Толдот – תולדת
- Тора: Толдот (Родословие) – Бытие 25:19-28:9
- Хафтора: Малахии 1:1-2:7
- Новый Завет: Римлянам 9:1-31; Евреям 11:20; 12:14-17
Эта недельная глава начинается с рассказа об Исааке и Ревекке и о рождении у них близнецов – Исава и Иакова. Двадцать лет ждали они детей и, наконец, после многих молитв, Ребекка зачала. Еще во время беременности она чувствовала себя как-то непонятно и спросила об этом у Господа. Господь ей ответил, что она несет в себе зародыши двух великих народов и что младший ее сын станет наследником, от которого и произойдет избранный народ.
Хотя Исав и Иаков были близнецами, они с самого рождения были очень разными. Первый родился косматый, поэтому его и назвали «Исав» — «волосатый». Иаков родился, держась за пятку брата, поэтому его и назвали «Иаков» — «вытеснитель», от ивр. «ловить за пятку».
Исав вырос охотником, человеком полей, а Иаков – «иш там йошев охалим», т.е. «человеком тихим, живущим в шатрах». Разница усугубилась еще и тем, что Исаак больше любил Исава (ну какой отец не гордился бы своим мужественным и сильным первенцем!), а Ревекка – тихого и домашнего Иакова, что тоже неудивительно.
Традиция говорит, что первый шаг в сторону перемены сил между братьями был сделан в день похорон их дедушки Авраама. В этот день Иаков готовил чечевичную похлебку, что было традиционным кушаньем во время «шивы» — семи траурных дней после смерти близкого родственника. Когда Исав ворвался в дом после очередной охоты, Иаков решил его проучить, и на просьбу накормить его, предложил продать ему первородство. Очевидно, что для Иакова первородство, несущее особые благословения Господни, имело гораздо большее значение, чем для Исава. Исав продал свое первородство и все Господни благословения, сопровождающие его, за «адом азе» — «красное это». Видимо, молва об этом быстро разошлась, потому что Исава вскоре стали называть Едомом – «красным».
Читая дальше, поневоле переносишься на несколько глав – или десятков лет – назад и видишь перед собой Авраама: те же ошибки, то же стремление обезопасить свою жизнь за счет чести собственной жены.
Наступил голод, и Исаак – как и Авраам до него – пошел с семьей на юг, видимо, стремясь попасть в Египет. По пути Господь сказал Исааку не идти, потому что Он Сам благословит его и его потомков. Исаак остановился в городе Герар и, как и Авраам до него, представил Ревекку своей сестрой. Только чудо позволило ей избежать позора, а Исаак выслушал от Авимелеха, царя Филистимского, все, что тот о нем думал.
Довольно долгое время прожил Исаак в Гераре, но из-за зависти филистимлян и споров насчет главного богатства тех времен – колодцев – он ушел оттуда и позже поселился в Беэршиве. Там Господь снова явился ему и обновил Свой завет с ним. Там он построил жертвенник Господу.
Все это время Исав не терял времени даром и привел в дом к родителям сразу двух жен-хеттеянок, чем очень испортил настроение и отца, и матери.
Дальше мы уже читаем о том, что Исаак состарился и почти ослеп. К этому времени он уже, по всей вероятности, просто забыл об истории с Исавом и его первородством, а, может, просто не придал ей никакого значения, потому что он решил перед смертью благословить именно Исава как своего наследника. Он попросил своего старшего сына приготовить ему дичь именно так, как он любил.
Случайно услышав об этом, Ревекка тут же решила действовать. Под ее чутким руководством Иаков переоделся в одежду Исава, покрыл себя козьей шерстью, взял еду и пришел к отцу, выдавая себя за Исава. Ничего не подозревающий Иаков благословил его как своего наследника. Когда вернулся с охоты Исав, стало ясно, что и он забыл о той давней истории продажи своего первородства. Он настолько расстроился потерей благословения, что пообещал убить своего брата.
Узнав об этом, Ревекка решила отправить Иакова к своему брату в Харан, пока Исав не остынет от своего гнева. Она уговорила Исаака согласиться на этот план, обосновав его тем, что Иакову-то нужно найти жену лучшую, чем нашел себе Исав среди окружающих их народов. Исаак согласился – и Иаков ушел в Месопотамию, к своей родне.
В конце главы говорится, что Исав решил угодить родителям хотя бы в этом и взял себе третью жену – дочь Измаила.
Хафтара на эту недельную главу взята из первой части Книги пророка Малахии. Имя Малахии означает «мой посланник». Это был один из последних еврейских пророков Господних после вавилонского плена во времена Второго Храма.
Господь явил большую милость еврейскому народу как потомкам Израиля. Он осенил их благословениями вплоть до исключения их предка Исава-Едома из наследия благословений. Только Израилю, т.е. потомкам Иакова, дал Господь землю обетованную, Храм и священство.
Но, несмотря на все милости, оказанные нам, мой народ охладел и к Храму, и к богослужению, и, соответственно, к Самому Богу. Малахия описывает, как народ приносил слепое, или больное, или хромое в жертву Господу. Сами священники перестали поддерживать репутацию колена Левитов на должном уровне.
Заканчивается Хафтара предупреждением, что такое отношение изменит благословение Божье в проклятие, поскольку сыны Иакова стали копировать дела Исава.
В Новом Завете Павел пишет о своем желании увидеть спасение всего Израиля, дающееся в Мессии Йешуа, пришедшего от семени Авраама.
Но поскольку многие из еврейского народа отвергали Мессию, Павел утешал себя тем, что не все физические потомки Авраама стали наследниками благословений завета. Нет, у Авраама было двое сыновей, но избран был только Исаак, а не Измаил; у Исаака тоже было два сына, то избран был только Иаков, а не Исав. Другими словами, хотя Измаил и Исав были физическими потомками Авраама, они не были избраны наследниками обетований Господних.
Сравнивая Иакова и Исава, Павел говорит, что, «когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было Ревекке: больший будет в порабощении у меньшего». Затем он цитирует Хафтару: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».
Затем Павел задает риторический вопрос, а не является ли это все большой несправедливостью. Ведь разве виноват был Исав в том, что его отверг Бог и предопределил благословение его брату? На это Павел отвечает прямо, что Бог независим в Своих решениях и может явить милость и благодать, кому захочет. Другими словами, Бог имеет полное право предопределить исход дела ради Своих целей, а человечество должно просто принять Его решение как Творца и Повелителя вселенной.
Физического происхождения от Авраама недостаточно для вхождения в семью Божью, поскольку только дети обетования считаются наследием Божьим. К нему могут относиться даже «гоим», т.е. «неевреи», как это сказано у пророка Осии: «Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: `вы не Мой народ’, будут говорить им: `вы сыны Бога живаго’» (Ос. 1:10). И не восклицал ли пророк Исайя: «Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, [было] столько, сколько песку морского, только остаток его обратится» (Ис. 10:22).
Павел завершает свою мысль, говоря, что верующие в обетование Божьего спасения через Мессию, получают праведность по вере, а стремящиеся к собственной праведности, основанной на законе, не достигнут своей цели, ибо только Йешуа является «исполнением закона» для всех верующих – см. Рим. 3:20-31.