу. Остаток избранного народа жив по сей день. Это евреи, уверовавшие в Йешуа как Мессию и принявшие Благую Весть.